Если мы проанализируем процесс какой-нибудь из наших покупок, то увидим, что он начался задолго до того, как был совершен акт купли-продажи. Более того, данный процесс еще продолжался в течение некоторого времени после совершения покупки и состоял в оценке нашей удовлетворенности приобретенным товаром. В общем виде процесс принятия решения о покупке схематично представлен на рис.7.1.
Рис. 7.1 Процесс принятия решения о покупке
Обычно рассматривают четыре возможные модели процесса принятия решения о покупке, соответственно обусловленные:
- сложным покупательским поведением;
- поисковым покупательским поведением;
- неуверенным покупательским поведением;
- упрощенным покупательским поведением.
Указанные четыре модели покупательского поведения определяются, во-первых, привычкой покупать одну и ту же марку товара, и, во-вторых, степенью важности товара для потребителя.
Сложный процесс принятия решения о покупке обычно имеет место тогда, когда речь идет о значительных финансовых затратах и необходимо учитывать значимость покупки. Например, когда речь идет о приобретении дома, автомобиля, модной одежды и др. В этом случае процесс принятия решения содержит семь этапов, как это показано на рис.7.1.
В упрощенной модели процесса принятия решения о покупке потребитель либо вовсе не занимается, либо занимается в ограниченных размерах поиском информации о товаре и ее оценке. В этом случае число этапов в процессе принятия решения о покупке сокращается до трех и содержит лишь: осознание потребности, покупку и оценку после покупки.
Осознание потребности
Начальным этапом любой модели процесса принятия решения о покупке является осознание потребности. В теории маркетинга считается, что это происходит тогда, когда активизируется нужда человека и он ощущает существенное различие между фактическим и желательным состоянием уровня потребления товаров.
Например, если человек ощущает голод (фактическое состояние) и хочет от него избавиться (желаемое состояние), то он тогда осознает потребность в пище, когда расхождение между этими двумя состояниями достигает существенного различия. Иными словами, когда состояние голода превышает некоторую характерную для данного человека пороговую величину.
На активизацию осознания потребности оказывает влияние целый ряд факторов, основными из которых являются:
- время (с течением времени, может активизироваться потребность, например, усиливается ощущение голода);
- изменение обстоятельств (например, получение квартиры обуславливает необходимость приобретения мебели);
- приобретение некоторых товаров (покупка мебели вызывает желание приобрести новые обои, занавески и др.);
- уменьшение запасов определенных товаров (например, если мы за завтраком съели хлеб, то его надо купить к обеду).
Наряду с указанными выше внутренними факторами на активизацию осознания потребности оказывают влияние и внешние факторы. Иногда достаточно напомнить потребителю о каком-нибудь товаре, как у него появится осознанная потребность в приобретении данного товара. Такое напоминание и следует постоянно осуществлять предпринимательским структурам в целях реализации ими коммуникационной политики и прежде всего рекламы.
Поиск информации, оценка и выбор приемлемых вариантов
Следующим шагом потребителя после осознания им потребности является поиск информации о необходимых товарах или услугах. Указанный поиск состоит в мотивированной активизации знаний, хранящихся в памяти человека, и в случае необходимости — получение недостающей информации из внешней среды. Мотивацией указанного поиска информации является желание каждого человека сделать выбор товара, наиболее полно удовлетворяющего его осознанную потребность. При этом существуют четыре основных источника внешней информации:
- личные контакты (семья, друзья, знакомые, соседи);
- коммерческие источники (выставки, ярмарки, реклама, дистрибьютеры, дилеры, торговые представители, информация в магазинах, включающая сведения с дисплеев, упаковка, маркировка, а также коммуникации с продавцами);
- некоммерческие источники (общественные связи, различные общественные организации);
- эмпирические источники (осмотр, изучение или использование товара).
Наибольшую часть сведений о товаре потребитель получает из некоммерческих источников. Вместе с тем, наиболее эффективную информацию о товаре потребитель получает при личных контактах.
Насколько широко и полно потребитель получает информацию о необходимом товаре, зависит от интенсивности её поиска. Существует значительное число факторов, оказывающих влияние на интенсивность поиска. Среди них выделяют следующие:
- особенности искомого товара;
- ограниченность времени у потребителя на удовлетворение осознанной потребности;
- доступность информации об искомых товарах;
- наличие возможностей изучения товара в розничной сети;
- уровень знаний, заинтересованность, существующие мнения и отношения, а также демографические характеристики потребителя.
На данном этапе процесса принятия решения о покупке потребителями проводится оценка возможных альтернатив в выборе товара. Конечным результатом такого выбора является установление конкретного товара, наиболее полно удовлетворяющего нуждам и потребностям данного потребителя.
Поведение потребителей во время выбора наиболее приемлемых для них товаров следует учитывать предпринимательским структурам. При этом, чтобы оказать воздействие на выбор потребителя, предприятие может:
- модифицировать товар;
- повысить качество товара;
- изменить мнение потенциальных покупателей о товаре;
- изменить мнение потенциальных покупателей о предприятии и его конкурентах;
- привлечь внимание потенциальных покупателей к отдельным свойствам товара.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 319.