Роль, значение и функции современных городов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекции по Экономике Города

 

 

Источники информации

Вопросы экзаменационные

Введение

Роль, значение и функции современных городов.

Развитие отраслей третичного и четвертичного секторов экономики в современных городах

Размещение различных видов экономической активности на территории города

Основные проблемы социально-экономического развития городов.

Местные общественные блага и местное самоуправление

Ресурсы развития экономики города. Муниципальные финансы

ЖКХ

Индикаторы муниципального социально-экономического развития

Приложение 1

Источники Информации:

1 Экономика города Вводный курс Занадворов В.С. Учебное пособие Академкнига. 2003

2 Экономика города Четвертое издание перевод с английского ОСаливан А. Инфра-М 2002

3 Бабун Р. Экономика и финансы российских городов в 2002 году // Муницип. экономика. - 2003. - N 2. - С.2-20.

4 Борисов А. Города: системный анализ / А.Борисов, П.Ореховский // Муницип. экономика. - 2002. - N 3. - С.2-18.

5 Власов В.И. У малых городов большие проблемы // ЭКО. - 2003. - N 12. - С.117-122.

6 Горин Н. Города России и реалии рыночного бытия // Власть. - 2003. - N 11. - С.13-20.

 

http://www.urbaneconomics.ru/ - Институт экономики города

http://www.gkh-russia.ru/ - ЖКХ

http://www.perepis2002.ru/ - перепись 2002 год

http://www.mos.ru/ - сайт правительства Москвы

 http://www.uic.edu/cuppa/uicued/ - для тех кто знает английский

 

 


Экзаменационные вопросы по предмету «Экономика Города»

1. Роль, значение, функции современного города.

2. Экономические причины существования городов (Принцип сравнительных издержек Д. Рикардо)

3. Исторические закономерности появления городов.

4. Особенности процессов урбанизации, дезурбанизации.

5. Классификация городов. Структура города. (практически повторение функций городов)

6. Типы городов (преимущества, недостатки). Исторические, территориальные особенности.

7. Функциональная ориентация города. (Тенденции, проблемы)

8. Полифункциональные города. Специфика, преимущества.

9. Классическая модель функциональной типологии городов.

10. Роль третичного сектора в экономике города.

11. Особенности образования четверичного сектора в городе

12. Экономическая активность на территории города

13. Проблемы социально-экономического развития городов

14. Социальная защита населения в городе

15. Городское развитие и реконструкция города

16. Бюджет города. Доходы и расходы (структура бюджета, бюджетный федерализм)

17. Проблемы бедных районов города. Гетто. Бездомные.

18. Решение экологических проблем города

19. Городское планирование.

20. Индикаторы муниципального социально-экономического развития




Введение

 

Город сегодня

¾ населения России живут в городе

90% Европы живут в Городе

50% Мира живут в Городе

 

Какой основной критерий, которым руководствуются все экономические субъекты при выборе местонахождения

 

В жизни практически все мерится количеством благ в определенных их проявлениях (материальное, духовное и тд.) Город выступает в качестве места концентрации множества благ, город, как и другие территории в каком то смысле, можно рассматривать в качестве предложения, а население в качестве спроса. В таком осмыслении понятно, чем город привлекательней-

 

В Городах присутствуют условия, отвечающие современным стандартам жизни, которые предоставляют возможность более рационально развивать потенциал общества в целом и потенциал экономического субъекта в частности. То есть, уровень благ значительно выше, чем в остальных поселениях.

Присутствие в городе таких институтов: Образовательные, Культурные, здравоохранительные, научные, и т.д. повышают конкурентные преимущества последнего перед селом. Большое кол-во предприятий, а так же их разнообразие дает большое кол-во рабочих мест разных специальностей, что является одним из приоритетов при выборе места нахождения. 

Согласно последней переписи населения в России: это города миллионики

 ГОРОДА С НАСЕЛЕНИЕМ 1 млн И БОЛЕЕ ЧЕЛОВЕК

 

 

 

Сегмент

Кол-во городов

Проживает

Больше 1 млн

           13  

 27,4 млн

От 0,5 до 1 млн

           20  

 12,4 млн

от 0,1 до 0,5 млн

         134  

 28,4 млн

от 50 тыс до 100 тыс

         163  

 11 млн

до 50 тыс

 

 40,3 млн

в поселках

 

 39 млн


Роль, значение, функции современного Города

В чем заключается роль современного Города?

Если брать за основу, то чем мы руководствуемся при выборе местонахождения, а именно - Благо

1 Материальное (работа(зарплата), современное жилье, уровень жизни)

2 Духовное (Культура, здравохр, образование, и тд.)

Роль города – заключается в количественном и в качественном увеличении генерируемых городом благ, посредством количественного и качественного изменения в сторону увеличения, и  особенно  качества уровня жизни общества проживаемого на данной и прилегающей территории.

Концентрация многих сфер деятельности позволяют выделить значения города:

Значение города:

1. Индустриальное

2. Научное

3. Образовательное

4. Культурное

5. Здравоохранение

6. Трудовое

7. Транспортное

8. Социальное

9. Институциональное

10. Административное

11.Экономическое

для федеральных городов так же

12. Политическое

13. Международное

14. Государственное

15. Стратегическое

Функция города - это назначение его в обществе.
Функции подразделяются на градообслуживающие (обслуживающие население) и градообразующие (виды деятельности, продукции, услуги, которые идут "на сторону"), среди которых выделяются специальные и центральные (обслуживание окружающей территории).
Подавляющее число городов выполняет множество функций.

Часть городов выполняют единственную специальную функцию - "профессию".

Классификация городов проводится по характеру специальных функций: промышленные, транспортные, научные, исторические, многоотраслевые.

Функции города постоянно меняются в связи с изменением геополитического положения, его роли и значения в хозяйстве страны. "Функциональную" историю города можно изучить, познакомившись с его первоначальным и современным гербами, на которых видна его основная профессия. К примеру: у промышленного города на гербе обязательно будет присутствовать промышленный символ.



Урбанизация

Главным, но не единственным показателем урбанизации является рост численности городского населения.
В 1900 году в городах проживало 14% населения мира, в 1950 г. - 29%, в 2000 г. - 47,5%.
В зависимости от количества городского населения (уровень урбанизации) страны различаются на высокоурбанизированные (уровень урбанизации > 50%), среднеурбанизированные (от 20 до 50%) и слабоурбанизированные (< 20%).

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРОДОВ
Главными факторами, позволяющими отличить городской населенный пункт от сельского, является численность его населения, причем занятого преимущественно вне сельского хозяйства. Кроме того, в городе иной, по сравнению с сельской местностью, характер жилой застройки и более высокая плотность населения.
 
