Особенности самосознания и самооценки в данный период
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ранняя юность – это начало завершающего этапа созревания и формирования личности. Как уже отмечалось, с одной стороны, в этот период расширяется количество социальных ролей, причем появляется все больше взрослых ролей, с другой стороны, к нему относятся как к ребенку. Эта неопределенность положения влияет и на неопределенность Я-концепции старших школьников. Расставание с детством нередко переживается как потеря чего-то, нереальность собственного Я, одиночество, непонятность. Однако трудности юношеского возраста – это трудности роста, которые успешно преодолеваются.

Старший школьный возраст – это период формирования взглядов и убеждений, т.е. мировоззрения. У старших школьников возникает потребность разобраться в окружающем мире и в самом себе, найти смысл происходящего вокруг себя, выработать собственные взгляды и отношение. Именно в этом выражается их самостоятельность. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов и убеждений. К специфике нравственного развития личности в период взросления относят: пересмотр ценностных представлений (родители как образец для подражания отступают на задний план, идет созревание собственного «Я»); в процессе когнитивного развития ценностные представления приобретают абстрактную значимость и силу, формируется собственная иерархия ценностей, которой начинают подчиняться процессы принятия решений и поведения; с одной стороны, сложные и противоречивые процессы переноса функции образца с родителей на референтную группу, с другой – сохранение системы ценностей, усвоенных в детстве, в группе «равных по положению»; после тревог, протеста, мятежа молодежь признает большинство ценностей, характерных для ее культурного окружения; наконец, на первый план выступает принцип взаимности моральных обязательств, который означает формирование особых способностей – применение к себе самому тех же критериев оценки, что и к другим; использование общих принципов как основы нравственного поведения и оценка по ним как себя, так и других; способность учитывать потребности и интересы окружающих в той же степени, как свои собственные [3, с.182].

К показателям развития нравственности старшего подростка также относят развитие чувства долга и ответственности. Ответственность представляется в единстве трех компонентов:

  • когнитивного - познание социально-нравственных норм;
  • мотивационного – расширение пространства социальных интересов ребенка, формирование общественной направленности личности;
  • поведенческого – реальное ответственное поведение, которое складывается в рамках социально-ориентированной учебно-дифференцированной деятельности и в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Нравственный идеал юноши – это эмоционально окрашенный образ, становящийся не только образцом для подражания, но своеобразным регулятором поведения.

Характерная особенность личности старшего школьника – рост его самосознания. Юноши хотят знать, кто они такие, чего стоят, на что способны. Самоанализ, который является элементом самоопределения, становится одним из способов получения ответов на эти вопросы.

Уровень самосознания определяет и уровень требований к самим себе и к окружающим. Школьники старших классов становятся более критичными и самокритичными. При этом моральные качества оцениваются выше, чем волевые. У них создается более целостное представление о себе и других людях.

В самооценке юноши проявляют известную осторожность и охотнее высказываются о своих недостатках, чем о добродетелях. И девушки и юноши отмечают у себя вспыльчивость, грубость, эгоизм. Среди положительных черт часто встречаются такие самооценки: «верен в дружбе», «не подвожу друзей», «помогаю в беде», т.е. на первый план выступают те качества, которые важны для установления контактов со сверстниками.

Уже подросток, оценивая себя, учитывает свой физический облик. У юношей этот интерес не только сохраняется, но часто вызывает сильное беспокойство. Многих юношей и девушек тревожат маленький рост, полнота, прыщи на лице, длинный нос и т.д.

При изучении критериев самооценки выявились существенные половые различия.

Так ядро личности и самосознания юноши больше всего зависит от его профессионального самоопределения и достижений в избранной сфере деятельности. Однако в женском самосознании семье придается большее значение, чем профессии. Соответственно различаются и критерии самооценок юношей и девушек. Если юноши оценивают себя, главным образом, по своим предметным достижениям, то для девушек важнее межличностные отношения. Юноше, не осуществившему профессиональное определение, нелегко чувствовать себя взрослым. Девушка же может основывать свои притязания на взрослость на других показателях, например, наличии серьезных претендентов на ее руку и сердце.

 

Составляющая самосознания – самоуважение, т.е. степень принятия или непринятия себя как личности. В юности в связи с ломкой прежней системы ценностей и новым осознанием своих личных качеств представление о собственной личности подвергается пересмотру. Юноши часто склонны выдвигать завышенные требования к себе, переоценивать свои способности, положение, занимаемое ими в коллективе. Проявляется это по-разному: кому легко дается учеба, считают, что в любой умственной работе они легко достигнут успеха; те же, кто выделяется успехами только по определенным предметам, верят в свой «специальный» талант.

Высокий уровень самосознания старшего школьника приводит к самовоспитанию. Однако самовоспитание сталкивается с большими трудностями, так как этому возрасту свойственен ряд противоречий [3]:

  • стремление проявить волевые усилия в самовоспитании – и не всегда положительное отношение к конкретным приемам самовоспитания, которые предлагают взрослые;
  • чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива – и стремление показать равнодушие к этой оценке действовать по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как поступить»);
  • стремление к идеалу и принципиальности в больших, ответственных делах – и беспринципность в малом, незначительном;
  • желание формировать стойкость, выдержку, самообладание, и в то же время проявление ребячьей непосредственности, импульсивности в поведении, речи, тенденции к преувеличению личного горя, незначительной неприятности.

    

Дата: 2019-12-22, просмотров: 499.