Типы предприятий оптовой и розничной торговли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Посредников в современных торговых отношениях очень много. Однако всех можно условно разделить на несколько типов по признаку самостоятельности (независимости от производителя):

1. Распределительные органы производителя (отдел сбыта, иногда — руководство предприятия, коммивоя­жеры, сбытовые филиалы).

2. Собственно торговые посредники и партнеры по сбыту:

- к торговым посредникам относятся оптовые и розничные организации, которые разрабатывают самостоятельную независимую от производителя распределительную политику и комплекс меро­приятий по ее проведению. Они приобретают то­вар в собственность и далее действуют по своему усмотрению;

- к партнерам по сбыту относят лиц, юридически и экономически самостоятельных, которые вы­полняют «поддерживающую» функцию (агенты, брокеры, маклеры, экспедиторы, торговые пред­ставители, комиссионеры). Они, как правило, не приобретают товар в собственность, а лишь осу­ществляют «состыковку» интересов производите­лей и субъектов, заинтересованных в приобрете­нии товара.

Важная роль в реализации политики распределения принадле­жит так называемым рыночным структурам. К ним, прежде всего относятся:

- аукционы;

- товарные биржи;

- оптовые ярмарки.

Аукционы представляют собой публичные торги, которые прово­дятся в специальном месте в заранее оговоренное время. На таких торгах могут быть предложены к продаже как большие партии това­ров, так и отдельные изделия. При этом продажу товаров может про­водить как непосредственный их владелец, так и посредническая ор­ганизация, специализирующаяся на торговле соответствующими то­варами. Таким образом, аукционная торговля может быть как опто­вой, так и розничной.

Во всех случаях организация аукциона включает:

- осмотр товара потенциальными покупателями;

- непосредственное проведение торгов, во время которых, благодаря конкуренции за право покупки товара присутствующими покупателями, обеспечивается наибольшая прибыль продавцу;

- оформление и исполнение совершенных во время торгов сделок.

Товарные биржи играют важную роль в организации оптовой тор­говли. Они представляют собой рыночные структуры, используя кото­рые осуществляется купля и продажа контрактов на поставку товаров.

Такие сделки заключаются только профессиональными посредника­ми — брокерами. Конкретные поручения на совершение сделок броке­ры получают от покупателей. Эти поручения определяют:

- конкретный товар;

- сроки поставки товара;

- цену товара.

Контракт на поставку товара заключается без осмотра последне­го. При этом базисные рыночные цены устанавливаются биржевой котировкой и формируются под влиянием реального соотношения между спросом и предложением.

На каждой бирже устанавливается определенный состав товаров, которые являются объектом биржевого торга. В целом число бирже­вых товаров примерно равно 70. К ним, в частности, относятся:

- цветные металлы (медь, олово, цинк, свинец, никель, алюминий) и драгоценные металлы (серебро, золото, платина);

- зерновые (пшеница, кукуруза, овес, ячмень, рожь);

- текстильные товары (хлопок, джут, шерсть, натуральный и искусственный шелк, пряжа, лен);

- пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы, соевое масло, сироп).

Основные требования к биржевому товару определяются сущес­твующим законодательством и находят свое выражение в Законах "О товарных биржах и биржевой торговле".

Ярмарки представляют собой периодические встречи произво­дителей товаров, покупателей и посредников в целях совершения по­купок по выставленным образцам. Они в основном используются для оптовой продажи товаров. Основное назначение ярмарок состоит в установлении непосред­ственных связей между отдельными субъектами рынка, заинтересо­ванными в продаже и покупке конкретных товаров.

На практике существует значительное число различных пред­приятий розничной торговли. Все они могут быть соответствующим образом классифицированы. В качестве основных факторов для классификации предприятий розничной торговли могут быть ис­пользованы:

- предлагаемый товарный ассортимент;

- политика цен;

- уровень концентрации торговой сети;

- форма собственности;

- уровень предоставляемых услуг;

- специфика обслуживания.

Определяющим фактором при классификации предприятий роз­ничной торговли является предлагаемый товарный ассортимент, а также специфика обслуживания. Однако ассортиментная политика имеет первостепенное значение при классификации предприятий розничной торговли. Прежде чем рассмотреть такую классифика­цию, заметим, что каждое из предприятий розничной торговли, включенное в ту или иную группу, выделенную в соответствии с выбранным фактором, может также входить и в другие группы, опреде­ленные по другим признакам классификации.

