Развитие воли в период обучения в школе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Младший школьный возраст. В дошкольном возрасте выполнение ведущей деятельности ребенка – игры совершается без обязательных волевых усилий. Малыш берет то одну, то другую игрушку и под влиянием возникшего желания начинает играть, так его деятельность чаще всего связана с непосредственным удовлетворением потребностей.

В процессе обучения ребенку необходимо постоянно действовать в соответствии с требованиями учителя или по образцу. Часто учебные действия, совершаемые им, непосредственно его потребностям не удовлетворяют и требуют применения волевых усилий. Так, ученик, желая заслужить похвалу учителя, получить хорошую оценку, выполняет упражнение, направленное на научение правильному написанию букв или учит таблицу умножения, которая сама по себе его не привлекает.

Произвольность действий, формируясь в процессе обучения, становится новообразованием младшего школьного возраста.

 Формирование произвольности, и особенно волевых действий, требующих преодоления внешних и внутренних препятствий, - процесс длительный и сложный. Совершенствование волевого акта в учебной деятельности происходит постоянно потому, что перед ним возникают все новые и более сложные цели, к достижению которых он стремится. В начале обучения цель как первый этап волевого акта возникает в соответствии со словесными указаниями, которые идут от учителя или получают из учебников. В ходе психического развития определенных отношений ученика к себе и к другим и взаимоотношений его с коллективом младший школьник совершает тот или иной волевой акт уже в соответствии с собственными потребностями, интересами, мотивами.

Учебная деятельность способствует развитию произвольности познавательных процессов – произвольного восприятия, произвольной памяти, произвольного внимания и пр. В школе формируется умение ребенка управлять своим поведением.

    

     Произвольное поведение в учебной деятельности не должно формироваться только на основе требований взрослых, оно должно быть мотивированно самой учебной деятельностью. Эта учебная деятельность с самого начала обучения ребенка в школе должна приобрести для него личностный смысл: она должна быть для него интересной и он должен понимать, зачем ему лично это все нужно.

Конечно, воля связана с преодолением препятствий и трудностей, но ради чего эти препятствия нужно преодолевать – чтобы выполнить указание взрослого, его требование или чтобы решить интересную задачу, научиться читать, считать. Трудности, которые неизбежны в учебной, как и в любой другой деятельности, должны обернуться для младшего школьника личностно значимой для него стороной; преодолевая их, он должен чувствовать себя сильнее, умнее, значительнее, интереснее, взрослее. Такое преодоление трудностей будет способствовать формированию позитивной самооценки и развитию чувства собственного достоинства: я учусь, потому что сам хочу учиться, а не учусь потому, что меня заставляют, от меня этого требуют.

 

Во время усвоения знаний, умений и навыков у младшего школьника не только совершенствуется сам волевой акт, но и формируются волевые качества личности.

Существенной волевой чертой характера является самостоятельность. Чем младше школьники, тем в меньшей степени они умеют действовать самостоятельно. Они не способны в достаточной мере управлять собой, руководствуясь взглядами и убеждениями (их еще надо у ребят сформировать), и поэтому часто подражают другим.

Другой очень важной волевой чертой характера младшего школьника является выдержка. Проявляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. Позже у младшего школьника возникает умение сдерживаться, подчиняясь режиму школьной жизни и распорядку времени после школы, самостоятельно организуя выполнение домашних заданий и своего досуга. У него также проявляется и противоположная сдержанности отрицательная черта характера – импульсивность. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители, на все то, что своей новизной охватывает ребенка.

Настойчивость как важнейшая волевая черта характера развивается к III классу и позволяет учащимся добиваться успеха в учебе и других видах деятельности.

Подростковый возраст. Как уже отмечалось, у младших школьников слабо развита самостоятельность. Эта волевая черта начинает ярко проявляться именно в подростковом возрасте. В этот период учащиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослым.

В подростковом возрасте в процесс управления поведением все в большей степени начинает включаться самосознание. Непосредственным компонентом целостной системы управления поведением подростка выступает саморегуляция. Основным внутренним рычагом саоморегуляции является самооценка. Возникая под влиянием общения, разнообразных форм взаимодействия с людьми, самооценка в свою очередь начинает регулировать поведение подростка в его общении со сверстниками и взрослыми. Потребности в общении и самооценке рассматриваются как регулятор нравственного поведения.

Особенно существенно проявление саморегуляции в такой важной деятельности подростка, как самовоспитание. Самовоспитание, как свидетельствуют многочисленные исследования, впервые становится возможным именно в подростковом возрасте. Оно подготавливается соответствующим уровнем общего психического развития, в частности развитием интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов и соответствующим уровнем развития отдельных сторон самосознания. Обладая такой психологической готовностью к более полному восприятию требований жизни и осознанию своего положения во внешнем мире, своей ценности, подросток пытается изменить себя, самосовершенствоваться.

При этом самооценка подростка и представление о себе направляют регулятивный процесс его самовоспитания. Но поскольку самооценка не обладает достаточной степенью устойчивости и адекватности, а представление о своем идеале еще не содержит необходимой степени зрелости, подросток может воспитывать в себе и такие, с его точки зрения, положительные, но объективно отрицательные качества, как лихачество, удаль и т.д. Поэтому самовоспитание подростка не должно осуществляться стихийно, как только лишь исключительно личная деятельность. На первых этапах необходимо умело помочь ему найти наиболее оптимальные методы, приемы самовоспитания, помочь в организации самого содержания самовоспитания, не подавляя, а, напротив, укрепляя веру в его возможности.


     Р.С.Немов рассматривает процесс формирования подростками волевых качеств у себя. Общая логика развития волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.

Соответственно этой логике сменяют друг друга и совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10-11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11-12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12-13 лет). Наиболее активным периодом самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Назовите факторы, которые оказывают влияние на развитие эмоциональной сферы младшего школьника.
  2. Какой из факторов является ведущим? Ответ обоснуйте.
  3. Выделите основные особенности проявления эмоций младшего школьника.
  4. Определите динамику развития чувств у школьника.
  5. Назовите факторы, влияющие на развитие эмоциональной сферы подростков.
  6. Выделите направления развития воли у младших школьников.
  7. Докажите, почему самовоспитание возможно в подростковом возрасте.
  8. * Разработайте педагогические рекомендации по работе с детьми, имеющими проблемы в эмоциональной сфере.

Литература

  1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. – М., 1990.
  2. Выготский Л.С. Воля и ее развитие в детском возрасте//Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.
  3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003. – С.127-131.
  4. Дубровина И.В. Психология. – М., 2004. – С.221-223, 446-452.
  5. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1966.
  6. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. О детской самостоятельности//Вопросы психологии. – 1990. - №6.
  7. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. – М., 1966.


Дата: 2019-12-22, просмотров: 298.