Музыкальный Алфавит на нотоносце – следующая ступень на пути к свободному музыкальному чтению
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Добавив картинку к каждой ноте , фонетически перекликающуюся с ее названием: так, нота «до» представлена в виде картинки двери ( door), «ре» – дождика(rain), «ми» – зеркала(mirror), «фа» – фермы (farm), «соль» – солонки (salt), «ля» – лестницы (ladder) и «си = ти» – чашки чая (tea) я сделала Нотный Стан настоящей «картой» расположения нот и клавиш.

 

С помощью картинок на нотном стане полученная ранее информация о Музыкальном Алфавите становится точкой опоры в понимании нотной системы координат и делает нотное письмо логическим продолжением ранее усвоенного в сознании любого ребенка.

 

В результате этих преобразований Нотоносец из абстрактной музыкальной системы получился Графической Музыкальной Азбукой, в которой заключена вся необходимая информация для первого прочтения музыкального текста на фортепиано и пропевания его голосом.

 

Способность распределять ноты на линейках и между ними не является врожденной и требует некоторой тренировки от учащихся. Так, я сделала большой постер с широкими черными полосками для своих учащихся и попросила разместить на нем по порядку красные и синие кружки нот. Дети от 3 до 7 лет не сразу научились чередовать синие и красные кружки и выкладывать их на каждой линейке и каждом пространстве. Чаще всего они пропускали именно пространства, расставляя нотные кружочки на линейках. Но выполняя это задание регулярно, они постепенно научились читать линейки и расстояния между ними и не пропускать ни одной из этих единиц.

Дети постарше быстрее усвоили это упражнение, но большинство из них тоже пришли к пониманию логики последовательностей не сразу, а постепенно.

 

Позже мы разработали специальную компьютерную игру “Fruit Lines”, которая развивает способность ориентации в нотных линейках и пространствах между ними с помощью компьютерной графики и интерактивности.

 

Умение прочитывать нотные линейки и ориентироваться в них с хорошей скоростью является одним из самых важных зрительных навыков в восприятии нотного текста. Оно помогает ученику ориентироваться в нотном стане легко и непринужденно и способствует развитию скоростного прочтения нотного текста, необходимого при музыкальном обучении.

 

Сено или солома?… Или у человека слишком много рук.

 

Нотный стан объединяет в себе две системы нотного прочтения – или два ключа – скрипичный и басовый. Графически они контрастны и поставлены в левом углу нотного стана. Но неподготовленное восприятие человека не видит нотный стан так, как видит его профессонал. Вспомните себя впервые за рулем атомобиля. В нем есть 4 зеркала, за которыми нужно постоянно следить. Легко ли это было сделать? Новичок, прочитывая нотный стан не способен отмечать взглядом контрастность графики скрипичного и басового ключа. Кроме того, если этот новичок – ребенок, то при прочтении нотного стана его восприятие приобретает еще одно чрезвычайно «скользкое место» – неразбериху с правой и левой рукой.

 

Взрослые быстро забывают проблемы детства. Для них понятия – правая и левая рука уже сформировались и перешло на уровень подсознательной реакции. Впрочем, не все взрослые. Вспоминается такая история. В царскую армию поступали солдаты из среды не владеющих грамотой крестьян. Эти люди совершенно не способны были отличить правую сторону собственного туловища от левого. А этот навык необходим в строю. Тогда, намучившись с муштрой, офицеры придумали такой трюк: они привязали к правой ноге солдата пучок сена, а к левоой – соломы. И тогда команда звучала так: «Сено! Солома!»

 

Мой учитель тоже пытался помочь мне разобраться в своих руках с помощью вопроса: в какой руке я всегда держу карандаш. Я справлялась с этой задачей … наполовину. Поднимая правую руку, в которой я держу карандаш, я отвечала, что эта рука … левая. Потому что для ребенка слово «право» и «лево»\ – это абстрактные понятия, которые необходимо наделить контрастными точками опоры в восприятии. Мышечная память ( какой рукой я пишу) является хорошим помощником в решении вопроса, если руки не находятся в данный момент на клавишах инструмента. Потому что пишу-то я конечно правой рукой, но играю то двумя.

 

Использование цвета может значительно облегчить работу восприятия: так, если раскрасить линейки скрипичного и басового ключей в контрастные цвета, зрительное восприятие сможет обрести точку опоры в мысленном разделении скрипичной системы от басовой и закрепить за каждой функцию руки.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 235.