Основные предприятия розничной торговли могут быть опреде­лены, если провести классификацию всех предприятий торговли с учетом предлагаемого ими товарного ассортимента. Такой подход позволяет выделить следующие наиболее распространенные пред­приятия розничной торговли:

- специализированные магазины;

- универмаги;

- универсамы;

- супермаркеты;

- магазины товаров повседневного спроса.

К специализированным магазинам относятся розничные торго­вые предприятия, осуществляющие торговлю соответствующей ас­сортиментной группой товаров определенной глубины. В свою оче­редь глубина ассортимента позволяет выделить самостоятельные группы магазинов. Например, специализированным магазином пол­ного ассортимента можно считать магазин одежды. Если же теперь предположить, что в этом магазине будет продаваться только жен­ская одежда, то его можно считать специализированным магазином с ограниченным ассортиментом. И, наконец, если решили в магазине продавать только лишь женские юбки, то в результате получили уз­коспециализированный магазин.

В последнее время число специализированных магазинов посто­янно возрастает. Это обусловлено тем, что их наличие позволяет бо­лее полно учитывать реальные потребности покупателей благодаря тому, что такие магазины сосредотачивают свою работу на удовлет­ворении запросов конкретных целевых рынков.

Универмаг представляет собой крупное предприятие розничной торговли, предлагающее широкий ассортимент различных товаров. Эти товары с учетом ассортиментных групп рассредоточены по от­дельным отделам, каждый из которых, по существу, представляет специализированный магазин полного ассортимента.

В универмагах, как правило, продаются наиболее модные изде­лия, имеющие высокое качество. В большинстве своем обеспечивает­ся приятная атмосфера покупок, оказываются различные услуги, та­кие как продажа отдельных товаров в кредит, доставка купленных то­варов, индивидуальное обслуживание.

Универсам — это крупное предприятие розничной торговли, рас­считанное на первоочередное удовлетворение нужд покупателей в продовольственных товарах и товарах домашнего обихода. Несмотря на то, что универсамы призваны, в первую очередь, удовлетворять потребности в указанных выше товарах, на практике ассортимент предлагаемых ими товаров постоянно расширяется и многие универсамы продают самые разнообразные товары.

Важнейшими особенностями универсама является то, что он яв­ляется розничным предприятием самообслуживания, имеет доволь­но низкий уровень издержек, невысокие цены и характеризуется большим объемом продаж.

Супермаркетами называются предприятия розничной торгов­ли, имеющие большую торговую площадь и которые одновременно с полным набором продовольственных товаров предлагают и другие различные товары, не требующие особого внимания к покупателям со стороны торгового персонала. В супермаркетах могут продаваться товары, имеющие известные торговые марки, товары частных торго­вых марок, а также немаркированные товары.

По своей торговой площади супермаркет примерно в два раза больше универсама. При этом, наряду с отделами самообслужива­ния, они довольно часто имеют отделы с полным обслуживанием.

Магазины товаров повседневного спроса, как правило, невелики по размерам и торгуют товарами ограниченного ассортимента, в ос­новном (или только) продовольственными товарами. Они располо­жены вблизи от потенциальных покупателей и предлагают ходовые товары массового спроса.

Классификация предприятий торговли с учетом политики цен

В условиях рыночной экономики каждое торговое предприятие в рамках существующего законодательства осуществляет свою цено­вую политику. С учетом особенностей реализации последней могут быть выделены следующие группы предприятий:

- магазины, устанавливающие высокие цены на предлагаемые ими товары и оказывающие на высоком уровне широкий круг услуг (в таких магазинах продаются, как правило, престижные товары);

- магазины, предлагающие товары по умеренным ценам, оказы­вая при этом наиболее широко признанные услуги. Таких мага­зинов большинство;

- магазины, продающие товары по низким ценам, оказывая минимальный набор услуг. Такие торговые предприятия называ­ются магазинами доступных цен;

- магазины, продающие в основном нестандартные или не пользующиеся спросом товары по ценам ниже обычных розничных цен. Такие магазины называются магазинами сниженных цен

Магазины доступных цен

Ассортимент товаров магазинов доступных цен включает как от­носительно дешевые, так и широко известные марочные товары. Все эти товары продаются по более низким ценам, чем цены, устанавли­ваемые на эти же товары другими предприятиями розничной торгов­ли. Возможность продавать магазинами доступных цен товары по бо­лее низким ценам объясняется целым рядом факторов, основными из которых являются:

