Психологические особенности выбора профессии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Заметим, что в психологии развития профессиональное самоопределение подразделяется на несколько этапов, продолжительность которых зависит от конкретных социальных условий и индивидуальных особенностей развития личности. «Первый этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения. Второй – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии. Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, - предварительный выбор профессии … Четвертый – практическое принятие решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: 1) определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему; 2) выбор специальности» [6].

Выбирая профессию, школьники учитывают не только свои склонности, но и свои возможности: способности, уровень знаний. Это свидетельствует о взвешенности принимаемых ими решений. Оценивая свои способности, многие школьники приходят к выводу о необходимости самосовершенствования.

Внешкольная социальная среда не является для учащихся референтным основанием для выбора профессии. Она скорее выполняет роль источника информации, на основе которой осуществляется профессиональный выбор. К сожалению учителя тоже оказываются в этом деле плохими помощниками. Таким образом, решающее значение в выборе профессии принадлежит интересам школьников либо родителям, по совету или настоянию которых выпускники поступают в то или иное профессиональное учебное заведение.

    

    Большое значение имеет престижность того или иного рода деятельности в конкретных социальных ситуациях. В 1930-1960-х гг. в нашей стране высокопрестижными считались военные, инженерные профессии, в 1970-1980-х гг. – гуманитарные, в 1990-х – коммерческая деятельность, работа в сфере обслуживания, профессии бухгалтера, экономиста, юриста, переводчика, социолога, психолога.

Выбор престижных профессий у школьников разного возраста (от 10 до 15 лет) превалирует и встречается в 50-70% случаев без заметной возрастной динамики.

У 75% школьников отсутствует четкий профессиональный план, они обнаруживают низкую активность в выборе профессии. Степень уверенности в выборе хотя и возрастает от подростков к юношам, но в целом невелика. Между планом и фактическим самоопределением расхождение наблюдается у 50% выпускников школы. Это значит. Что у старшеклассников процесс профессионального самоопределения не завершился.

Сформированный профессиональный план имеют старшеклассники с более высоким уровнем интеллектуального развития, морально нормативные и добросовестные, обладающие высокой тревожностью (Ильин, с.305-306).

 

На профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни существенное влияние оказывают половые различия учащихся. Девушки опережают юношей по показателю осознанности профессионального выбора и определенности путей получения профессии. Среди девушек преобладает социальная, артистическая направленность, а среди юношейпредпринимательская и исследовательская. У юношей на профессиональное самоопределение влияют факторы дальней перспективы: чем более определены планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированности профессионального плана и степень уверенности в правильности профессионального выбора. У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны между собой, для них характерна большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. У юношей же профессиональное самоопределение формируется в русле жизненной перспективы и органически входит в него Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами и уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей на планирование ближайшей перспективы большое влияние оказывают интеллектуальные показатели (комбинаторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоонтроля; от 9-го к 11-му классу у них возрастает количество требований к своей будущей профессии, т.е. принимается во внимание все большее количество факторов. У девушек же количество требований к будущей профессии возрастает незначительно. 

    

Большую роль в выборе профессии старшеклассника играет профориентационная работа в школе. Специалисты подчеркивают, что профессиональная ориентация детей (как сложная психологическая проблема) должна органически связываться с их жизненными перспективами и ценностными ориентациями. Наиболее важно знакомить юношей и девушек с конкретными примерами удачного или неудачного выбора профессии, оказавшего существенное влияние на весь жизненный путь человека: ознакомить с условиями труда; учитывать, что для юношей более важен размер оплаты, а для девушек – благоприятные условия труда; учащиеся (независимо от уровня знаний) нуждаются в специальной профориентационной информации и консультации.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Определите сущность социальной ситуации юношеского возраста.
  2. Сравните социальную ситуацию развития в подростковом и юношеском возрасте. В чем их сходство и различие?
  3. Что вы понимаете под «личностным» и «профессиональным самоопределением» старшеклассников?
  4. Выделите основные факторы, под влиянием которых школьники выбирают профессию.

5. Каковы различия между юношами и девушками в профессиональном самоопределении? Соотнесите результаты приведенного в теме исследования по этому вопросу с собственной ситуацией выбора профессии.

6. *  Исследуйте диагностические методики профориентации.     

  Проанализируйте их с точки зрения валидности.

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  2. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение учащихся//Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1991.
  3. Ильин Е.П. Психология: Учебник для средних учебных заведений. – СПб., 2004. – С.292-306.
  4. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1990.
  5. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988.
  6. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
  7. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. – М., 1995.
  8. Орлов А.Б. Склонность к профессии. – М., 1981.

 

    

     

 

    

 

 

    


          Приложение 1

Основные положения культурно-исторической теории развития высших психических функций Л.С.Выготского:

 

  1. В процессе культурно-исторического развития человек создал множество разнообразных орудий и знаковых систем, важнейшими из которых являются инструменты для трудовой деятельности, язык и системы счисления, и научился пользоваться ими. Благодаря их использованию, особенно письменности, человек перестроил все свои психические функции, начиная от восприятия и кончая мышлением. Людьми за исторический период существования созданы два типа орудий. С помощью одних они воздействуют на природу (орудия труда), с помощью других – на себя (знаковые системы).
  2. Применение орудий труда и знаковых систем в практической деятельности знаменует собой начало перехода человека от непосредственных к опосредованным психическим процессам, где в качестве средства управления ими выступают как раз эти орудия и знаки. В результате перестраивается вся психическая деятельность человека, поднимаясь на более высокий уровень по сравнению с животными.
  3. Обучение представляет собой передачу ребенку опыта пользования орудиями и знаками для того, чтобы он научился управлять собственным поведением (деятельностью) и психическими процессами (письмо как средство улучшения памяти, расширения ее возможностей; указательный жест и слово как способы управления восприятием и вниманием).
  4. Психология и поведение современного культурного и образованного человека есть результат взаимодействия двух процессов: биологического созревания и научения. Оба процесса начинаются сразу после появления младенца на свет и практически слиты в единой линии развития.
  5. Всякая психическая функция в своем генезисе имеет две формы: врожденную, или натуральную, и приобретенную, или культурную. Первая биологически детерминирована, а последняя обусловлена исторически и является опосредованной. Она связана с использованием орудий и знаков и в качестве средств управления ею.
  6. Первоначально способ использования знаков и орудий демонстрируются ребенку взрослым в общении и совместной предметной деятельности. Вначале орудия и знаки выступают как средства управления поведением других людей и только затем превращаются для ребенка в средства управления самим собой. Это происходит в процессе интериоризации, т.е. превращения межличностной функции во внутриличностную.

 

 


Приложение 2.

Рекомендации по работе учителя с «изолированным» учеником

 

Педагог, в силу своей исключительной значимости для младшего школьника, может сыграть решающую роль, когда необходимо вывести ученика из статуса «изолированного» члена группы. Поведение учителя в каждом конкретном случае должно строиться сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик самого ребенка, уровня развития межличностных отношений в классе и пр. Наиболее же общие рекомендации состоят в следующем:

1) вовлечение «изолированного» ученика в интересную деятельность;

2) помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой прежде всего зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т.д.);

3) преодоление аффективности ребенка (вспыльчивости, драчливости, обидчивости), которая часто является не только причиной, но и следствием психологической изоляции;

4) выработка уверенности в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми;

5) использование косвенных мер: например, предложить авторитетным сверстникам поддерживать робкого ребенка.

 

 

 

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 274.