Посредников в современных торговых отношениях очень много. Однако всех можно условно разделить на несколько типов по признаку самостоятельности (независимости от производителя):
1. Распределительные органы производителя (отдел сбыта, иногда — руководство предприятия, коммивояжеры, сбытовые филиалы).
2. Собственно торговые посредники и партнеры по сбыту:
- к торговым посредникам относятся оптовые и розничные организации, которые разрабатывают самостоятельную независимую от производителя распределительную политику и комплекс мероприятий по ее проведению. Они приобретают товар в собственность и далее действуют по своему усмотрению;
- к партнерам по сбыту относят лиц, юридически и экономически самостоятельных, которые выполняют «поддерживающую» функцию (агенты, брокеры, маклеры, экспедиторы, торговые представители, комиссионеры). Они, как правило, не приобретают товар в собственность, а лишь осуществляют «состыковку» интересов производителей и субъектов, заинтересованных в приобретении товара.
Важная роль в реализации политики распределения принадлежит так называемым рыночным структурам. К ним, прежде всего относятся:
- аукционы;
- товарные биржи;
- оптовые ярмарки.
Аукционы представляют собой публичные торги, которые проводятся в специальном месте в заранее оговоренное время. На таких торгах могут быть предложены к продаже как большие партии товаров, так и отдельные изделия. При этом продажу товаров может проводить как непосредственный их владелец, так и посредническая организация, специализирующаяся на торговле соответствующими товарами. Таким образом, аукционная торговля может быть как оптовой, так и розничной.
Во всех случаях организация аукциона включает:
- осмотр товара потенциальными покупателями;
- непосредственное проведение торгов, во время которых, благодаря конкуренции за право покупки товара присутствующими покупателями, обеспечивается наибольшая прибыль продавцу;
- оформление и исполнение совершенных во время торгов сделок.
Товарные биржи играют важную роль в организации оптовой торговли. Они представляют собой рыночные структуры, используя которые осуществляется купля и продажа контрактов на поставку товаров.
Такие сделки заключаются только профессиональными посредниками — брокерами. Конкретные поручения на совершение сделок брокеры получают от покупателей. Эти поручения определяют:
- конкретный товар;
- сроки поставки товара;
- цену товара.
Контракт на поставку товара заключается без осмотра последнего. При этом базисные рыночные цены устанавливаются биржевой котировкой и формируются под влиянием реального соотношения между спросом и предложением.
На каждой бирже устанавливается определенный состав товаров, которые являются объектом биржевого торга. В целом число биржевых товаров примерно равно 70. К ним, в частности, относятся:
- цветные металлы (медь, олово, цинк, свинец, никель, алюминий) и драгоценные металлы (серебро, золото, платина);
- зерновые (пшеница, кукуруза, овес, ячмень, рожь);
- текстильные товары (хлопок, джут, шерсть, натуральный и искусственный шелк, пряжа, лен);
- пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы, соевое масло, сироп).
Основные требования к биржевому товару определяются существующим законодательством и находят свое выражение в Законах "О товарных биржах и биржевой торговле".
Ярмарки представляют собой периодические встречи производителей товаров, покупателей и посредников в целях совершения покупок по выставленным образцам. Они в основном используются для оптовой продажи товаров. Основное назначение ярмарок состоит в установлении непосредственных связей между отдельными субъектами рынка, заинтересованными в продаже и покупке конкретных товаров.
На практике существует значительное число различных предприятий розничной торговли. Все они могут быть соответствующим образом классифицированы. В качестве основных факторов для классификации предприятий розничной торговли могут быть использованы:
- предлагаемый товарный ассортимент;
- политика цен;
- уровень концентрации торговой сети;
- форма собственности;
- уровень предоставляемых услуг;
- специфика обслуживания.
Определяющим фактором при классификации предприятий розничной торговли является предлагаемый товарный ассортимент, а также специфика обслуживания. Однако ассортиментная политика имеет первостепенное значение при классификации предприятий розничной торговли. Прежде чем рассмотреть такую классификацию, заметим, что каждое из предприятий розничной торговли, включенное в ту или иную группу, выделенную в соответствии с выбранным фактором, может также входить и в другие группы, определенные по другим признакам классификации.