В мире не существует единых критериев выделения городов. В США к городам относят поселения, достигшие 2,5 тыс. жителей, в Нидерландах - 20 тыс., в Исландии - 200 человек. В некоторых странах к городам относятся все административные центры, независимо от численности проживающего них населения. В России городом считается поселение, имеющее не менее 12 тыс. человек. В общем виде города можно классифицировать следующим образом:  
Современный этап развития мировой урбанизации характеризуется ускорением роста численности городского населения, числа больших городов, агломераций и урбанизированных районов - мегалополисов.

 

Единая целостная система городов называется конурбация. В современную эпоху ключевую роль в экономике играют крупнейшие города или тесно связанные агломерации близко располо­женных городов (конурбации, conurbations), которые принято называть мегаполисами (megapolis, megaville, megapole). В качестве основного по­казателя крупности города в урбанистике выступает численность населе­ния. Говоря о мегаполисах, обычно имеют в виду города-миллионеры, численность которых превышает 1 миллион человек.

Однако понятие мегополис – более сложное понятие.

Расширенное понятие МЕГАПОЛИС включает следующие ситуации:

Крупнейшие города связаны между собой автомобильны­ми и железнодорожными магистралями, вдоль которых расположены средние и малые города. Они формируют в совокупности гигантские поселения ленточного типа, замыкающиеся в единую сеть (с отдельны­ми вкраплениями малоурбанизированных территорий). Крупнейшей из них является агломерация «Босваш», идущая вдоль се­веро-восточного побережья США от Бостона до Вашингтона (включая Нью-Йорк, Филадельфию и т.д.). К этой группе относятся также зона «Токайдо» с населением свыше 55 млн. человек, объединяющая Боль­шой Токио (восемь префектур, включающих также Иокогаму) и Боль­шой Осака (три префектуры); Рейнская зона (Германии, Нидерландов и Бельгии) и Английская зона (агломерации Лондона, Бирмингема и Ман­честера). Подобные зоны выделяют в особый тип поселений, именуе­мый особые «мегалополисом».

Во многих странах весьма велика экономическая роль городов-центров, имеющих общенациональное значение по совокупности выпол­няемых ими функций, численность населения которых составляет лишь несколько сотен тысяч человек. С учетом столь значимой роли такие города иногда также причисляют к мегаполисам.

Таким образом, термин «мегаполис» иногда будет использоваться и в этом расширительном смысле.

Мегалополис- это урбанизированная зона, образованная сросшимися агломерациями

 

Т И П Ы Г О Р О Д О В
Города характеризуются региональными различиями. Принято выделять западноевропейский, арабский, африканский, латиноамериканский и североамериканский типы городов. Они складывались под влиянием разных факторов: исторических, экономических, географических, религиозных и т.д.

Западноевропейский город: корнями восходит к временам Римской империи. В центре - рыночная площадь, ратуша, собор. От центра радиально расходятся узкие улицы старого города.

Арабский город: делится на новую и старую. Ядром старой части обычно служит укрепление (цитадель). Ее тесным кольцом окружают кварталы старого города. Главное украшение - красочные базары.

Африканский город: складывался под влиянием европейской колонизации, привнесенной ею религии - христианства, а также позднее - мусульманства. Сочетаются постройки европейского типа с восточными базарами, мечетями и нищими кварталами.

Латиноамериканский город: создавался как колониальный город по единому плану, который Испания и Португалия разработали для своих владений. Центральная часть похожа на центр европейского города. На окраинах образовались пояса нищеты, в которых проживает 30-50% населения города.

Североамериканский город: отличается специфическими чертами, прежде всего своей молодостью. Характерна четкая прямоугольная планировка с Деловым центром (даунтаун), в остальных частях города - малоэтажные дома индивидуальной застройки.

Международное разделение труда и теория сравнительных издержек (преимуществ)
Экономическое сотрудничество между людьми стало закладываться примерно 10 тысяч лет назад. Основу объединения национальных хозяйств во всемирное хозяйство составило международное разделение труда. Оно представляет собой специализацию отдельных стран на производстве определенных видов продукции. Излишками изготовленной продукции стали обмениваться сначала соседние племена, отдельные семьи и лица, а затем и государства. Купеческие караваны пересекали пустыни, а торговые суда бороздили моря и океаны, прокладывая все более прочные пути хозяйственного взаимодействия отдаленных друг от друга государств.
Это были первые попытки сближения народов, во многом обусловленные различиями природного фактора в выборе хозяйственного направления. Подлинное взаимодействие началось на ранних стадиях развития капитализма. Сложившиеся до этого двухсторонние и трехсторонние внешнеторговые связи начинают перерастать во всемирную связь. В эпоху промышленного переворота возрастает взаимосвязь национальных хозяйств, перерастание их в мировой рынок не столько на природном, сколько на человеческом факторе деятельности.
По мере развития крупной машинной индустрии, увеличения масштабов производства, углубления специализации в самой промышленности стало невозможным выпускать постоянно увеличивающуюся номенклатуру изделий в рамках отдельных стран. Получают распространение наиболее развитые формы внутриотраслевой специализации в самой промышленности. Дальнейшее развитие всемирных производительных сил обусловило тенденцию к углублению международного разделения труда.
Каждая страна располагает определенным количеством природных богатств, исторически накопленным интеллектом людей (знаниями, навыками, опытом).
Первым аргументом в пользу обмена результатами хозяйственной деятельности между двумя такими странами будет различие условий производства: в одной стране есть то, чего нет в другой, но без чего не может развиваться современная промышленность. Это относится и к предметам личного потребления.
Вторым аргументом в пользу обмена выступают издержки производства. Затраты на производство той или иной продукции в разных странах неодинаковы. Издержки на единицу мощности легкового автомобиля в Японии ниже по сравнению с автомобильной промышленностью США. Это обусловлено многими факторами. Южнокорейская и Тайваньская электроника дешевле Японской прежде всего по причине дешевизны рабочей силы. Таких примеров можно приводить бессчетное количество. Чаще бывает выгоднее купить у других, чем производить все в полном объеме у себя.
Адам Смит подкрепил это положение простым примером: Вполне возможно, - писал он, произвести виноградное вино в Шотландии, но затраты будут при этом чрезмерны. Выгоднее производить в Шотландии овес и обменивать его на вино из Португалии.
Давид Рикардо пошел дальше, обосновывая этот принцип на трудовой теории стоимости и доказал, что от специализации выигрывают обе страны. Он считал также, что выгоду от специализации получают в конечном счете все классы, поскольку она ведет к накоплению капитала, соответственно - к экономическому росту и увеличению спроса на рабочую силу.
Создав теорию сравнительных издержек Д. Рикардо показал, каким образом все участники мирохозяйственных связей извлекают выгоды для себя и способствуют росту эффективности использования производительных сил мира. Оценивая эту теорию П. Самуэльсон пишет, что если бы теории, подобно девушкам, могли одерживать победу на конкурсах красоты, теория сравнительных издержек, несомненно, котировалась бы высоко, ибо она является стройной и логичной теорией.
Значение теории сравнительных издержек состоит в том, что она дает базу для понимания сущности международного разделения труда и международного обмена. Принцип сравнительных затрат справедлив не только в отношении любых двух стран, но и любого числа товаров и стран.
Теория сравнительных издержек исходила из национальных различий в стоимости, обусловленных затратами труда. Переход в конце ХIX начале ХХ в. к монополистическому капитализму ознаменовался тем, что возникла всемирная система хозяйства, для которой характерен ряд новых признаков: развилась акционерная форма ведения хозяйства; крупному капиталу стало тесно в рамках внутреннего рынка и в погоне за новыми прибылями он устремился в другие страны; вывоз капитала и расширившийся обмен сопровождались интернационализацией хозяйственных отношений; возникли международные монополии и на их основе в конечном счете произошел раздел мирового экономического пространства.
В новых условиях развитие внешних связей строится уже не только на различиях в стоимости продукции, а на основе сопоставления факторов производства, соотношения спроса и предложения на другие факторы производства. Теория сравнительных издержек развилась в теорию сравнительных преимуществ. Авторы этой теории шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин, рассматривая международные различия в ценах установили, что основными причинами этих различий являются, во-первых, неодинаковая относительная обеспеченность факторами производства и, во-вторых, разная внутренняя потребность в тем или иных товарах. Как известно, цена товара определяется ценами на факторы производства (издержками), а последние зависят от соотношения спроса и предложения на национальном рынке каждой страны. Например, цена труда во многих странах Азии и Африки в 10-15 раз ниже чем в Европейских государствах и в США.
Поэтому экономически выгодно размещать там трудоемкие производства. Страны, имеющие относительный избыток капитала, в развитии международной специализации заинтересованы в экспорте капиталоемких товаров, тогда как имеющие избыток дешевой рабочей силы - в экспорте трудоемких товаров. Таким образом главная суть теории сравнительных преимуществ сводится к тому, что страна экспортирует товары, в производстве которых наиболее эффективно использованы избыточные факторы производства и импортирует товары с дефицитом факторов производства. Хотя для объяснения всех мирохозяйственных связей и этой теории недостаточно.
Вторая половина ХХ века дала пример резкого расширения внешних связей между развитыми государствами, что привело к развитию интернациональных процессов между ними.

