Возрастные особенности воображения младшего школьника и подростка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 В процессе учебной деятельности ученик получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его, т.е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию.

Для развития воображения младших школьников большое значение имеют представления. Поэтому важна большая работа учителя на уроках по накапливанию системы тематических представлений детей. В результате постоянных усилий педагога в этом направлении в развитии воображения младшего школьника происходят изменения: сначала образы воображения у детей расплывчаты, неясны, но затем они становятся более точными и определенными; вначале в образе отображаются только несколько признаков, причем среди них преобладают несущественные, а ко 2-3 классу число отображаемых признаков значительно возрастает, причем среди них преобладают существенные; переработка образов накопленных представлений вначале незначительна, а к 3 классу, когда ученик приобретает гораздо больше знаний, образы становятся обобщеннее и ярче; в начале обучения для возникновения образа требуется конкретный предмет, а далее развивается опора на слово.

При развитии у школьника способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится все более управляемым процессом, и его образы возникают в русле задач, которые ставит перед ним содержание учебной деятельности. Все указанные выше особенности создают почву для развития процесса творческого воображения, в котором большую роль играют специальные знания учащихся. Эти знания составляют основу для развития творческого воображения и процесса творчества и в последующие их возрастные периоды жизни.

   

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какой вид внимания преобладает в младшем школьном возрасте?
  2. Определите динамику развития свойств внимания школьника.
  3. Выделите основные особенности восприятия младшего школьника.
  4. Познакомьтесь с рациональными приемами запоминания. Какие из них являются наиболее эффективными, на ваш взгляд? Ответ обоснуйте.
  5.  Какими рациональными приемами запоминания вы пользуйтесь сами?
  6. Какая психическая функция является доминирующей в младшем школьном возрасте?
  7. Определите динамику развития операций мышления школьников.
  8. Изучите диагностические методики исследования познавательных процессов у школьников в психолого-педагогической литературе и проанализируйте с точки зрения их валидности.
  9. * Разработайте упражнения по развитию познавательных процессов у школьников (не менее трех).

Литература

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология.

  – М., 2003.

  1.  Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. М.; Воронеж, 2000.

3.  Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования

письменной речи у младших школьников. - М., 1994.

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. М.,

1995

  1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.

6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – СПб., 1997.

7. Познавательные процессы и способности в обучении/Под ред.В.Д.Шадрикова. – М., 1990.

8. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти // Избранные психологические труды. Т.2. Гл.6. – М., 1987.

9. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2003.

10. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? М., 1985.

11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

 

Развитие эмоционально-волевой сферы

Младшего школьника подростка

План

  1. Особенности эмоциональной сферы младшего школьника.
  2. Особенности эмоциональной сферы подростка.
  3. Развитие воли в период обучения школе.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 303.