Возрастные особенности мышления и речи младшего школьника и подростка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности мыслительной деятельности младшего школьника в первые два года обучения сходны с особенностями мышления дошкольника. У младшего школьника в этот период ярко выражен конкретно-образный характер мышления. Так, при решении мыслительных задач дети опираются на реальные предметы или их изображение. Выводы делаются на основе конкретных фактов. Словесно выраженную мысль, не имеющую опоры на наглядные впечатления, им понять трудно.

 

     В.А.Крутецкий рассказывает о таком опыте. В начале обучения первоклассники должны овладеть умением быстро доставать из портфелей тетради, учебники и письменные принадлежности, раскладывать их на столе, убирать обратно. В одном классе им подробно рассказали, как это надо делать. В другом – были даны очень краткие указания, но сопровождавшиеся наглядным показом. При проверке оказалось, что в первом случае верно выполнили задание 13 процентов школьников, во втором – все дети.

 

Также насыщены конкретным содержанием и представления о количестве. Дети путают величину и количество. Л.Ф.Обухова приводит такой пример: когда младшему школьнику показывают 4 маленьких кружка и 2 больших и спрашивают, где больше, ребенок указывает на два больших.

Суждения о предметах в начале обучения зачастую односторонние, на основании какого-нибудь одного признака. Умозаключения опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии. Обобщения происходят тоже на основании воспринимаемых признаков и свойств, лежащих на поверхности предметов и явлений.

К 3 классу характер мышления детей меняется. Процесс обучения стимулирует быстрое развитие мышления, и постепенно оно приобретает абстрактный и обобщенный характер. Младший школьный возраст Л.С.Выготский называл сензитивным периодом для развития понятийного мышления. Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка.

В процессе школьного обучения мышление приобретает теоретический характер. Ребенок учится мыслить научными понятиями, которые в подростковом возрасте становятся основой мышления.

Усваивая знания, школьник учится процессу образования научных понятий, т.е. овладевает умением строить обобщения не по сходным признакам, а на основе выделения существенных связей и отношений.

В процессе овладения понятиями кроме обобщения развиваются и другие мыслительные операции: анализ – от практически действенного, чувственного к умственному, от элементарного к углубленному; синтез – от практически действенного к чувственному, от элементарного к широкому и сложному.

Сравнение также имеет свои особенности. Вначале в сравнении учащиеся легко выделяют различия и труднее – сходство. Далее постепенно выделяется и сравнивается сходство, причем вначале яркие, броские признаки, в том числе и существенные.

У первоклассников сравнение иногда заменяется рядоположением. Сначала они перечисляют все особенности одного предмета, потом другого.

Абстракция младшего школьника отличается тем, что за существенные признаки принимаются внешние, яркие. Дети легче абстрагируют свойства предметов, чем связи и отношения.

В процессе обучения развиваются и качества ума: самостоятельность, гибкость, критичность и др.

    

     У младших школьников, как считал известный швейцарский психолог Ж.Пиаже, происходит существенный прогресс в развитии консервации интеллекта.

Консервация – это способность видеть неизменное на фоне видимых или кажущихся перемен. Это было установлено в следующем эксперименте.

На столе перед ребенком ставили три сосуда: два одинаковых, а третий выше, но уже. В два более низких сосуда наливали воду до одинакового уровня, т.е. в них было налито одинаковое количество воды. Затем воду из одного сосуда переливали в более узкий. В нем вода, естественно, поднималась до более высокого уровня. Ребенку после этого задавался вопрос: «Больше ли воды в узком сосуде, чем ее было в низком?»

Дети до 7 лет говорили, что больше. Младшие же школьники уже понимали, что от переливания в другой сосуд количество воды не изменилось. Это и свидетельствует о неизменности (консервации) в представлениях детей основного объекта, в данном случае – объема воды, несмотря на изменение другой характеристики – увеличение ее уровня в более узком сосуде.

Так ребенок приходит к различению видимости и реальности в окружающем мире.

 

  Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, начинает определять работу и всех других функций сознания – они интеллектуализируются и становятся произвольными.

 

Речь выполняет две основные функции: коммуникативную и сигнификативную, т.е. является средством общения и формой существования мысли. С помощью языка и речи формируется мышление ребенка, определяется структура его сознания. Сама формулировка мысли в словесной форме обеспечивает лучшее понимание объекта познания.

Обучение языку в школе – это управляемый процесс, и у учителя есть огромные возможности значительно ускорить речевое развитие учащихся за счет специальной организации учебной деятельности.

У младшего школьника увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Он проявляет собственную активную позицию к языку, при научении легко овладевает звуковым анализом слов.

Принципиально новый вид речи, которым овладевает ребенок в процессе обучения – письменная. Овладение письменной речью формирует умение преднамеренного изложения своей мысли, т.е. способствует произвольному и осознанному осуществлению устной речи. Развитие речи требует долгой, кропотливой систематической работы младших школьников и учителя [3].

Мышление подростка характеризуется стремлением к широким обобщениям. Но ему еще нелегко проводить полноценный анализ, сравнение и обобщение. Наглядные образы продолжают превалировать в мыслительной деятельности подростков.

Однако с каждым годом их способность к абстрактному мышлению нарастает, и к концу подросткового периода (к 9 классу) дети усваивают многие научные понятия, обучаются ими в процессе решения различных задач, начинают оперировать гипотезами.

 Мышление в подростковом возрасте характеризуется завершением развития (Ж.Пиаже). Проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток с равным успехом оперирует как с объектами, так и с высказываниями. Одновременно у него формируется способность к комбинаторным операциям любого рода, широкому варьированию пропорциями, что указывает на сформированность логического мышления.

 Активно развивается устная и письменная речь подростков: от умения пересказывать текст и писать изложение до способности вести рассуждение, формулировать и аргументировать свои мысли, самостоятельно готовить устное выступление, писать сочинения на заданную тему.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 321.