 
Развитие отраслей третичного и четвертичного секторов

По исходной типологии Фишера выделяются три сектора экономи­ки.

К первичному (primary, primaire) сектору относится деятельность, связанная с получением первичных ресурсов, ассоциируемых с фактора­ми производства типа «земля» (сельское и лесное хозяйство, рыболов­ство, горнодобывающая промышленность).

Ко вторичному (secondary, scondaire) сектору относятся отрасли обрабатывающей промышленности.

Третичный (tertiary, tertiaire) сектор охватывает сферу услуг (которые Фишер относил к «нематериальным» благам). Фактически этот сектор был выделен по остаточному принципу, что характерно и для подхода Кларка. С общих позиций экономической теории отделение услуг от дея­тельности, осуществляемой в обрабатывающей промышленности, пред­ставляется несколько условным. С одной стороны, конечную продукцию можно рассматривать в качестве материального носителя, обеспечиваю­щего реализацию соответствующей потребительской функции, которую можно рассматривать как услугу, предоставляемую производителем дан­ной вещи. С другой стороны, некоторые виды услуг, например ремонт­ные работы, имеют своим результатом некоторую исправно работающую вещь. Исходная, нуждающаяся в ремонте вещь при этом может рассмат­риваться как полуфабрикат, предоставляемый заказчиком.

Однако в рамках более конкретного подхода пространственной эко­номики можно выделить важные технологические особенности, существенно влияющие на размещение предприятий сферы услуг. Для большинства видов обслуживания существенным моментом является личный контакт с клиентом, что делает значимым фактор доступности (относительно систе­мы пассажирского транспорта). Для услуг, предоставляемых по телефо­ну, существенным фактором размещения являются затраты на телефон­ную связь. Массовое промышленное производство покидает современные крупные города, что является следствием существенного снижения из­держек на дальнюю транспортировку грузов.

Учитывая некоторое сходство производственных операций, суще­ственное при изучении функционирования городов, Кларк предложил включить в третичный сектор также строительство и некоторые виды ремесленной деятельности (например, булочные, швейные ателье и ре­монт обуви).

Подобное описание экономики, при всей его огрубленности, в це­лом соответствовало эпохе индустриальной цивилизации, порожденной промышленной революцией. С позиций современного общества техноло­гические процессы той эпохи представляются еще недостаточно развиты­ми, различия между производством товаров и услуг весьма отчетливо выражены. Подобный подход представлялся приемлемым для исследования систем городов развитых стран еще в начале 60-х годов, город пред­ставал как особое место размещения предприятий третичного сектора. Типология отраслей этой сферы позволяла определить иерархию горо­дов, ориентируясь на доминирующие в них виды услуг.

Однако технологическая и организационная революция, породив­шая постиндустриальное общество, привела и к существенному размыва­нию границ между вторичным и третичным секторами. Произошло выде­ление особого вида услуг, которые по существу являются промежуточ­ными факторами производства, такими, как финансовое обслуживание предприятий, исследование и оформление патентов, организация труда, реклама, управление человеческими ресурсами. Они становятся необхо­димыми компонентами в производственных материальных преобразовани­ях вторичного сектора. В то же время по типу деятельности они все же ближе к таким традиционным отраслям третичного сектора, которые ори­ентированы на обслуживание частных лиц (торговля, образование, меди­цина). Некоторые из этих услуг предоставляются предприятиям теми же фирмами, которые одновременно оказывают подобные услуги и населе­нию (банки, адвокатские конторы и т.п.).

В существующей системе статистической отчетности эту группу отраслей продолжают относить к третичному сектору, однако при изуче­нии функций городов многие авторы предпочитают выделять их в осо­бый

четвертичный (quaternary, quaternaire) сектор, к которому относят финансовое и юридическое обслуживание, информационные услуги, специфическую группу услуг для бизнеса и т.д.

 Некоторые даже идут далее и предлагают выделить в особый пятеричный (quinary, quinaire) сектор услуги для населения, требующие особенно высокого уровня квалификации персонала (образование, медицина, административ­ное обслуживание и т.п.).

В современных условиях происходит усложнение общественной жизни и производственных процессов, это сопровождается дальнейшей специализацией деятельности. Усиление международной конкуренции при­водит к более жесткой конкуренции на национальных рынках рабочей силы. Нарастает неустойчивость многих предприятий и тем самым сло­жившейся системы рабочих мест. Складываются новые формы организа­ции труда, ориентированные на большую гибкость форм найма (в том числе более широкое использование частичной занятости). Увеличивает­ся неравенство в заработной плате, уменьшается роль профсоюзов, на­блюдается заметная феминизация рабочих мест в развитых странах.