- магазины торгуют в основном пользующимися повышенным спросом товарами, что обеспечивает высокий уровень оборачиваемости;

- в магазинах существует свободный отбор для непродовольственных товаров и система самообслуживания для продовольственных товаров;

- основными функциями торгового персонала являются получе­ние денег, упаковка купленных товаров, а также обеспечение нормального процесса совершения покупок;

- магазины организуют закупки товаров по выгодным для себя ценам. Проводя закупки больших партий товаров, они приобретают их по более низким оптовым ценам.

Осуществляя закупку товаров по льготным ценам, обеспечивая быстрое обновление товарных запасов, сокращая до минимума затра­ты на оказание услуг покупателям, магазины доступных цен продают качественные товары по низким ценам. Это создало им репутацию дешевых магазинов, что нередко привлекает внимание самого широ­кого круга покупателей.

Магазины совместного владения

Каждое розничное предприятие имеет своего владельца. В стра­нах с развитой рыночной экономикой им наиболее часто является один отдельно взятый независимый розничный торговец. Эту форму организации розничной торговли дополняют такие наиболее широко распространенные формы, как корпоративные сети магазинов, роз­ничные конгломераты и кооперативы.

Так называемая корпоративная сеть представляет собой сово­купность нескольких розничных предприятий, принадлежащих од­ному владельцу, который осуществляет единую политику в области закупок и продаж товаров.

В состав розничных конгломератов также входит несколько пред­приятий розничной торговли. Все эти предприятия находятся в едином владении. А сам розничный конгломерат представляет собой корпора­цию, в которой лишь частично централизованы функции управления.

Что касается кооперативов, то их могут создавать как предприятия розничной торговли, так и потребители соответствующих товаров. В первом случае создаются объединения независимых торговых пред­приятий, осуществляющие единую политику как в сфере продаж, так и управления ими. Во втором случае образуются так называемые потре­ бительские кооперативы, входящие в состав которых розничные мага­зины являются собственностью членов кооператива. Учредители коо­ператива выбирают членов правления, предоставляя им право обеспе­чить эффективное управление торговой деятельностью.

Создание торговых центров, где каждый человек мог бы удовлет­ворить свои самые разнообразные потребности, является новой кон­цепцией развития розничной торговли. В таких центрах можно при­обрести как продовольственные и непродовольственные товары, так и посетить физкультурно-оздоровительные комплексы, парикмахер­ские, кинотеатры, библиотеки, различные игровые заведения и др. Конечно, в каждом из таких центров степень концентрации предпри­ятий розничной торговли различна. Последняя является основанием для выделения четырех основных групп торговых центров:

1) торговый центр центрального делового района;

2) региональный торговый центр;

3) районный торговый центр;

4) торговый центр микрорайона.

В некоторых странах на долю торговых центров приходится бо­лее одной трети розничного товарооборота.

Классификация предприятий торговли по видам обслужива­ ния

Посещая те или иные магазины, можно убедиться, что уровень предоставляемых услуг в каждом из них не одинаков. Учитывая это, обычно выделяют:

- магазины самообслуживания;

- магазины с ограниченным обслуживанием;

- магазины с полным обслуживанием

В магазинах самообслуживания покупатели, на основе сравнения аналогичных товаров разных товаропроизводителей, выбирают наи­более приемлемые для них. Это позволяет сократить обслуживаю­щий персонал магазинов, снизить накладные расходы и предлагать товары по более низким ценам.

В магазинах с ограниченным обслуживанием оказывается лишь некоторая помощь покупателям в выборе и приобретении необходи­мых товаров. Это, например, может быть определенная информация о товаре (поскольку в таких магазинах продаются товары предвари­тельного выбора) или предоставление кредита. Возможен также при­ем обратно ранее купленных товаров и др.

В магазинах с полным обслуживанием обеспечивается высокий уровень обслужива­ния на всех этапах процесса покупки товаров. Как правило, такие ус­луги оказывают фешенебельные магазины, продающие свои товары по высоким ценам. В таких магазинах товар можно купить в кредит, его бесплатно доставят покупателю. Купленный товар можно вер­нуть магазину. Потребителю, в случае необходимости, могут быть оказаны определенные услуги на дому.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 283.