Как известно, в фортепиано клавиш очень много и все они абсолютно одинаково выглядят. Ориентиром в таком случае принято считать две черные клавиши посредине и белая клавиша До слева от них. «Там, - загадочным голосом говорит учитель – где находятся 2 черные клавиши, у самой первой черной клавиши находится нота С ( До)!» первой октавы
Уверяю вас, даже если студия Уолта Диснея сделает целый приключенческий мультфильм о том, где «приютилась» на клавишах нота До, зрительное восприятие человека еще долго будет мучиться в попытках ее найти на реальных клавишах. Потому что белая плоскость, разделенная на несколько десятков равных отрезков – это все равно что необъятная плоскость океана, на которой невооруженному глазу надо найти буек. Для того, чтобы моим маленькие ученики научились слету определять на рояле, где находятся 2 черные клавиши, а где 3, у меня как правило уходило несколько недель. Так, я вырезала из бумаги фигурки динозавров, которые надо было положить на 3 клавиши, и фигурки животных поменьше на 2. Они аккуратно раскладывали эти фигурки по местам, но без них все равно быстро затруднялись ответить слету где 2 клавиши а где три. Ведь способность считать в уме и без проговаривания «один два три» называть общую цифру к ребенку приходит не сразу, а постепенно! Следовательно, множество педагогов, которые учат ребенка находить До у двух черных клавиш ведут его восприятие по долгому пути, который должен начаться с умения быстро считать в уме и охватывать клавиатуру взглядом как уже знакомое и разученное пространство. Для начала нужно пройти стадию счета – проговаривания : раз-два, раз-два-три, потом осмыслить разницу, потом научиться схватывать ее зрением на лету.
Зрительное восприятие осваивает пространство постепенно – для него это такая же информация как и всякая другая. Ждать от начинающего, что он сядет и орлиным взором окинет инструмент, мгновенно отметив все черные и белые клавиши и мысленно разделит их на октавы, наивно. Если ребенок, к примеру, сосредоточен на белых клавишах, то он не может в тот же самый момент следить за черными. А если он сфокусировался на белых, то совершенно не в состоянии держать в поле зрения черные, сколько бы их там не было – две или три. Вспомните мой пример с зеркалами в машине. Первый раз сев за руль, вам трудно следить за всеми зеркалами сразу. Так происходит и с учеником, сидящим перед морем клавишей. Но и это еще не все!
Допустим, ваш ученик кое как разобрался в разнице между 2 и 3 черными клавишами и готов искать то самое ДО. Вы показываете, что нота До находится СЛЕВА от двух черных клавиш. Эти слова ребенку мало что говорят. Он ( как я уже писала ранее) не усвоил еще понятие лево – право на мышечном уровне и оно не стало частью его сознания. Начинается вторая часть борьбы с восприятием ребенка за запоминание ноты До. Этот процесс выглядит приблизительно так:
1. Зрение пытается вычленить из множества черных клавиш 2, поблуждав вправо влево по инструменту, оно наконец останавливается на парочке клавиш, которые вроде посредине ( ученик ерзает пытаясь определить, насколько посередине по отношению к его туловищу 2 эти клавиши находятся)
2. Наступает очередь внутренней математической проверки – 2 или 3 – вот в чем вопрос. Кажется 2! Ура! Мы на месте назначения
3. Надо вспомнить что такое «лево». Время покопаться в памяти. Так, кажется «право» – это то, чем я пишу, стало быть лево – это противоположное
4. Смотрим на 2 клавиши: эта клавиша ближе к той руке, что я пишу та – и есть лево.
5. Ура! Нашли! А дальше что?
А дальше будем искать остальные ноты по порядку! Причем без знания Музыкального Алфавита! Ура?
Вот в таких барахтаниях и поисках точки опоры проходит невинное обучение поиску ноты ДО. До игры МУЗЫКИ двумя руками что-то далековато, вам не кажется?
Дата: 2019-12-22, просмотров: 240.