Этому усложнению экономической жизни соответствует нарастаю­щая специализация урбанизированных территорий как в масштабах сис­тем городов, так и в пределах самого города. Выделяются наиболее престижные и обеспечивающие наиболее высокий удельный доход (в расче­те на единицу площади городской земли) виды деятельности, относящие­ся преимущественно к четвертичному сектору и к связанным с обслужи­ванием его персонала наиболее престижным видам услуг. Они захватыва­ют стратегически важные крупнейшие города (прежде всего имеющие международное значение).

На территории этих городов такие услуги, в свою очередь, захва­тывают центральные зоны или порождают очень престижные специализи­рованные компактные зоны в их пригородах. В свою очередь традицион­ные виды производства вторичного и отчасти третичного сектора, ориен­тированные на более экстенсивные формы землепользования (промыш­ленные предприятия, склады, железнодорожные грузовые терминалы и т.п.), оказываются отброшенными в города второго эшелона, либо в дальние пригородные зоны мегаполисов.

Эта центробежная тенденция дезиндустриализации (вытеснения традиционных отраслей) меняет функциональную ориентацию городов и соответственно распределение специальностей на рынке труда, что по­рождает потоки миграции. В городах возникают проблемы переобуче­ния рабочей силы. Все эти изменения резко меняют ситуацию в сфере занятости, что объясняет существенную заинтересованность городских властей в определении перспективного функционального профиля горо­да. В частности, это весьма важно для стагнирующих промышленных городов России.

 

Исходная классическая модель функциональной типологии относит каждый город к некому абстрактному типу: центр нефтехимии, машиностроении, город-порт, административный центр, культурный центр, туристический центр, и т.д. Подобная классификация несколько примитивна, однако она позволяет выразить некоторые функциональные доминанты, характерные для многих мелких городов, и для некоторых крупных городов. В ее основе лежит схема предложенная для экономического анализа А.Фишером в 1934 г.

По Фишеру выделяют три сектора экономики.


















Первичный

К первичному сектору относят деятельность с получением первичных ресурсов, ассоциируемых с факторами производства типа земля (сельское хоз-во, рыболовство, лесное хоз-во, горнодобывающая пр-сть)

Вторичный

К вторичному сектору относят сектор обрабатывающей промышленности.

Третичный сектор

Сектор охватывает сферу услуг

С технологической и организационной революцией, породившей постиндустриальное общество происходит увеличение дли третичного сектора, а так же выделение особого вида услуг в четвертый сектор – это такие услуги как:

Финансовое обслуживание

Исследование

Организация труда

Реклама

Управление человеческими ресурсами

Консалтинг (юридический, финансовый и тд.)

Особенность данного сектора заключается в необходимости высокой квалификации.

Так же ученые предлагаю выделить и пятый сектор в по принципу: Социально значимые и требующие высокой квалификации.

Пост индустриальное общество так же характеризуется снижением доли 1 сектора и 2 сектора в экономике города, к примеру, выведение промышленных предприятий с территории города в пригородные районы. Так как они занимаю большую территорию и не требуют особой квалификации, и зачастую морально устаревают, тем самым замещаются современными, которые уже возникают в пригородах.

Сфера услуг захватывает центральные зоны и постепенно замещает 1,2 сектора. Третичный сектор также постепенно замещается 4 сектором который является более экстенсивной формой землепользования.

Данное смещение называется центробежной тенденцией дезиндустриализации

Дезиндустриализация – вытеснение традиционных отраслей.

 Все данные изменения влияют на город. Необходима переквалификация рабочей силы, что является неким катализатором изменений. Высокий уровень квалификаций порождает новую волну развития, что еще сильнее увеличивает разрыв города и деревни.

 

Администрация города заинтересована в определении более совершенного и перспективного функционального портфеля для города, что увеличит его конкурентоспособность и повысит привлекательность и выведет уровень предлагаемых благ на новый уровень .

Причины «субурбанизации»

1. Субурбанизация – это процесс переселения более высокодоходной части населения в пригороды

для большинства мегаполисов характерно существова­ние отдельных трущобных районов (гетто), нередко в центральной части города. Классическим примером парадоксальной стагнации многих кварта­лов в центральной зоне мегаполиса является район Гарлема в Нью-Йорке. Там, по существу, выпали из эффективного экономического использова­ния многие гектары городской территории, которые имеют крайне выгод­ное положение в планировочной структуре города. Наличие подобных криминальных очагов резко снижает привлекательность проживания в цен­тральной зоне для семей среднего класса. Формирование эффективной системы общественного транспорта (характерной для городов Европы и отдельных мегаполисов США).

2. Массовая автомобилизация населения, а также создание развитой системы ипотечного кредита сформировали пред­посылки для так называемого бегства в пригороды семей среднего класса. Во многих мегаполисах оно наблюдается уже в довоенный период, рост их населения идет в основном за счет малых городов пригородной зоны. Перемещению в пригороды способствовало также резкое ухудшение эко­логической обстановки в послевоенный период, вызванное «катастрофи­ческим» увеличением числа автомобилей на улицах крупнейших городов.

3. Стимулирующую роль для этого процесса «субурбанизации» (suburbanisation) мегаполисов играли также соображения фискального характера. Так как большинство подобных пригородных поселений юри­дически независимы от города-центра, это снимает с жителей пригородных поселков экономическую ответственность за решение проблем город­ских гетто,  выплачиваемые ими местные налоги используются для разви­тия инфраструктуры пригородов.

Последствия субурбанизации

1. Устойчивое разделение территории города по куль­турно-этническому признаку порождает весьма острые социальные про­блемы в крупнейших городах развитых стран. Местные власти в рамках своей социальной политики предпринимают многочисленные попытки раз­работки специальных программ, направленных на смягчение отрицатель­ных аспектов процесса интеграции мигрантов. Однако острота этих про­блем нарастает. Многие социологи говорят о кризисе крупнейших горо­дов, грозящем катастрофой всей городской цивилизации.

2. Вслед за перемещением горожан переезжают в пригород и соответствующие предприятия системы обслуживания, ориентированные на близость к клиентуре. Параллельно происходит перемещение в пригороды и других отраслей бизнеса, ранее зависимых от близости железнодорожных и торговых путей (что стало возможным с развитием автомобильного грузового транспорта)

 

 

Администрация города обязана решать все проблемы города, посредством наделенной ей власти. Как правило решение социальных, экономических вопросов в рамках города выражается в концепциях развития города, на долгосрочную перспективу, в подготовке которой участвуют многие институты, а роль администрации заключается в управлении всего процесса и особенно контроль за ее исполнением! К сожалению, в России долгосрочных концепций практически нет, даже тяжело найти среднесрочные программы. В принципе структура и механизмы развития у Всех городов России мало чем расходятся, при одних и тех же целях. Но нельзя забывать, о том что Россия специфична своей много конфессиональностью, географией и историей и т.д. Проблемы большинства городов практически одинаковы, но методы их решения могут различаться в связи с особенностями. Посмотрите на структуру концепции развития г Иркутска: Приложение1.

