Основными проблемами социально-экономического развития города являются
Макроэкономические
· Слабая диверсификация экономики
· Законодательная база в стадии становления (налоговая, административные реформы, не рабочие законы)
· Территориальная удаленность городов на территории России
· Концентрация финансовых потоков в 2 городах
· Переходный период экономики
· Отсталость 1,2 секторов экономики
· 3,4 сектора в стадии зародыша
· Волатильная рыночная конъюнктура (кризисы, спада)
· Бюджетный федерализм
· Отсутствие четкой стратегии страны ,областей, респ., городов на среднесрочный, долгосрочный периоды
Микроэкономические
· Проблема занятости
· Слабая развитость инфраструктуры городов
· Административный барьер
· Процессы дезурбанизации (смещение центров деловой активности в пригороды - налоги)
· Отсутствие квалифицированного как персонала, так и руководящего персонала
· Гетто (трущобы)
· Слабо развитая транспортная система
Социальная безответственность администрации городов, районов города.
В современной экономической жизни возрастает роль крупнейших городов, но одновременно, как правило, в них наблюдается обострение социально-экономических проблем, которые проявляются в наиболее наглядной форме. Для большинства крупнейших городов важнейшей является проблема занятости. Технологический прогресс и усиление международной конкуренции приводят к нестабильности существующей системы рабочих мест. Даже в развитых странах становится весьма проблематичным обеспечение высокого уровни занятости трудоспособного населения.
Так, например, в Западной Европе динамичный период 60-х годов характеризовался повышенным спросом на неквалифицированную рабочую силу, что привело к массовой иммиграции из менее развитых стран. В крупнейших городах этих стран довольно резко выделились две массовые субкультуры: средний класс, состоящий в основном из местных жителей, ориентированных преимущественно на высокий стандарт жизни (и, в частности, образования) и на рабочие места, требующие достаточно высокой квалификации, и малообеспеченные слои населения, в существенной степени представленные рабочими-иммигрантами с низким уровнем образования и профессиональной квалификации. Бурное развитие производства в некоторых динамично развивающихся странах третьего мира в 80-е годы привело к упадку многих традиционных промышленных отраслей в европейских странах, что вызвало значительную безработицу.
Для смягчения социальных конфликтов на общенациональном и муниципальном уровнях осуществляются различные программы помощи безработным. В экономических условиях развитых стран подобные программы позволяют обеспечить относительно приемлемый уровень потребления для подобных семей, однако это создает существенные финансовые трудности для городских властей, резко ограничивая возможности дальнейшего развития инфраструктуры города.
В то же время многие жители мегаполисов оказываются в ситуации хронической безработицы. Образовался особый слой людей активного трудоспособного возраста, которые никогда не имели работы. Это создает существенное социальное напряжение, связанное, в частности, с болезненной реакцией малообеспеченных слоев на ситуацию социального неравенства, и резко усиливает криминогенную обстановку в соответствующих кварталах города. Таким образом, местные власти вынуждены бороться с социальными последствиями общеэкономических проблем. По свидетельству многих исследователей, этот кризис мегаполисов в развитых странах резко углубился именно в последние десятилетия.
В свою очередь безработица усугубляет жилищные проблемы мегаполисов. Уже с конца XIX века была осознана социальная опасность, связанная с остротой жилищной проблемы. В развитых странах принимаются программы строительства муниципального жилья. Так, во Франции подобная программа дешевого жилья была утверждена законом 1884 года. В Западной Европе наиболее масштабные программы развертывания крупных жилых массивов были приняты после Второй мировой войны. Политика общественного жилья стала неотъемлемой компонентой деятельности городских властей в крупнейших городах.
Причины «субурбанизации»
1. Субурбанизация – это процесс переселения более высокодоходной части населения в пригороды
для большинства мегаполисов характерно существование отдельных трущобных районов (гетто), нередко в центральной части города. Классическим примером парадоксальной стагнации многих кварталов в центральной зоне мегаполиса является район Гарлема в Нью-Йорке. Там, по существу, выпали из эффективного экономического использования многие гектары городской территории, которые имеют крайне выгодное положение в планировочной структуре города. Наличие подобных криминальных очагов резко снижает привлекательность проживания в центральной зоне для семей среднего класса. Формирование эффективной системы общественного транспорта (характерной для городов Европы и отдельных мегаполисов США).
2. Массовая автомобилизация населения, а также создание развитой системы ипотечного кредита сформировали предпосылки для так называемого бегства в пригороды семей среднего класса. Во многих мегаполисах оно наблюдается уже в довоенный период, рост их населения идет в основном за счет малых городов пригородной зоны. Перемещению в пригороды способствовало также резкое ухудшение экологической обстановки в послевоенный период, вызванное «катастрофическим» увеличением числа автомобилей на улицах крупнейших городов.
3. Стимулирующую роль для этого процесса «субурбанизации» (suburbanisation) мегаполисов играли также соображения фискального характера. Так как большинство подобных пригородных поселений юридически независимы от города-центра, это снимает с жителей пригородных поселков экономическую ответственность за решение проблем городских гетто, выплачиваемые ими местные налоги используются для развития инфраструктуры пригородов.
Последствия субурбанизации
1. Устойчивое разделение территории города по культурно-этническому признаку порождает весьма острые социальные проблемы в крупнейших городах развитых стран. Местные власти в рамках своей социальной политики предпринимают многочисленные попытки разработки специальных программ, направленных на смягчение отрицательных аспектов процесса интеграции мигрантов. Однако острота этих проблем нарастает. Многие социологи говорят о кризисе крупнейших городов, грозящем катастрофой всей городской цивилизации.
2. Вслед за перемещением горожан переезжают в пригород и соответствующие предприятия системы обслуживания, ориентированные на близость к клиентуре. Параллельно происходит перемещение в пригороды и других отраслей бизнеса, ранее зависимых от близости железнодорожных и торговых путей (что стало возможным с развитием автомобильного грузового транспорта)
Администрация города обязана решать все проблемы города, посредством наделенной ей власти. Как правило решение социальных, экономических вопросов в рамках города выражается в концепциях развития города, на долгосрочную перспективу, в подготовке которой участвуют многие институты, а роль администрации заключается в управлении всего процесса и особенно контроль за ее исполнением! К сожалению, в России долгосрочных концепций практически нет, даже тяжело найти среднесрочные программы. В принципе структура и механизмы развития у Всех городов России мало чем расходятся, при одних и тех же целях. Но нельзя забывать, о том что Россия специфична своей много конфессиональностью, географией и историей и т.д. Проблемы большинства городов практически одинаковы, но методы их решения могут различаться в связи с особенностями. Посмотрите на структуру концепции развития г Иркутска: Приложение1.
ЖКХ
Законодательная база:
ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 31.12.2005)
(Кодекс, Федеральное Собрание РФ, № 188-ФЗ, от 29.12.2004)
Дата: 2019-12-22, просмотров: 313.