Реклама понимается сегодня как специальная форма коммуникации, направленная на побуждение людей к определённому, служащему целям сбыта поведению. Существует множество других определений рекламы.
Реклама является безличной формой связи с потенциальными покупателями, наилучшим средством продвижения товара в таких случаях, когда необходимо проинформировать потребителей о новых товарах, о создании имиджа товарной марки или о товарах определенных марок.
Под рекламой понимается любая оплачиваемая форма не персональной презентации и продвижения идей, продукции, услуг, осуществляемая конкретным заказчиком.
Под рекламой понимается деятельность, связанная с привлечением внимания к товару, услуге конкретного производителя, торговца или посредника и с распространением за их счёт и под их маркой предложений, призывов, советов или рекомендаций купить данный товар или воспользоваться данными услугами. Реклама выполняет прежде всего информационную роль.
Американская маркетинговая ассоциация определяет рекламу как «любую платную форму неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора».
Некоторые специалисты рассматривают рекламу как форму коммуникации, которая пытается перенести качество товаров и услуг, а также идеи на язык нужд и запросов потребителей.
Но несмотря на разные подходы к определению рекламы, можно выделить следующие её важнейшие признаки:
- неличный характер. Коммуникационный сигнал поступает к потенциальному покупателю не лично от продавца, а через различных посредников;
- односторонняя направленность. Рекламное обращение направлено от продавца к покупателю;
- неопределённость с точки зрения измерения эффекта рекламы. Обратная связь в коммуникации носит вероятностный, неопределённый характер. В ряде случаев, когда рекламная кампания совпадёт с ухудшением качества рекламируемой продукции, она может лишь усугубить последствия;
- общественный характер. Предполагается, что рекламируемые товары являются законными и общепринятыми. Например, рекламирование запрещённых или ограничиваемых для употребления товаров (наркотиков, алкоголя, сигарет) обычно не допускается;
- чёткое определение спонсора, рекламодателя. В рекламном объявлении обязательно упоминается субъект, за чей счёт и от чьего имени осуществляется реклама;
- реклама не претендует на беспристрастность. Общепринято, что в рекламе отображаются лишь положительные моменты товара и предприятия, а недостатки не указываются;
- броскость и способность к увещеванию. Многократное повторение рекламных доводов оказывает определённое психологическое воздействие на потребителя и подталкивает его к покупке.
Важнейшей функцией рекламы является формирование мотивации поведения покупателя. Эта мотивация выражается последовательностью: внимание – интерес – желание – действие. Вся рекламная деятельность строится на глубоком и профессиональном знании психологии покупателя.
Основные разновидности рекламы
Любую рекламу можно отнести к той или иной ее разновидности в зависимости от того, что лежит в основе классификации рекламы. Например, может быть выделена:
- товарная реклама (призвана стимулировать продажу отдельных товаров);
- институциональная реклама (направлена в основном на создание имиджа фирмы);
- сравнительная (призвана дать сопоставление основных параметров двух или более товаров);
- конкурентная (обеспечивает показ преимуществ товаров фирмы по сравнению с аналогичными товарами конкурирующих фирм).
При рассмотрении различных подходов к классификации рекламы нас в данном случае должно интересовать, каким образом следует выделить отдельные виды рекламы, чтобы можно было обосновать наилучшее продвижение товара.
В соответствии с одним из таких подходов может быть выделена реклама:
- информативная;
- увещевательная;
- напоминающая.
Информативная реклама призвана информировать потенциальных покупателей о новом товаре, о его цене, принципах действия, послепродажном обслуживании. Она создает благоприятное отношение к товару и имиджу фирмы.
Увещевательная реклама формирует предпочтение к товару. Она убеждает потенциальных покупателей в необходимости изменения отношения к товару, целесообразности его апробирования и приобретения.
Напоминающая реклама информирует потенциальных покупателей о том, что товар еще может пригодиться, и содержит информацию о возможном месте его покупки.