 

 


 ЖКХ

Законодательная база:

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 31.12.2005)
(Кодекс, Федеральное Собрание РФ, № 188-ФЗ, от 29.12.2004)

 



Проблемы ЖКХ

Сейчас проблема коммунальных сетей в России является одной из наиболее острых: в Москве сети очень изношены, в других регионах ситуация обстоит еще хуже.

Дело в том, что вложение денег в ЖКХ представляется для инвесторов низкодоходным, а потому коммерческие организации предпочитают направлять средства в другие отрасли строительной индустрии. При этом губернаторы регионов России жалуются на то, что дотаций от федерального центра катастрофически не хватает для обеспечения городов коммунальными сетями и модернизации существующих мощностей.

в плачевном состоянии коммунальной инфраструктуры в большинстве российских городов нет ничего удивительного. Инвестиции в эту отрасль не только не ликвидны, но и являются прямым удорожанием строительства. Кроме того, существующие тарифы в сфере ЖКХ законодательно ограничены сверху, что не может устраивать инвесторов. "Вложения в ЖКХ менее интересны, чем вложения в ряд других секторов, например, в то же строительство жилья или коммерческой недвижимости

Между тем, Градостроительный кодекс в его последней редакции предусматривает, что земельные участки под застройку должны продаваться на аукционах с уже готовой инфраструктурой.

Правда, механизм финансирования до сих пор не ясен.

Правительство РФ обязано оказывать регионам помощь при оснащении участков, предназначенных для жилищного строительства, коммунальной инфраструктурой.

именно состояние коммунальных сетей сейчас является одним из препятствий для реализации национального проекта, в рамках которого государство обеспечит жильем своих граждан

Пути решения:

государство может бесплатно создавать коммунальную инфраструктуру для жилья, которое будет строиться в рамках выполнения государственных обязательств, а также для строительства социального жилья.

государство должно увеличить срок кредитов, выдаваемых на строительство коммунальной инфраструктуры, с 3 до 5 лет.

регионы должны получать из федерального бюджета средства на строительство объектов коммунального хозяйства. "Лимиты выделяемых нам средств составляют, как правило, не более 10% заявленной суммы", сейчас средства господдержки из федерального бюджета слишком формализованно распределяются по федеральным целевым программам и объектам федеральной адресной инвестиционной программы.

в плачевном состоянии коммунальной инфраструктуры в большинстве российских городов нет ничего удивительного. Инвестиции в эту отрасль не только не ликвидны, но и являются прямым удорожанием строительства. Кроме того, существующие тарифы в сфере ЖКХ законодательно ограничены сверху, что не может устраивать инвесторов.

На данный "Вложения в ЖКХ менее интересны, чем вложения в ряд других секторов, например, в то же строительство жилья или коммерческой недвижимости

Но вместе с тем, это очень стабильный, малорисковый и практически вечный бизнес". Единственный вариант, когда инвестор может позволить себе вкладывать средства в строительство сетей без ущерба для собственного бюджета – возведение кварталов. В этом случае вложения окупаются за счет масштаба. Проблема в том, что "тарифы на энергоресурсы жестко закреплены городом, поэтому сколько бы инвестор ни вложил в коммуникации, он не сможет продавать энергоресурсы по коммерческим ценам, чтобы скорее окупить затраты

В Москве коммунальная инфраструктура сильно изношена и остро нуждается модернизации. В регионах, как правило, степень изношенности коммунальных сетей еще более высокая Состоянии коммуникаций в столице сильно варьируется в зависимости от района города. Так, в Центральном административном округе свободных мощностей нет и степень их изношенности максимальная. При этом историческая застройка не позволяет производить массовую перекладку коммуникаций, потому что они зачастую проходят под зданиями или по узким улицам, где невозможно проводить работы. В районах между Третьим транспортным кольцом и планируемым Четвертым транспортным кольцом ситуация более благополучная, участки, по которым проходят коммуникации, изначально не застраивались.

Между тем, согласно существующему законодательству, участки для застройки должны продаваться на аукционах с уже готовыми сетями. На Западе такая практика давно стала традиционной. Но чтобы продавать участки с коммуникациями, государство должно сначала вложить огромные деньги в проводку этих сетей.

Демографическая политика

Задача: улучшение демографической ситуации.
Способы реализации:
• уменьшение оттока наиболее конкурентоспособной рабочей силы за пределы города;
• повышение рождаемости;
• оказание помощи многодетным семьям;
• снижение негативного влияния окружающей среды на репродуктивную способность женщин г. Иркутска;
• снижение смертности в трудоспособном возрасте, повышение продолжительности жизни;
• поддержка молодых семей, в первую очередь в обеспечении доступности жилья;
• отслеживание динамики и факторов влияния на процессы миграции;
• проведение активной воспитательной политики среди детей и молодежи;
• проведение эффективной политики занятости и создания новых рабочих мест.











Уровень жизни населения

Задача: повышение уровня и качества жизни населения города. Увеличение доходов работающего населения. Обеспечение доступности жилья и улучшение жилищных условий. Обеспечение стабильности предоставления коммунальных и социальных услуг населению города. Расширение социальной защищенности населения.
Способы реализации:
• повышение совокупных доходов населения города, его бюджета за счет создания инфраструктурных, институциональных и экономических условий для привлечения инвестиций в экономику;
• содействие эффективной работе: 1) предприятий промышленности, транспорта, строительства, торговли; 2) малого, среднего и крупного бизнеса других сфер деятельности; 3) предприятий и учреждений сферы обслуживания, здравоохранения и образования бюджетных учреждений; ПТУ, ССУЗов, ВУЗов, НИИ;
• развитие государственно(муниципально)-частного партнерства в целях внедрения инновационных механизмов модернизации экономики города, в т.ч. за счет создания технопарка;
• развитие системы социального партнерства на основе ведения социального диалога, заключения коллективных договоров и соглашений;
• систематическое повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, содействие ее росту во внебюджетном секторе экономики в рамках социального партнерства;
• создание системы мониторинга уровней заработной платы по видам экономической деятельности для повышения информированности субъектов социально-трудовых отношений;
Необходимо разграничить полномочия, права и ответственность в сфере социальной защиты между органами власти РФ. В задачи государственных органов исполнительной власти должно входить формирование законодательной нормативной базы, определяющей параметры бедности и механизмы ее преодоления, а также учитывающей современный подход к социальным льготам, разработка методик адресного порядка оказания государственной социальной помощи и контроль за ее осуществлением, проверка законности принимаемых на городском уровне решений и соблюдение конституционных прав органами местного самоуправления. Непосредственное предоставление социальной помощи целесообразно осуществлять через органы местного самоуправления, так как по своей природе они максимально приближены к населению.









