Игра гамм и упражнений как первые шаги фортепианного хождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

И тут я совершенно серьезна!

 

Это действенный способ сдвинуть работу рук и пальцев с мертвой точки . Установка восприятия человека на механическую работу каждого пальца по очереди в заданной последовательности помогает установить контроль сознания над необходимыми в игре мышцами, при условии, что само упражнение будет простым и легко запоминающимся, а работа по его разучиванию не будет отвлекать от главного – освоения первых навыков «хождения».

 

Бинго! Ключевое слово в игре на фортепиано – фортепианное хождение! Поставив пальцы на клавиши фортепиано мы превращаемся в годовалых детей, которые готовы сделать первый шаг от клавиши к клавише. С той только разницей, что «ног» у нас как минимум 5. Гуляние по клавиатуре посредством разных упражнений помогает достичь множества разных полезных целей.

 

Во-первых, это помогает восприятию человека получить первые навыки координации всех пальцев во взаимодействии со всеми клавишами,

 

Во-вторых, это помогает освоению клавишного пространства зрением, для которого после нескольких путешествий вперед и назад оно становится не таким страшным и непонятным, но более доброжелательным и знакомым

 

В – третьих, это помогает потихоньку запомнить, как черные клавиши группируются по 2 и 3 и как белые организованы по октавам и по порядку Путешествие по неизвестной стране поможет понять и выучить страну поближе гораздо лучше телевизионного, не так ли?

 

В –четвыертых, это помогает использовать уже выученные знания Музыкального Алавита применительно к разучивании клавиш фортепиано

(особенно если играть упражнения, предварительно поместив стикерсы – карту с названием клавиш и просить пропеть каждую нажимаемую клавишу сольфеджио).

 

Многие ругают упражнения за их скучность и механичность, но в самом начале пути «заданность» упражнений, их предсказуемость развития и повторность является точкой опоры в развитии навыков «хождения пальцами по фортепиано». Освоив простое механическое движение и повторяя его многократно, восприятие может сосредоточиться на совершенствовании координации движения пальцев и рук, вместо того, чтобы пытаться решать дополнительные задачи : «куда идти дальше и как добыть эту информацию». Так что лучше уж пока двигаться на «автопилоте» и хорошо осмотреться.

 

Каждый дошкольник может пробегать по клавишам…

пальчиками так же легко и свободно, как кататься на трехколесном велосипеде. Это лучше, чем бить по ним кулаками, не правда ли?

 

Для обучения своих малышей «ходить по клавишам пальчиками» я выбрала несколько самых простых упражнений на базе уже существующих в пианистической практике. Они базируются на «прохождении» клавиатуры поступенно с подкладыванием пальцев ( До мажор в расходящемся движении), поступенно с помощью небольшой растяжки ( Ганон номер 1), чередования белых и черных клавиш ( хроматическая гамма) и трех клавиш одновременно ( трезвучия).

 

Игру упражнений на фортепиано я разучивала с детьми разного возраста. Легкость, с которой они схватывали эти движения, удивляла меня и постепенно возрастной порог моих учеников опустился… до 2-х лет. Да, в два года большинство малышей уже владеют координацией каждого пальчика обеих рук и способны «ходить по клавиатуре» обеими руками.

Мой выбор упражнений не случаен : вначале я теоретически отобрала упражнения, которые были бы просты для копирования маленькими детьми, легко запоминаемы и давали координации рук наибольшее развитие и свободу. Потом я проверила, как относятся к этим упражнениям дети, а также насколько эффективными они будут для развития их координации.

 

Однажды мама одного из моих 3-х летних учеников рассказала мне, что малыш, разучив упражнения, так увлекся ими, что едва видел клавиши, то немедленно рвался «походить по ним пальчиками». Оказавшись в магазине музыкальных инструментов, он по-деловому приблизился к самому большому роялю и стал играть обеими руками упражнения, постепенно двигаясь вдоль его вслед за своими руками. Публика пришла в неописуемый восторг, а он не обращая ни малейшего внимания на восторги взрослых сосредоточенно играл обеими руками хроматическую гамму. Умение делать что-то своими руками и пальцами чрезвычайно интересует детей младшего дошкольного возраста. Поэтому игра упражнений для них именно то, что им нравится и вызывает интерес. Вот небольшое описание упражнений, которые служат в моем классе точкой опоры для развития координационной техники.

 

Оказалось, что я не ошиблась в выборе. Ниже описанные упражнения помогают моим детям освоить клавишное пространство и пробегать его несколько раз на дню с большим удовольствием.

 

 

Растяжки или Ганон №1

 

Я начинаю с «растяжки» – упражнения Ганона, которое является «ключом зажигания» для машины, именуемой рукой. Это упражнение помогает проходить всю клавиатуру, нажимая все пальцы поочередно. Оно дает восприятию важный урок, что «океан клавиш не так уж велик и его можно переплыть», а также учит начинающего, как управляться со всеми пальцами поочередно, как можно передвигаться кругообразными движениями в пространстве клавиш и как растягивание помогает перескочить через клавишу, чтобы продолжать движение. Это упражнение новички играют плоскими пальчиками, что естественно, потому что задача этого упражнения –«разбудить» механику руки и заставить каждый палец работать самостоятельно. Они выучивают простое руководство к действию – растянуть, раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь! Позже, когда этот навык усвоен, дети легко ставят руку куполообразно и начинают опираться на кочики пальцев.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 257.