Предметом маркетинга являются законы и закономерности развития рыночных отношений, включая механизм их использования, под которым понимают не только механизм реализации основных законов, регулирующих рыночные отношения, таких, как закон спроса и предложения, закон возвышения потребностей и другие, но и принципы и методы их реализации.
Особенность маркетинга как научной дисциплины состоит в том, что именно эта теория должна ответить на вопрос, как, используя конкретное экономическое пространство и соответствующее ему соотношение спроса и предложения в границах той или иной сферы производства, распределения, обмена и потребления благ, выбрать определённый вариант поведения (действий), спрогнозировать и получить оптимальный результат.
Для осуществления функций маркетинга приходится решать целый комплекс задач. Все их перечислить невозможно, да и возникают они в зависимости от тех или иных условий проведения маркетинга. Но наиболее общие типовые задачи следующие: систематический сбор, отражение и анализ данных о проблемах, связанных с созданием и реализацией товаров.
Цели маркетинга определяются прежде всего по отношению к потребителям. Здесь предусматривается:
- достижение максимально возможного уровня потребления;
- достижение максимально возможной потребительской удовлетворённости;
- обеспечение максимально возможного разнообразия товаров с целью предоставления потребителю максимально широкого выбора;
- максимальное повышение качества жизни за счёт широкого ассортимента, высокого качества, доступности продукции и сохранения окружающей среды.
Цели маркетингового исследования конкретизируются, исходя из основных целей и задач предприятия, например, обеспечение рентабельности, прибыльности в определённый период времени. Для этого необходимо прогнозирование маркетинговой ситуации на основе тенденций спроса и изменения возможностей предприятий в перспективе.
Сформулированные цели производства позволяют разработать стратегию, устанавливающую приоритетные направления, распределение ответственности, временной и производственный графики.
В самом общем виде задачи маркетинга можно свести к следующим: проведение комплексного исследования потребителей и рынка; планирование ассортимента товаров с учетом выявленных потребностей рынка; налаживание хозяйственных связей, формирование системы договорных отношений купли-продажи; воздействие на рынок сбыта путем проведения рекламных кампаний; поиск новых рынков сбыта и стимулирование сбыта, регулирование цен; выработка системы послепродажного сервисного обслуживания потребителей и др.
Маркетинг как философия бизнеса
В современных условиях знание маркетинга только узким кругом специалистов (отдел, группа маркетинга) становится недостаточным. Необходимо, чтобы маркетинг как философия предпринимательства, как концепция бизнеса овладел и руководил всеми работниками и подразделениями организации.
Неразрывно с понятием сущности маркетинга связано понятие «маркетинговое мышление», которое базируется на достаточно простых утверждениях:
- фундамент прочного положения каждого предприятия основан на потребностях клиента, что подтверждается известным постулатом маркетинга: «Без клиента нет рынка, а без рынка нет предпринимательства».
- Ценность рынка выше ценности фирмы: «Владеющий фирмой несет расходы, владеющий рынком получает доходы».
- Клиент заинтересован в решении проблем: «Нет пользы — нет ценности; нет ценности — нет денег».
- Масштаб и уровень качества товара (услуги) — оценка, данная ему клиентом: «Червяк должен нравиться рыбе, а не рыболову».
- Можно пробуждать потребности, но их нельзя создать: «Будильник может разбудить того, кто лежит в постели».
- Необходимо действовать, а не ждать: «Активное и интенсивное ожидание ничего не дает».
Маркетинговое мышление – это не только маркетинговая философия, но и способность принимать решения, зарабатывающие деньги. А это все предполагает каждодневное творчество, изобретательность, способность идти на оправданный риск. Маркетинговое мышление - это привычка подходить буквально ко всему бизнесу только с позиции Клиента, это привычка перевоплощаться в Клиента.
Маркетинговое мышление венчают творческие решения, позволяющие использовать все имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы для максимального удовлетворения потребностей клиента. А, следовательно, и для максимальной продажи и получения максимальной прибыли.
Специалисты по стратегии маркетинга считают, что маркетинг на практике - это процесс, помогающий другим ценить Ваши услуги. Другими словами это ежедневные действия фирмы, для того, чтобы клиенты по достоинству ценили то, ЧТО вы для них делаете, и то, КАК вы это делаете.
Тема 2. классификации маркетинга (2 часа)
Сферы применения маркетинга
Маркетинг применим практически в любой сфере человеческой деятельности и отнюдь не является прерогативой капиталистического рынка. Это не только возможная, но и необходимая форма деятельности. Маркетинг может быть направлен на определенный вид производства, на разработку процесса акционирования государственной собственности или на иной вид деятельности, применяться в сфере услуг, в сфере внешнеэкономической деятельности и т.д.
Но применим маркетинг и в сфере некоммерческой деятельности: в здравоохранении, юриспруденции, политике, народном образовании и т.п., ибо на все существует спрос и предложение, а регулируются взаимосвязи между ними в системе маркетинга.
Маркетинг может использоваться на всех уровнях предпринимательства, начиная от отдельного индивидуума, группы лиц, небольшого коллектива предприятия, объединения, комплекса различных коммерческих структур (ассоциаций, компаний, торговых домов и т.п.), отраслевых управлений и иных государственных учреждений, внутреннего или внешнего рынка. В этом случае маркетинговая деятельность будет различаться главным образом масштабами.
Маркетинг как наука занят прежде всего развитием и распространением знаний о том, что полезно для предпринимателя с точки зрения экономической перспективы.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 285.