Основные предприятия розничной торговли могут быть определены, если провести классификацию всех предприятий торговли с учетом предлагаемого ими товарного ассортимента. Такой подход позволяет выделить следующие наиболее распространенные предприятия розничной торговли:
- специализированные магазины;
- универмаги;
- универсамы;
- супермаркеты;
- магазины товаров повседневного спроса.
К специализированным магазинам относятся розничные торговые предприятия, осуществляющие торговлю соответствующей ассортиментной группой товаров определенной глубины. В свою очередь глубина ассортимента позволяет выделить самостоятельные группы магазинов. Например, специализированным магазином полного ассортимента можно считать магазин одежды. Если же теперь предположить, что в этом магазине будет продаваться только женская одежда, то его можно считать специализированным магазином с ограниченным ассортиментом. И, наконец, если решили в магазине продавать только лишь женские юбки, то в результате получили узкоспециализированный магазин.
В последнее время число специализированных магазинов постоянно возрастает. Это обусловлено тем, что их наличие позволяет более полно учитывать реальные потребности покупателей благодаря тому, что такие магазины сосредотачивают свою работу на удовлетворении запросов конкретных целевых рынков.
Универмаг представляет собой крупное предприятие розничной торговли, предлагающее широкий ассортимент различных товаров. Эти товары с учетом ассортиментных групп рассредоточены по отдельным отделам, каждый из которых, по существу, представляет специализированный магазин полного ассортимента.
В универмагах, как правило, продаются наиболее модные изделия, имеющие высокое качество. В большинстве своем обеспечивается приятная атмосфера покупок, оказываются различные услуги, такие как продажа отдельных товаров в кредит, доставка купленных товаров, индивидуальное обслуживание.
Универсам — это крупное предприятие розничной торговли, рассчитанное на первоочередное удовлетворение нужд покупателей в продовольственных товарах и товарах домашнего обихода. Несмотря на то, что универсамы призваны, в первую очередь, удовлетворять потребности в указанных выше товарах, на практике ассортимент предлагаемых ими товаров постоянно расширяется и многие универсамы продают самые разнообразные товары.
Важнейшими особенностями универсама является то, что он является розничным предприятием самообслуживания, имеет довольно низкий уровень издержек, невысокие цены и характеризуется большим объемом продаж.
Супермаркетами называются предприятия розничной торговли, имеющие большую торговую площадь и которые одновременно с полным набором продовольственных товаров предлагают и другие различные товары, не требующие особого внимания к покупателям со стороны торгового персонала. В супермаркетах могут продаваться товары, имеющие известные торговые марки, товары частных торговых марок, а также немаркированные товары.
По своей торговой площади супермаркет примерно в два раза больше универсама. При этом, наряду с отделами самообслуживания, они довольно часто имеют отделы с полным обслуживанием.
Магазины товаров повседневного спроса, как правило, невелики по размерам и торгуют товарами ограниченного ассортимента, в основном (или только) продовольственными товарами. Они расположены вблизи от потенциальных покупателей и предлагают ходовые товары массового спроса.
Классификация предприятий торговли с учетом политики цен
В условиях рыночной экономики каждое торговое предприятие в рамках существующего законодательства осуществляет свою ценовую политику. С учетом особенностей реализации последней могут быть выделены следующие группы предприятий:
- магазины, устанавливающие высокие цены на предлагаемые ими товары и оказывающие на высоком уровне широкий круг услуг (в таких магазинах продаются, как правило, престижные товары);
- магазины, предлагающие товары по умеренным ценам, оказывая при этом наиболее широко признанные услуги. Таких магазинов большинство;
- магазины, продающие товары по низким ценам, оказывая минимальный набор услуг. Такие торговые предприятия называются магазинами доступных цен;
- магазины, продающие в основном нестандартные или не пользующиеся спросом товары по ценам ниже обычных розничных цен. Такие магазины называются магазинами сниженных цен
Магазины доступных цен
Ассортимент товаров магазинов доступных цен включает как относительно дешевые, так и широко известные марочные товары. Все эти товары продаются по более низким ценам, чем цены, устанавливаемые на эти же товары другими предприятиями розничной торговли. Возможность продавать магазинами доступных цен товары по более низким ценам объясняется целым рядом факторов, основными из которых являются:
- магазины торгуют в основном пользующимися повышенным спросом товарами, что обеспечивает высокий уровень оборачиваемости;
- в магазинах существует свободный отбор для непродовольственных товаров и система самообслуживания для продовольственных товаров;
- основными функциями торгового персонала являются получение денег, упаковка купленных товаров, а также обеспечение нормального процесса совершения покупок;
- магазины организуют закупки товаров по выгодным для себя ценам. Проводя закупки больших партий товаров, они приобретают их по более низким оптовым ценам.