Здравоохранение

Задача: Обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи населению города, развитие ее профилактической направленности с целью улучшения показателей здоровья населения, снижения уровня смертности от управляемых причин и увеличения продолжительности жизни. Обеспечение медицинской, социальной и экономической эффективности функционирования муниципальной системы здравоохранения с учетом показателей удовлетворенности пациентов медицинской помощью. Приоритетное развитие амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения первичного звена медико-санитарной помощи. Внедрение современных подходов к закреплению кадров и повышение мотивации у молодых специалистов сохранения профессии врача за счет перехода к новым формам оплаты труда, повышения социальных гарантий, оказания помощи в приобретении и строительстве жилья. Обеспечение финансово-экономической стабильности муниципального здравоохранения, в том числе внедрение новых форм финансирования лечебно-профилактических учреждений, ориентированных на конечный результат.

Способы реализации:
• осуществление системы мер по профилактике заболеваний, в том числе работающего населения, пропаганде здорового образа жизни и формированию в сознании семьи и общества ответственности за сохранение и укрепление здоровья;
• создание современной информационно-технической и методологической основы наблюдения, анализа и оценки состояния здоровья населения;
• введение электронного медицинского паспорта жителей города с целью автоматизации статистических и аналитических процессов оценки показателей здоровья населения;
• повышение качества медицинских услуг за счет внедрения международных стандартов менеджмента качества в медицинских учреждениях;
• оптимизация сети и структуры учреждений муниципального здравоохранения, направленного на перемещение части объемов оказания медицинской помощи со стационарного этапа на амбулаторный;
• реструктуризация сети муниципальных фармацевтических предприятий с целью рационального лекарственного обеспечения лечебных учреждений и льготных категорий граждан;
• развитие семейной медицины и общеврачебных практик с целью обеспечения доступности медицинской помощи;
• внедрение современных методов диагностики, лечения заболеваний и реабилитации больных;
• осуществление мер по непрерывному повышению квалификации медицинского и управленческого персонала с использованием новых обучающих технологий;
• организация непрерывного мониторинга удовлетворенности пациентов медицинской помощью;
• обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в городе;
• осуществление перехода от финансирования содержания лечебно-профилактических учреждений на принципы финансирования медицинской помощи по стандарту с соответствующими изменениями процесса оказания медицинской помощи;
• внедрение механизмов обеспечения заинтересованности в выполнении объемных и качественных показателей своей работы медицинских работников:
- амбулаторного звена – в снижении уровня первичной заболеваемости населения, частоты обострений хронических болезней, показателей инвалидности и смертности в трудоспособном возрасте;
- стационарного звена – в исключении случаев необоснованной госпитализации, снижении длительности пребывания пациента в стационаре за счет применения интенсивных технологий и формализованных протоколов лечения, снижении уровня больничной летальности;
• внедрение метода подушевого финансирования с полным или частичным фондодержанием поликлиники при оплате стационарной помощи больным;
• совершенствование системы ведомственной и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения;
• обеспечение внедрения индикаторных показателей при оценке и контроле качества медицинской помощи;
• определение индикаторных показателей по профилактике заболеваний как основных критериев оценки деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений;
• разработка перспективного прогноза потребности населения в медицинском, лекарственном и санитарно-гигиеническом обеспечении, построенного с учетом показателей здоровья населения, характера миграционных процессов и структурной модернизации здравоохранения.





















Образование и наука

Задача: обеспечение доступным и качественным образованием, востребованным на рынке труда г. Иркутска и Иркутской области, создание единой конкурентоспособной научно-инновационно-образовательной среды, нацеленной на модернизацию экономики города с целью повышения конкурентоспособности.

Способы реализации:
• сбалансированное развитие начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального и высшего образования в соответствии с потребностями г. Иркутска и Иркутской области;
• расширение доступности образования для всех слоев населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
• внедрение городской системы менеджмента качества образования;
• привлечение в сферу образования молодых и талантливых специалистов на контрактной основе;
• привлечение ученых к проработке и реализации важнейших инвестиционных проектов, а так же (в рамках хоздоговоров) по развитию комплексной системы по информатизации управления экономикой города, включая ЖКХ, транспорт, тепло- и водоснабжение, внедрение энергосберегающих технологий;
• координация ВУЗов и НИИ города в подготовке кадров кандидатов и докторов наук;
• создание системы образования через «всю жизнь» с целью перехода на экономику, основанную на знаниях;
• формирование единой научно-инновационной политики, соответствующей стратегии социально-экономического развития города;
• создание необходимых условий для сохранения, развития и наиболее полного вовлечения имеющегося научно-технического потенциала в решение экономических и социальных проблем города;
• содействие развитию экспорта образовательных услуг учреждениями профессионального и высшего образования;
• развитие г. Иркутска как научно-инновационного центра Восточной Сибири;
• создание технопарка НИИ, ВУЗов, ССУзов, ПТУ и инновационных предприятий;
• активное участие науки в форсайте: реализации среднесрочных и долгосрочных стратегических прогнозов развития города;
• определение приоритетных направлений исследований и разработок, концентрация на них имеющихся ресурсов;
• развитие эффективной региональной и городской инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности;
• усиление роли науки в проведении экономических и социальных преобразований, повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции, духовного обновления общества;
• строительство муниципальных студенческих общежитий;
• создание муниципального жилого фонда для молодых преподавателей и ученых.



















Жилищная политика

Задача: обеспечение населения города жильем, по комфортности проживания неуступающего европейским стандартам, за счет увеличения строительства жилья, повышения эффективности, устойчивости и надёжности функционирования системы жизнеобеспечения города в целях достижения его высокой конкурентоспособности.

Способы реализации:
• развитие рынка жилья и финансовой инфраструктуры Иркутска для обеспечения большей доступности жилья для широких слоев населения;
• развитие системы ипотечного кредитования;
• снижение административных барьеров на пути согласования строительной документации, а также оформления прав на земельные участки и объекты недвижимости;
• удешевление строительства за счет развития местной базы производства стройматериалов, активного привлечения строительных организаций других регионов с целью усиления конкуренции на рынке строительства жилья;
• создание минимально необходимого жилищного фонда для социального найма;
• системные преобразования в сфере ЖКХ на основе информационных технологий;
• финансовое оздоровление сферы ЖКХ, повышение инвестиционной привлекательности;
• реализация инвестиционных проектов по тепло-, водо-, электро- и энергоресурсосбережению;
• совершенствование кадровой политики в сфере ЖКХ;
• нормативно-правовое обеспечение и информационное сопровождение преобразований в сфере ЖКХ;
• соблюдение социальных интересов жителей микрорайонов при развитии жилищной сферы;
• обеспечение комплексной застройки;
• подготовка обоснования для федеральных органов власти, органов власти Иркутской области и вынесение на обсуждение вопроса о реконструкции и сносе ветхого (аварийного) жилья;
• подготовка обоснования и вынесение на обсуждение вопроса о распределении сейсмической составляющей в цене на жилую недвижимость за счет федеральных субсидий, с целью существенного понижения себестоимости строительства жилья.















