Особенности общения в юношеский период
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Большую роль в восприятии мира юношей и девушек начинает играть то социальное пространство, в котором они живут. Здесь, в живом общении, познается жизнь и деятельность взрослых. Семья остается тем местом, где они чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Жизненные планы дети могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них значимо.

Следует отметить, что потребность в общении со взрослыми у старшего школьника выше, чем у подростка, у которого на 1-м плане – сверстники, и поэтому он требует от родителей невмешательства в его дела и отношения.


     По данным опроса А.Мудрика (1971), 325 старшеклассников из 490 опрошенных указывали на потребность в общении со взрослыми. Это объясняется, видимо тем, что в ранней юности остро встают вопросы самосознания и самоопределения, решить которые самому бывает очень трудно. Такие вопросы живо обсуждаются в кругу ровесников, но их жизненный опыт мал. И здесь на помощь приходят взрослые.

 

Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками – это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта. Как отмечает М.В.Гамезо, со сверстниками старшеклассники предпочитают проводить свой досуг, посвящать их в свои любимые занятия, делиться своими мыслями. Старшеклассники – заядлые спорщики: они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию. Наиболее частое излюбленное содержание споров и задушевных бесед – этические и нравственные проблемы. Старшеклассники готовы долго и горячо обсуждать, можно ли влюбиться сразу в двоих, может ли быть дружба между мальчиками и девочками, можно ли считать принципиальным человека, который не высказывает своего мнения во время спора и т.д.

Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии. Юность считается привелигированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой [9].

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу.

Для старшеклассников собственные любовные переживания на первых порах имеют гораздо большее значение, чем сам объект привязанности. Отсюда – постоянная оглядка на мнение сверстников, подражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми «победами» и т.д. Влюбленность у старшеклассников часто носит «эпидемический» характер – в одном классе никто не влюбляется, а в другом – все поголовно влюблены друг в друга [9].

В юности происходит гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, что приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам.

Большое значение придается выраженности принадлежности к определенному полу. Развитие половой идентификации представляет психосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признания обществом. Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т.е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иногда наблюдается своеобразная инфантильно-ролевая ригидность, негибкость поведения в ситуациях общения с разными людьми и по различным поводам.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Выделите сущность проблемы перехода от подросткового возраста к юношескому.
  2. Дайте характеристику юношескому возрасту по периодизации Д.Б.Эльконина.
  3. В чем заключается основная причина кризисных проявлений в юношеском возрасте? Ответ обоснуйте.
  4. Выделите основные особенности личности юноши.
  5. Какие познавательные возможности существуют в юношеском возрасте? Ответ подтвердите примерами.
  6. Дайте характеристику эмоциональной сфере данного периода.
  7. Сравните особенности учебной деятельности в подростковый и юношеский период. Что нового появилось в период юношества? Ответ обоснуйте.
  8. Как развиваются взаимоотношения старшего школьника со взрослыми и сверстниками? Почему именно такие проявления характерны в данный период?
  9. * Изучите работы И.С.Кона по проблеме юношеского возраста.

   Отразите схематично основные характеристики данного возраста.


Литература

    

  1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., 1995.
  2. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов/М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.; Под ред. М.В.Гамезо и др. – М., 1984.
  3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003.
  4. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
  5. Мудрик А.В. Мы нужны им//Популярная психология для родителей. – М., 1988.
  6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.
  7. Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса // Психологическая наука и образование. – 1997. - №1.
  8. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М., 1996.
  9. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
  10. Формирование личности старшеклассника/Под ред.И.В.Дубровиной. – М., 1989.
  11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

 

4.2. Формирование профессионального самоопределения

План

  1. Социальная ситуация развития юношеского возраста. Ведущий вид деятельности в данный период. Основные новообразования ранней юности.
  2. Психологические особенности выбора профессии.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 300.