Основные проблемы социально-экономического развития городов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основными проблемами социально-экономического развития города являются

Макроэкономические

· Слабая диверсификация экономики

· Законодательная база в стадии становления (налоговая, административные реформы, не рабочие законы)

· Территориальная удаленность городов на территории России

· Концентрация финансовых потоков в 2 городах

· Переходный период экономики

· Отсталость 1,2 секторов экономики

· 3,4 сектора в стадии зародыша

· Волатильная рыночная конъюнктура (кризисы, спада)

· Бюджетный федерализм

· Отсутствие четкой стратегии страны ,областей, респ., городов на среднесрочный, долгосрочный периоды

Микроэкономические

· Проблема занятости

· Слабая развитость инфраструктуры городов

· Административный барьер

· Процессы дезурбанизации (смещение центров деловой активности в пригороды - налоги)

· Отсутствие квалифицированного как персонала, так и руководящего персонала

· Гетто (трущобы)

· Слабо развитая транспортная система

Социальная безответственность администрации городов, районов города.

В современной экономической жизни возрастает роль крупнейших городов, но одновременно, как правило, в них наблюдается обострение социально-экономических проблем, которые проявляются в наиболее наглядной форме. Для большинства крупнейших городов важнейшей является проблема занятости. Тех­нологический прогресс и усиление международной конкуренции приводят к нестабильности существующей системы рабочих мест. Даже в развитых странах становится весьма проблематичным обеспечение высокого уров­ни занятости трудоспособного населения.

Так, например, в Западной Европе динамичный период 60-х годов характеризовался повышенным спросом на неквалифицированную рабо­чую силу, что привело к массовой иммиграции из менее развитых стран. В крупнейших городах этих стран довольно резко выделились две массо­вые субкультуры: средний класс, состоящий в основном из местных жи­телей, ориентированных преимущественно на высокий стандарт жизни (и, в частности, образования) и на рабочие места, требующие достаточно высокой квалификации, и малообеспеченные слои населения, в суще­ственной степени представленные рабочими-иммигрантами с низким уров­нем образования и профессиональной квалификации. Бурное развитие производства в некоторых динамично развивающихся странах третьего мира в 80-е годы привело к упадку многих традиционных промышленных отраслей в европейских странах, что вызвало значительную безработицу.

Для смягчения социальных конфликтов на общенациональном и муниципальном уровнях осуществляются различные программы помощи безработным. В экономических условиях развитых стран подобные про­граммы позволяют обеспечить относительно приемлемый уровень потребле­ния для подобных семей, однако это создает существенные финансовые трудности для городских властей, резко ограничивая возможности даль­нейшего развития инфраструктуры города.

В то же время многие жители мегаполисов оказываются в ситу­ации хронической безработицы. Образовался особый слой людей ак­тивного трудоспособного возраста, которые никогда не имели работы. Это создает существенное социальное напряжение, связанное, в част­ности, с болезненной реакцией малообеспеченных слоев на ситуацию социального неравенства, и резко усиливает криминогенную обстанов­ку в соответствующих кварталах города. Таким образом, местные вла­сти вынуждены бороться с социальными последствиями общеэкономи­ческих проблем. По свидетельству многих исследователей, этот кризис мегаполисов в развитых странах резко углубился именно в последние десятилетия.

В свою очередь безработица усугубляет жилищные проблемы мега­полисов. Уже с конца XIX века была осознана социальная опасность, связанная с остротой жилищной проблемы. В развитых странах принима­ются программы строительства муниципального жилья. Так, во Франции подобная программа дешевого жилья была утверждена законом 1884 года. В Западной Европе наиболее масштабные программы развертывания круп­ных жилых массивов были приняты после Второй мировой войны. Поли­тика общественного жилья стала неотъемлемой компонентой деятельнос­ти городских властей в крупнейших городах.

Причины «субурбанизации»

1. Субурбанизация – это процесс переселения более высокодоходной части населения в пригороды

для большинства мегаполисов характерно существова­ние отдельных трущобных районов (гетто), нередко в центральной части города. Классическим примером парадоксальной стагнации многих кварта­лов в центральной зоне мегаполиса является район Гарлема в Нью-Йорке. Там, по существу, выпали из эффективного экономического использова­ния многие гектары городской территории, которые имеют крайне выгод­ное положение в планировочной структуре города. Наличие подобных криминальных очагов резко снижает привлекательность проживания в цен­тральной зоне для семей среднего класса. Формирование эффективной системы общественного транспорта (характерной для городов Европы и отдельных мегаполисов США).

2. Массовая автомобилизация населения, а также создание развитой системы ипотечного кредита сформировали пред­посылки для так называемого бегства в пригороды семей среднего класса. Во многих мегаполисах оно наблюдается уже в довоенный период, рост их населения идет в основном за счет малых городов пригородной зоны. Перемещению в пригороды способствовало также резкое ухудшение эко­логической обстановки в послевоенный период, вызванное «катастрофи­ческим» увеличением числа автомобилей на улицах крупнейших городов.

3. Стимулирующую роль для этого процесса «субурбанизации» (suburbanisation) мегаполисов играли также соображения фискального характера. Так как большинство подобных пригородных поселений юри­дически независимы от города-центра, это снимает с жителей пригородных поселков экономическую ответственность за решение проблем город­ских гетто,  выплачиваемые ими местные налоги используются для разви­тия инфраструктуры пригородов.

Последствия субурбанизации

1. Устойчивое разделение территории города по куль­турно-этническому признаку порождает весьма острые социальные про­блемы в крупнейших городах развитых стран. Местные власти в рамках своей социальной политики предпринимают многочисленные попытки раз­работки специальных программ, направленных на смягчение отрицатель­ных аспектов процесса интеграции мигрантов. Однако острота этих про­блем нарастает. Многие социологи говорят о кризисе крупнейших горо­дов, грозящем катастрофой всей городской цивилизации.

2. Вслед за перемещением горожан переезжают в пригород и соответствующие предприятия системы обслуживания, ориентированные на близость к клиентуре. Параллельно происходит перемещение в пригороды и других отраслей бизнеса, ранее зависимых от близости железнодорожных и торговых путей (что стало возможным с развитием автомобильного грузового транспорта)

 

 

Администрация города обязана решать все проблемы города, посредством наделенной ей власти. Как правило решение социальных, экономических вопросов в рамках города выражается в концепциях развития города, на долгосрочную перспективу, в подготовке которой участвуют многие институты, а роль администрации заключается в управлении всего процесса и особенно контроль за ее исполнением! К сожалению, в России долгосрочных концепций практически нет, даже тяжело найти среднесрочные программы. В принципе структура и механизмы развития у Всех городов России мало чем расходятся, при одних и тех же целях. Но нельзя забывать, о том что Россия специфична своей много конфессиональностью, географией и историей и т.д. Проблемы большинства городов практически одинаковы, но методы их решения могут различаться в связи с особенностями. Посмотрите на структуру концепции развития г Иркутска: Приложение1.

 

 


 ЖКХ

Законодательная база:

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 31.12.2005)
(Кодекс, Федеральное Собрание РФ, № 188-ФЗ, от 29.12.2004)

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 254.