Культура

Задача: усиление социальной роли культуры, обеспечение систематического роста культурного потенциала, обогащение на его основе духовной и интеллектуальной жизни населения, использование ресурсов культуры в балансе устойчивого развития города и воспитание молодого поколения.

Способы реализации:
• обеспечение доступа к культурным ценностям и информации для всех слоев населения города;
• повышение качества предоставляемых населению услуг в сферах трудовой и технологической, экономической, организационной, правовой, политической художественной и экологической культуры, в сфере культуры обслуживания населения и гостей города;
• поддержка и создание условий (предпосылок) развития творческих союзов, народных театров, коллективов народного творчества, молодых дарований, выдающихся деятелей литературы, культуры и искусства, народного творчества, в том числе выделение грантов и присуждение стипендий за счет средств городского бюджета;
• развитие социально-культурной инфраструктуры города и культурно-досугового потенциала учреждений культуры;
• обеспечение приоритетного развития учреждений культуры и досуга, ориентированных на работу с подростками и молодежью;
• воспитание гражданственности, патриотизма, национального взаимоуважения;
• информационное, кадровое и научно-методическое обеспечение сферы культуры;
• поддержка проведения дней культуры национальных сообществ и освещение их в СМИ, в т.ч. специальных передач по местному телевидению;
• нормативно-правовое обеспечение учреждений культуры, совершенствование их управления и финансирования.










Молодежная политика

Задача: создание условий для привлечения и дальнейшего эффективного участия молодежи в социально-экономической и общественно-политической жизни г. Иркутска.

Способы реализации:
• развитие системы профориентации, трудоустройства и создания новых рабочих мест для молодежи;
• формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, вовлечение молодежи в разработку и реализацию программ развития города;
• формирование толерантности, снижение проявлений агрессивности в молодежной среде, разработка программ профилактики социально-негативных явлений среди молодежи (контроль за соблюдением законодательства в развлекательных учреждениях: дискотеках, ночных клубах, центрах досуга и др.) на территории г. Иркутска; ведение работы по профилактике негативных тенденций и социальной адаптации молодежи;
• обеспечение информационного освещения работы служб доверия для наркозависимых, личностей с суицидальными наклонностями, молодежи, находящейся в кризисной ситуации и проводимых в данной сфере мероприятий;
• организация стационарного лагеря для подростков и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
• поддержка детских и молодежных объединений, союзов, организаций, клубов, действующих в соответствии с российским законодательством;
• содействие решению проблем молодежной занятости;
• формирование нормативно-правовой базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи в целях получение образования, поддержки деловой активности и строительства жилья;
• решение жилищной проблемы молодых семей за счет выделения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилища, развития системы молодежных жилищных кооперативов;
• создание условий для организация молодежного досуга, отдыха, спорта, туризма;
• строительство Дворца молодежи в г. Иркутске, как центра координирующего работу с молодежью по различным направлениям деятельности; организация ежегодных праздников, способствующих развитию творчества, выявлению молодых талантливых людей, а также становлению активной жизненной позиции молодежи;
• разработка молодежных программ в сфере развития физкультурно-спортивного и спортивно-массового движения в городе;
• организация проведения ежегодных конкурсов молодых ученых, конкурса сочинений среди школьников города, выставок, конкурсов одаренных художников и музыкантов;
• поддержка молодой семьи посредством создания Центра содействия и помощи молодым семьям и детям, осуществляющего работу по следующим направлениям: защита материнства и детства; добрачное консультирование; работа с семьями, попавшими в кризисную ситуацию, проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам демографической политики, охране материнства и детства;
• поддержка и развитие системы семейного оздоровительного отдыха, поддержка программ, направленных на пропаганду традиционных семейных ценностей и др.;
• организация активной работы по предупреждению табачной, алкогольной и наркотической зависимости.

















Физическая культура и спорт

Задача: вовлечение широких слоев населения в активное занятие физической культурой и спортом для полноценного физического и духовного развития горожан и профилактики заболеваний, правонарушений, ведение здорового образа жизни.

Способы реализации:
• популяризация физкультуры и спорта среди всех слоев населения как основы здорового образа жизни;
• обеспечение равных возможностей для занятия физкультурой всех слоев и возрастных групп населения;
• содействие в создании современных спортивных объектов;
• совершенствование нормативно-правовой базы в сфере развития физической культуры и спорта в г. Иркутске;
• квотирование рабочих мест для спортсменов, добившихся больших результатов в спорте;
• поддержка и развитие программ в сфере физкультурно-спортивного и спортивно-массового движения, в особенности, детско-юношеского спорта;
• продолжить работу на 44 спортивных центрах по месту жительства и расширить систему этих центров, увеличив их количество;
• продолжение создания условий для занятий физической культурой и спортом по месту жительства путем: содержания спортсооружений по месту жительства (ремонт, заливка льда и др.), приобретения спортивного инвентаря, строительства новых спортсооружений;
• оптимизирование системы физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий среди всех слоев населения, в том числе детей, подростков, молодежи, лиц старшего и пожилого возраста, инвалидов;
• организация и проведение соревнований среди детских дворовых команд, спортивных площадок по месту жительства по различным видам спорта;
• активизировать участие производственных и научных коллективов, профучилищ, ССУЗов, ВУЗов в физкультурно-спортивной работе, в том числе с детьми, подростками и молодежью;
• создание межведомственной комиссии по вопросам развития детско-юношеского спорта;
• развитие существующих и создание новых детско-юношеских спортивных школ;
• оказание целевой поддержки физкультурно-спортивным клубам и оказание организационной помощи организациям, учреждениям, инициативным группам в создании новых клубов;
• заключение договоров с федерациями по видам спорта и оказание им финансовой поддержки для проведения массовых праздников по видам спорта, участие в соревнованиях областных, Всероссийских, международных;
• создание условий для духовно-нравственного и физического развития горожан (строительство ледового дворца, спортивных комплексов - быстровозводимых конструкций в административных округах, лыжных баз, бассейнов, катков, футбольных полей, волейбольных площадок, теннисных кортов и др.);
• привлечение инвесторов к строительству и реконструкции спортивной базы и участию в областных целевых программах строительства спортсооружений;
• проведение учета спортсооружений, анализа эффективности их работы;
• ведение реестра спортивных объединений, организаций г. Иркутска;
• содействие в проведении мониторинга физического развития горожан;
• создание и постоянное поддержание сайтов о спортивных мероприятиях, реализуемых на территории города;
• создание условий для участия спортсменов и команд города в областных, региональных, российских и международных соревнованиях;
• поддержка спортсменов высокой квалификации посредством поощрений, в том числе улучшением жилищных условий;
• формирование у населения понимания необходимости занятий физической культурой и спортом и повышения уровня знаний в этой сфере;
• усиление пропаганды ведения здорового образа жизни всеми видами рекламы на всех спортивных, спортивно-массовых мероприятиях, привлечение широких масс к непосредственному участию в соревнованиях и участию в качестве зрителей;
• целенаправленное взаимодействие с образовательными учреждениями города, занимающимися подготовкой педагогических и тренерских кадров, в том числе посредством размещения муниципального заказа;
• организация курсов повышения квалификации, конференций и семинаров для работников физической культуры и спорта;
• поддержка, совместно с «Городским спортивно-методическим центром г. Иркутска» и образовательными учреждениями, актуальных направлений в науке по проблемам развития физической культуры и спорта города;
• осуществление поддержки развития национальных видов спорта.

