Музыкальные строчки как шпионская шифровка для неподготовленного сознания.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Строчки книг располагаются параллельно, как и строчки нотоносца, что вносит некоторую сумятицу в восприятие человека, который пытается понять логику музыкальной записи, отождлествляя ее с логикой располложения строчек в тексте.

 Однако графически в книжном письме междустрочье – это пустое пространство для зрительного разделения одной линии от другой, а в нотной грамоте – это такое же «поле боя», только белого цвета, как на шахматной доске. Кроме того, при чтении книги глаза должны фокусироваться на одной строчке текста, а при чтении нотной грамоте на… как минимум 11 (5 линеек и пространства между ними).

 

Традиционная нотная графика представляет «черное поле» в виде тоненьких линий, а «белое» – в виде большого пространства между ними, что может настраивать восприятие на ложные предположения. Ученик может воспринимать тонкие полоски как нечто важное, как строчки письма ( ноты на них выглядят выпуклее, следовательно более значимее), а промежутки – второстепенными ( междустрочье). И это – совсем не та информация, которую мы хотели бы закрепить в наших учениках.

 

Равнозначность дорожек для записи равнозначных нот, отражающих равнозначные звуки можно подчеркнуть посредством графики, расширив на начальном этапе «черное» поле до ширины «белого». Это графически выровняет значимость обеих дорожек и поможет зрительному восприятию начинающего понять логику изображения звуков на письме как равнозначных единиц, отличающихся по высоте.

 

Детское мышление конкретно. Для того, чтобы ребенок понял, что 1+1=2 ему нужно взять палочки по одной и пересчитать их. Для того, чтобы понять, что тонкая черная полоска и широкая белая – это одинаковые единицы, он должен это увидеть собственными глазами и потрогать руками.

Клавиши инструмента становятся тем самым продолжением линеек и пространств между ними, которые можно «потрогать» и пропеть голосом. Так, с помощью простого графического приема – расширения линеек на нотном стане – мы помогаем ребенку

1. понять логику расположения нот на линейках и между ними и развить восприятие линеек и пространств между ними как равнозначных единиц

2. получить первые зрительные представления об интервалах

3. сделать обучение музыкальной грамоте конкретным или основанным на мышечном прикосновении к нотному стану с помощью клавиш

4. развить музыкальных глазомер, с помощью которого чтение музыки развивается значительно более эффективно

5. помочь понять, как размещается на Нотном Стане Музыкальный Алфавит

 

Как Нотный стан может стать точкой опоры в понимании … Нотного стана

 

Однажды очень давно ( я даже не помню уже когда именно ) нас в школе научили определять, сколько дней в каждом месяце… по косточкам пальцев. Так, отсчитывая от с самой первой косточки мизинца левой руки я привыкла проверять, сколько дней в каком месяце, пока это не стало навыком. Если бы такого метода у меня не было, то это принесло бы мне в жизни множество неудобств. Первое и самое большое неудобство – даже не необходимость зазубривания дней в каждом месяце отдельно, а невозможность проверить свою ошибку не прибегая к помощи подсказки.

 

О том, что Нотный стан и клавиши фортепиано тесно связыны между собой и по сути являются графическим продолжением друг друга, я поняла не сразу. Никто никогда не учил меня этому и мир клавиш в моем сознании существовал как бы отдельно от мира нот. Мое мировоззрение перевернулось в тот день, когда я поставила ноты какой то пьесы ключами вверх и посмотрела на нотный стан совсем под друним углом. Для меня это стало каким то откровением, подобным удару молнии.

 

Позже я узнала, что эта идея далеко не нова и некоторые учителя до меня пытались перевернуть ноты ключами вверх на начальном этапе обучения. Такой поворот делает клавиши фортепиано продолжением 10 линеек Нотного стана, помогая зрительному восприятию стать точкой опоры для координации человека. Выравнивая движение нот и клавиш в единую линию, координация человека избавляется от элемента «непредсказуемости» и освобождается от лишнего напряжения, вызванного необходимостью искать эквивалентную каждой ноте клавишу.

 

До развития компьютерной программы Софт Моцарт я печатала нотный текст пьес на расширенных линейках при повороте на 90 градусов для моих учеников. Однажды мне рассказали такую историю: был детский праздник в доме одной из моих учениц. Одна гостья случайно забрела в ту комнату, где стояло фортепиано с моими вертикальными нотами. Девочка села за инструмент и с увлечением стала играть записанную пьеску. Это занятие ее так увлекло, что она провела за ним около часа, пока не разучила пьесу наизусть ( это была «Французская песенка» для исполнения двумя руками). Девочка с удовольствием исполнила пьесу для всех в конце праздника и призналась, что никогда еще не умела играть на фортепиано и это – ее первый опыт.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 211.