Ведущий вид деятельности. Основные новообразования ранней юности
Социальная ситуация развития юношеского возраста характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь профессиональной деятельности и определить свое место в жизни. Таким образом, прежде всего перед старшим школьником встает задача самоопределения, профессионального и личностного, связанного с ответами на вопросы «кем быть?» и «каким быть?». Поэтому выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старшеклассников, формируя у них, по мнению Л.И.Божович, своеобразную внутреннюю позицию. Своеобразие позиции заключается в том, что старшие школьники – это «люди, обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности» [1, с.23].
Таким образом, выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все разнообразные мотивационные тенденции старшеклассника, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других разнообразных мотивов, порождаемых ситуацией выбора (Л.И.Божович).
Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность.
Если в 5-6 классах только 5 процентов учащихся смотрят на школу с позиций своего будущего, то в 7-8-м их уже 20 процентов, а в 10-11-м – 58 процентов.
К концу обучения у большинства старшеклассников складывается решение о выборе профессии (по Л.И.Божович – у 80 процентов).
Устанавливается своеобразная связь между профессиональными и учебными интересами: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, школьники начинают интересоваться профелирующими по отношению к будущей профессии предметами. Таким образом, выбор профессии изменяет отношение к учебной деятельности и приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности. Интересы старшеклассников проявляются в их участии в научных кружках, олимпиадах разного уровня: от школьных – до международных. Все это представляет оптимальные возможности для развития их склонностей и способностей, тем более, что в связи с дифференциацией учебных программ, созданием гимназий, лицеев и других вариативных учебных заведений появилась определенная свобода выбора образования.
Вместе с тем в некоторых случаях само возникновение склонности к какому-то виду деятельности еще не свидетельствует о ее соответствии возможностям человека.
Исследования В.И.Ковалева позволили выделить проблемы субъективного и объективного плана, которые встают перед учащимися в процессе профессионального намерения.
К проблемам субъективного плана можно отнести следующие:
Из проблем объективного плана в первую очередь выделяются:
· сложности трудоустройства после окончания учебного заведения;
· уровень материального и бытового обеспечения;
· несоответствие знаний, умений и навыков содержанию и условиям конкурсных экзаменов при поступлении в вуз.
Кроме профессионального самоопределения к основным проявлениям старшеклассника относят определение жизненных планов. Напомним, что юность – решающий этап формирования мировоззрения, которое связано в данный период с решением смысложизненных проблем. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.
Такой поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.
Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни («Для чего я живу?», «Как жить?»). Юноша ищет глобальную и универсальную формулировку «служить людям», «приносить пользу» и т.д.
Итак, центральным новообразованием периода юности становится самоопределение – профессиональное и личностное.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 357.