В процессе учебной деятельности ученик получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его, т.е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию.
Для развития воображения младших школьников большое значение имеют представления. Поэтому важна большая работа учителя на уроках по накапливанию системы тематических представлений детей. В результате постоянных усилий педагога в этом направлении в развитии воображения младшего школьника происходят изменения: сначала образы воображения у детей расплывчаты, неясны, но затем они становятся более точными и определенными; вначале в образе отображаются только несколько признаков, причем среди них преобладают несущественные, а ко 2-3 классу число отображаемых признаков значительно возрастает, причем среди них преобладают существенные; переработка образов накопленных представлений вначале незначительна, а к 3 классу, когда ученик приобретает гораздо больше знаний, образы становятся обобщеннее и ярче; в начале обучения для возникновения образа требуется конкретный предмет, а далее развивается опора на слово.
При развитии у школьника способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится все более управляемым процессом, и его образы возникают в русле задач, которые ставит перед ним содержание учебной деятельности. Все указанные выше особенности создают почву для развития процесса творческого воображения, в котором большую роль играют специальные знания учащихся. Эти знания составляют основу для развития творческого воображения и процесса творчества и в последующие их возрастные периоды жизни.
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература
– М., 2003.
3. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования
письменной речи у младших школьников. - М., 1994.
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. М.,
1995
6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – СПб., 1997.
7. Познавательные процессы и способности в обучении/Под ред.В.Д.Шадрикова. – М., 1990.
8. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти // Избранные психологические труды. Т.2. Гл.6. – М., 1987.
9. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2003.
10. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? М., 1985.
11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
Развитие эмоционально-волевой сферы
Младшего школьника подростка
План
Дата: 2019-12-22, просмотров: 331.