Мир рекламы подчинён определённым правилам и имеет чёткую классификационную структуру:
- прямая реклама – по почте, лично вручаемые информационные письма, проспекты, листовки;
- реклама в прессе – газетах, журналах, в фирменных бюллетенях, телефонных книгах, справочниках и т.д.;
- печатная реклама – проспекты, каталоги, буклеты, плакаты, листовки, календари и т.п.;
- экранная и радиореклама – кино, телевидение, слайдпроекции, полиэкраны;
- наружная реклама – крупногабаритные плакаты, щиты, мультивизионные плакаты, пространственные конструкции, свободно стоящие витрины;
- реклама на транспорте – надписи, объявления в салонах, витрины на аэро-, железнодорожных и прочих вокзалах;
- реклама на месте продажи – витрины магазинов, вывески, знаки, упаковки с названиями, товарными знаками;
- сувениры и различные малые формы – папки, линейки, термометры, значки, брелки.
Какой из вышеперечисленных видов рекламы следует применять фирме в каждом конкретном случае, зависит, прежде всего, от товара и этапа его жизненного цикла. Например:
- на стадии внедрения – создание представления о товаре и его производителе, формирование совокупности потенциальных покупателей и потребителей;
- на стадии роста – информирование о местах продажи, создание имиджа производителя, акцентирование внимания на мотивах покупок при выборе товара;
- на стадии зрелости – стабилизация продаж благодаря совершению повторных покупок, привлечение новых покупателей и потребителей;
- на стадии спада - напоминание о существовании товара, определение приоритетов при замене товара, переориентация покупателей.
Планирование рекламной деятельности
Составлению плана рекламной деятельности должны, как правило, предшествовать консультации фирмы с другими организациями и в частности с рекламными агентствами. При этом основная помощь рекламных агентств может состоять в проведении соответствующих маркетинговых исследований потребителей, в формировании рекламных обращений и выборе средств массовой информации для распространения рекламных обращений. Что касается указанных маркетинговых исследований, то их проведение прежде всего должно выявить реальные запросы и нужды потребителей.
В процессе планирования рекламной деятельности могут быть выделены 5 основных этапов:
1. Постановка задач рекламной деятельности;
2. Разработка рекламного бюджета;
3. Разработка рекламного обращения;
4. Выбор средств и установление времени рекламного обращения;
5. Оценка эффективности рекламной деятельности.
Постановка задач рекламной деятельности. Основные цели рекламной деятельности непосредственно следуют из коммуникационной политики фирмы, которая, в свою очередь, определяется реализуемой стратегией маркетинга.
Основными задачами рекламной деятельности являются:
- обеспечение осведомленности о товаре;
- информирование потребителей о свойствах товара и основных его преимуществах;
- создание имиджа товара;
- оказание позитивного воздействия марки товара на потребителя.
Решения о разработке рекламного обращения. Определив желаемые результаты (цель) рекламной деятельности, необходимо найти такие обращения и так их довести до потенциальных покупателей, чтобы достичь требуемого результата. Для этого, по крайней мере, нужно:
- определить потенциальных покупателей, для которых предназначается реклама;
- выявить, какие средства информации наиболее часто и полно воспринимаются целевой аудиторией;
- определить нужды и потребности потенциальных покупателей и значимость предлагаемого товара в их удовлетворении;
- установить возможное поведение потенциальных покупателей после воздействия на них рекламного обращения.
Для определения эффективности рекламной деятельности существует много различных методов, но чаще для ее оценки используют:
- тесты на узнавание и запоминание рекламы;
- опрос мнений и отношений к рекламному мероприятию;
- тесты на словесные ассоциации;
- тесты, опросы об имидже фирмы;
- анкетные опросы о качестве и эффективности рекламного мероприятия;
- замеры и сопоставление результатов торговой работы.
ТЕМА 9. ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГА (4 часа)
Дата: 2019-12-22, просмотров: 277.