Иркутск разрабатывает и реализует социально-экономическую политику в едином экономическом и правовом пространстве нашей страны, в соответствии с законодательными полномочиями и Уставами Иркутской области и города Иркутска.
Данный документ разработан в соответствии с Концепцией социально-экономического развития Иркутской области до 2010 г., Основными положениями стратегии развития Иркутской области, одобренными Министерством регионального развития Российской Федерации и проектом Концепции скоординированного развития городской агломерации Иркутcк-Ангарск-Шелехов.
Учитывая то, что в Программе социально-экономического развития Иркутской области до 2010 года и в проекте стратегии до 2020 года Иркутская область позиционируется как опорный регион Восточной Сибири, Иркутску, как столице нового объединенного субъекта федерации (Иркутской области и УОБАО), в обозримой перспективе предстоит усилить свои конкурентные преимущества и стать городом – лидером Восточной Сибири.
Принятый на федеральном уровне принцип поляризованного (или сфокусированного) развития, заменяющий политику выравнивания уровня регионального развития, предполагает сосредоточение финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах», «локомотивах» роста), а также последующее распространение инновационной активности в другие регионы.
Цели и приоритеты Концепции сформулированы с учетом Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина, приоритетных национальных проектов развития образования, здравоохранения, строительства доступного жилья.
Исключительное географическое положение города, как областного центра (региональной столицы) в совокупности со сформированным гражданским сообществом и значительный уровень развития транспортной инфраструктуры обуславливают процессы трудовой и социально-культурной миграции населения прилегающих территорий и предполагают широкие возможности для развития города, как центра Иркутской агломерации.
Сложившаяся за годы реформирования структура экономики не в полной мере обеспечивает воспроизводство и капитализацию ключевого актива города – человеческих ресурсов.
Органы муниципальной власти обязаны создать в Иркутске благоприятные условия для творчества и работы трудоспособных граждан и гарантировать достойную жизнь населению, включая социально незащищенные слои.
1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА
Стратегия социально-экономического развития г. Иркутска определяется Программой социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 годы и проектом стратегии социально-экономического развития до 2020 года. Основополагающим в социально-экономической политике структур власти местного самоуправления будет являться приближение качества жизни населения города к уровню европейских государств, развитие экономического потенциала и консолидация гражданских инициатив сообщества.
Одним из основных методов разработки Концепции социально-экономического развития г. Иркутска до 2020 г. является Форсайт, который представляет собой комплексный прогноз социально-экономического развития города, включающий демократические формы и рыночные механизмы влияния с целью достижения прогнозных индикативных показателей. Форсайт позволяет разработать научное представление о будущем с учетом желания городского социума и показывает пути его достижения за счет поддержки инноваций и технологий, подготовки востребованных экономикой города кадров, приоритетных направлений использования ресурсов (физического и человеческого капитала).
Главная цель социально-экономического развития города к 2020 г.: достижение статуса инновационного, промышленного, торгового, культурного и туристического центра Восточной Сибири, с высоким уровнем и качеством жизни населения. Реализация стратегии города осуществляется в рамках решения следующих стратегических задач:
• повышение конкурентоспособности г. Иркутска в производстве товаров и услуг, пользующихся растущим спросом на мировом рынке и рынке страны;
• повышение уровня и качества жизни населения через увеличение внутреннего спроса;
• улучшение демографической ситуации в городе, преодоление тенденции сокращения численности населения;
• позиционирование г. Иркутска как административного, культурно-исторически направленного центра опорного региона Восточной Сибири, производящего различные виды продукции и услуг, в том числе для нужд соседних регионов в рамках межрегиональной кооперации;
• создание институциональных условий, обеспечивающих комфортное и эффективное развитие бизнеса на территории города;
• преобразование архитектурного облика города как региональной столицы;
• формирование системы экологической безопасности и быстрого реагирования по предотвращению угрозы жизни населения и нанесению ущерба окружающей среде;
• обеспечение низкого уровня преступности.
2. ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
Основным стратегическим ориентиром социально-экономического развития города является рост человеческого капитала и развитие гражданского сообщества на основе повышения конкурентоспособности всех производственных и хозяйственных институтов, повышение уровня и качества жизни населения .
Демографическая политика
Задача: улучшение демографической ситуации.
Способы реализации:
• уменьшение оттока наиболее конкурентоспособной рабочей силы за пределы города;
• повышение рождаемости;
• оказание помощи многодетным семьям;
• снижение негативного влияния окружающей среды на репродуктивную способность женщин г. Иркутска;
• снижение смертности в трудоспособном возрасте, повышение продолжительности жизни;
• поддержка молодых семей, в первую очередь в обеспечении доступности жилья;
• отслеживание динамики и факторов влияния на процессы миграции;
• проведение активной воспитательной политики среди детей и молодежи;
• проведение эффективной политики занятости и создания новых рабочих мест.
Уровень жизни населения
Задача: повышение уровня и качества жизни населения города. Увеличение доходов работающего населения. Обеспечение доступности жилья и улучшение жилищных условий. Обеспечение стабильности предоставления коммунальных и социальных услуг населению города. Расширение социальной защищенности населения.
Способы реализации:
• повышение совокупных доходов населения города, его бюджета за счет создания инфраструктурных, институциональных и экономических условий для привлечения инвестиций в экономику;
• содействие эффективной работе: 1) предприятий промышленности, транспорта, строительства, торговли; 2) малого, среднего и крупного бизнеса других сфер деятельности; 3) предприятий и учреждений сферы обслуживания, здравоохранения и образования бюджетных учреждений; ПТУ, ССУЗов, ВУЗов, НИИ;
• развитие государственно(муниципально)-частного партнерства в целях внедрения инновационных механизмов модернизации экономики города, в т.ч. за счет создания технопарка;
• развитие системы социального партнерства на основе ведения социального диалога, заключения коллективных договоров и соглашений;
• систематическое повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, содействие ее росту во внебюджетном секторе экономики в рамках социального партнерства;
• создание системы мониторинга уровней заработной платы по видам экономической деятельности для повышения информированности субъектов социально-трудовых отношений;
Необходимо разграничить полномочия, права и ответственность в сфере социальной защиты между органами власти РФ. В задачи государственных органов исполнительной власти должно входить формирование законодательной нормативной базы, определяющей параметры бедности и механизмы ее преодоления, а также учитывающей современный подход к социальным льготам, разработка методик адресного порядка оказания государственной социальной помощи и контроль за ее осуществлением, проверка законности принимаемых на городском уровне решений и соблюдение конституционных прав органами местного самоуправления. Непосредственное предоставление социальной помощи целесообразно осуществлять через органы местного самоуправления, так как по своей природе они максимально приближены к населению.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 299.