Осуществляя закупку товаров по льготным ценам, обеспечивая быстрое обновление товарных запасов, сокращая до минимума затраты на оказание услуг покупателям, магазины доступных цен продают качественные товары по низким ценам. Это создало им репутацию дешевых магазинов, что нередко привлекает внимание самого широкого круга покупателей.
Магазины совместного владения
Каждое розничное предприятие имеет своего владельца. В странах с развитой рыночной экономикой им наиболее часто является один отдельно взятый независимый розничный торговец. Эту форму организации розничной торговли дополняют такие наиболее широко распространенные формы, как корпоративные сети магазинов, розничные конгломераты и кооперативы.
Так называемая корпоративная сеть представляет собой совокупность нескольких розничных предприятий, принадлежащих одному владельцу, который осуществляет единую политику в области закупок и продаж товаров.
В состав розничных конгломератов также входит несколько предприятий розничной торговли. Все эти предприятия находятся в едином владении. А сам розничный конгломерат представляет собой корпорацию, в которой лишь частично централизованы функции управления.
Что касается кооперативов, то их могут создавать как предприятия розничной торговли, так и потребители соответствующих товаров. В первом случае создаются объединения независимых торговых предприятий, осуществляющие единую политику как в сфере продаж, так и управления ими. Во втором случае образуются так называемые потре бительские кооперативы, входящие в состав которых розничные магазины являются собственностью членов кооператива. Учредители кооператива выбирают членов правления, предоставляя им право обеспечить эффективное управление торговой деятельностью.
Создание торговых центров, где каждый человек мог бы удовлетворить свои самые разнообразные потребности, является новой концепцией развития розничной торговли. В таких центрах можно приобрести как продовольственные и непродовольственные товары, так и посетить физкультурно-оздоровительные комплексы, парикмахерские, кинотеатры, библиотеки, различные игровые заведения и др. Конечно, в каждом из таких центров степень концентрации предприятий розничной торговли различна. Последняя является основанием для выделения четырех основных групп торговых центров:
1) торговый центр центрального делового района;
2) региональный торговый центр;
3) районный торговый центр;
4) торговый центр микрорайона.
В некоторых странах на долю торговых центров приходится более одной трети розничного товарооборота.
Классификация предприятий торговли по видам обслужива ния
Посещая те или иные магазины, можно убедиться, что уровень предоставляемых услуг в каждом из них не одинаков. Учитывая это, обычно выделяют:
- магазины самообслуживания;
- магазины с ограниченным обслуживанием;
- магазины с полным обслуживанием
В магазинах самообслуживания покупатели, на основе сравнения аналогичных товаров разных товаропроизводителей, выбирают наиболее приемлемые для них. Это позволяет сократить обслуживающий персонал магазинов, снизить накладные расходы и предлагать товары по более низким ценам.
В магазинах с ограниченным обслуживанием оказывается лишь некоторая помощь покупателям в выборе и приобретении необходимых товаров. Это, например, может быть определенная информация о товаре (поскольку в таких магазинах продаются товары предварительного выбора) или предоставление кредита. Возможен также прием обратно ранее купленных товаров и др.
В магазинах с полным обслуживанием обеспечивается высокий уровень обслуживания на всех этапах процесса покупки товаров. Как правило, такие услуги оказывают фешенебельные магазины, продающие свои товары по высоким ценам. В таких магазинах товар можно купить в кредит, его бесплатно доставят покупателю. Купленный товар можно вернуть магазину. Потребителю, в случае необходимости, могут быть оказаны определенные услуги на дому.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 283.