2.10. Социальная поддержка населения

Задачи: обеспечение дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и оказания им социальной помощи.

Способы реализации:
• оказание финансовой поддержки городским общественным организациям инвалидов, ветеранов, пенсионеров;
• оказание социальной поддержки на оплату проезда в городском пассажирском транспорте г. Иркутска пенсионерам, не имеющим права на льготы по федеральному или областному законодательству; учащимся образовательных учреждений и студентам высших и средних профессиональных образовательных учреждений из семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума; на отдельные социальные услуги населению»;

• оказание материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
• принятие Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» в целях защиты конституционного права на получение образования и обеспечения дополнительных мер социальной защиты инвалидов;
• выполнение целевых программ поддержки социально-уязвимых групп населения: инвалиды, пенсионеры, дети, многодетные семьи;
• развитие систем реабилитации инвалидов и граждан старшего поколения;
• поддержка трудовой и социальной реабилитации освободившихся из мест лишения свободы;
• создание учреждений для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий.





































Развитие инфраструктуры

Задача: создание конкурентоспособного экономического комплекса города и формирование на территории города разветвленной инфраструктуры, способствующей росту экономической активности населения и предпринимательских структур.

Способы реализации:
• обеспечение дальнейшего развития транспортной сети города;
• окончание строительства нового Ангарского моста;
• развитие магистральной улично-дорожной сети (УДС) до плотности 2,2 – 2,3 км / км. кв., при этом основой УДС Иркутска должна являться кольцевая скоростная дорога протяженностью 22 км. ;
• создание сети скоростных маршрутов, обслуживающих отдаленные районы с целью обеспечения нормативных показателей затрат времени передвижения по трудовым целям;
• создание приоритетных условий для маршрутного пассажирского транспорта в историческом центре г. Иркутска;
• создание транспортных магистралей непрерывного движения;
• расширение до максимально возможного существующих транспортных магистралей;
• разработка и принятие законодательной базы по организации и перевозке пассажиров в г. Иркутске;
• разработка паспортов маршрутов и требований к подвижному составу;
• организация тендера на перевозки пассажиров (муниципальный заказ);
• организация диспетчеризации работы пассажирского транспорта на базе создания автоматизированной системы управления движением;
• ограничение использования автобусов малой вместимости на маршрутах с большими пассажиропотоками;
• разработка программы возрождения электротранспорта, уделив особое внимание развитию троллейбусного транспорта;
• внедрение экспрессных маршрутов;
• организация контроля качества перевозки пассажиров;
• разработка и введение единой тарифной платы на проезд в городском пассажирском транспорте, независимо от организационно-правовой формы принадлежности подвижного состава;
• организация и выделение отдельного пути для скоростного перемещения пассажиров электроподвижным составом от г. Шелехова до г. Ангарска включительно, с учетом перспективы создания иркутской агломерации;
• организация не менее десяти пассажирских транспортных предприятий, с общей численностью до 2000 единиц подвижного состава большой и особо большой вместимости. При этом соблюсти следующие соотношения: 30-40% - трамвайный подвижной состав, 30% - троллейбусный подвижной состав, 30% - автобусный подвижной состав;
• развитие магистральной УДС агломерации Шелехов – Ангарск до нормативных показателей, что позволит увеличить плотность маршрутного пассажирского транспорта и снизить значения коэффициента совмещения маршрутов;
• строительство новых магистралей и реконструкция существующих, с учетом разработки и утверждения транспортной схемы агломерации, в составе объединенного Генплана;
• организация около двух десятков подземных и наземных пешеходных переходов и более 20 многоэтажных стоянок автотранспорта;
• оптимизация парка пассажирского маршрутного транспорта с формированием системы маршрутов высокой провозной способности (по направлениям основных пассажиропотоков);
• создание сети скоростных маршрутов, обслуживающих агломерацию с целью обеспечения нормативных показателей затрат времени передвижения по трудовым поездкам от г. Шелехова до г. Ангарска включительно;
• создание приоритетных условий движения маршрутного пассажирского транспорта в центральных частях города;
• совершенствование нормативно-методического обеспечения в сфере информационно-коммуникационных и вычислительных технологий в г. Иркутске;
• строительство взлетно-посадочной полосы ВПП-2 в аэропорту г. Иркутска;
• проработка, рассмотрение и принятие решения по вопросу о возможности переноса взлетно-посадочных полос за пределы г. Иркутска;
• совершенствование управленческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования информационных технологий;
• формирование единого информационного пространства г. Иркутска, включающего муниципальные, ведомственные информационные ресурсы, ресурсы предприятий, организаций, вузов, институтов РАН и т.д., обеспечение доступности этих ресурсов для населения;
• создание WEB-портала города Иркутска, отражающего все информационные ресурсы;































Экологическая безопасность

Задача: совмещение роста производства общественных благ со снижением экологической нагрузки на территорию.
Способы реализации:
• рациональное использование, восстановление и охрана природных ресурсов и объектов;
• стимулирование внедрения предприятиями города технологий, направленных на снижение экологической нагрузки на окружающую среду;
• развитие системы экологического мониторинга с целью обеспечения потребностей властных структур города, юридических и физических лиц достоверной информацией, необходимой для предотвращения и уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды;
• повышение уровня экологической культуры, образования и знаний в сфере охраны окружающей среды населения города;
• обеспечение достижения уровня озеленения до нормативных значений;
• выполнения мероприятий муниципальной целевой Программы по обеспечению экологической безопасности г. Иркутска на 2007 – 2010 гг.;
• развитие и совершенствование системы управления природоохранной деятельности в городе и регионе: инициировать принятие законов Иркутской области «Об охране окружающей среды», О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны окружающей среды», «О платежах за негативное воздействие на окружающую среду»;
• совершенствование норм водопотребления, стимулирование экономии потребления воды различного функционального назначения;
• разработка и утверждение нормативно-правового акта о содержании территории санитарно-защитных зон предприятий (в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, установленными законодательством);
• выполнение общегородского (сводного) тома предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу;
• снижение выбросов от стационарных и передвижных источников, в соответствии с разработанным томом ПДВ.













Лекции по Экономике Города

 

 

Источники информации

Вопросы экзаменационные

Введение

Роль, значение и функции современных городов.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 490.