Понятие социального института. Предпосылки и условия становления социальных институтов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

   
   
     
     

 

   

 

 

 

 
   
     
     
     

 проблемы социальных инсти-

   
   

 

тутов занимают одно из центральных мест в социологии. Социальные ин-ституты являются важными элементами социальной системы общества, служат основным фактором общественной жизни.

 

В силу чего они занимают такое положение? Вопрос прояснится, когда будет дано понятие социального института, раскрыты характерные черты, показана система социальных институтов, их функции в жизни и развитии общества.

Прежде чем определить понятие социального института, поясним сам термин «институт».

 

Институт (лат. Institutum – установление, устройство) – 1) узко-техническое – название научно-исследовательских и высших учебных за-ведений и 2) широко-социальное – совокупность норм права, установле-ний и т.п. в сфере общественных отношений (институт семьи и брака, ин-ститут собственности, институт присяжных заседателей и т.д.). Второе значение термина и составляет предмет данного сообщения.

 

Понятие «социальный институт» в научный оборот ввел английский философ и социолог Г.Спенсер, а определение дал американский социолог Т. Веблен.


 

142


По его мнению, социальные институты – это совокупность общест-венных обычаев, установленных привычек поведения, образ мысли и об-раз жизни, передаваемый из поколения в поколение. Они обеспечивают надежность, жизнеспособность, устойчивость и развитие общества, обере-гают его от разрушений и катаклизмов.

Данное Вебленом понятие не осталось единственным. В учебнике со-циологии для вузов под редакцией профессора В.Н. Лавриненко указывает-ся, что в литературе можно насчитать свыше 20 определений понятия «со-циальный институт». В нем отмечается, что авторами различных определе-ний являются и зарубежные (Э. Дюркгейм, Э. Гидденс, Н. Смелзер), и отече-ственные (Ю.А. Левада, Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая, А.И. Кравченко и др.) социологи. В итоге дается такое понятие: «социальный институт – это

 

- ролевая система, в которую включены те или иные нормы, статусы и

 

роли;

 

- совокупность обычаев, традиций и правил поведения людей;

 

- организованная система формальных и неформальных структур;

 

- совокупность норм и учреждений, регулирующих ту или иную сфе-ру общественных отношений;

 

- устойчивый комплекс социальных действий»26. Получилось очень уж сложное и громоздкое понятие. А может быть, определить его таким образом: социальный институт – это устройство, созданное человеком и приспособленное для своих нужд. Отношения между субъектами инсти-тута регулируются набором норм, правил и санкций?

 

само появление социальных институтов обусловлено определенной социальной потребностью. Дело в том, что жи-вотные приспосабливаются к среде и выживают в ней, удовлетворяя свои нужды при помощи инстинктов, выкованных многовековой эволюцией.

 

Человек же в ходе антропосоциогенеза (одновременного процесса развития человека и общества) растерял большинство своих инстинктов.

А что же (или кто же) выполнит их роль в удовлетворении жизненных ин-дивидуальных и общественных потребностей? Выполняют эту роль соци-альные институты, как созданные людьми специальные устройства.

Это можно проследить на примере возникновения социального инсти-тута семьи и брака. Как пишет Веблен, в доисторические времена в отно-шениях между полами господствовал промискуитет – беспорядочные по-ловые связи. Это порождало кровосмешение – инцест – половую связь между ближайшими родственниками, например, между матерью и сыном, братом и сестрой. Запрет на кровосмешение называется табу на инцест.

 

Первобытное общество уже на самых ранних этапах наложило запрет на половые отношения между родителями и детьми. В последующем за-прет был наложен на братьев и сестер. Итак, запрет коснулся ближайших родственников: мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын.

 

Первый запрет кровосмешения – это установление экзогамии – выбор брачного партнера из чужой группы. Иначе говоря, хочешь жениться – ищи невесту не в своей, а в другой, чужой пещере.

 

Социологи отмечают сложившуюся историческую закономерность: по мере эволюции человеческого общества, восхождения его на более вы-сокую ступень развития круг родственников, с которыми разрешались по-ловые отношения, становился все более узким. Иначе говоря, из сферы разрешенных сексуальных связей с каждым разом исключалось все боль-шее количество родственников.

Как видим, экзогамия – это первый вид сексуальных норм, который регулировал брачные отношения. Последовали и санкции за нарушение этой нормы – смерть или изгнание из рода. Позже появились и другие


 

144


нормы и санкции, на основе которых регулировались отношения супру-гов, родителей и детей и др. Так шло зарождение одного из самых древних социальных институтов – института семьи и брака, который регулировал удовлетворение сексуальных потребностей и потребностей воспроизвод-ства потомства, продолжения рода.

 

Итак, социальная потребность – главная предпосылка становления социального института.

Но не единственная. В обществе возникли и другие факторы и усло-вия, без которых процесс развития социальных институтов невозможен. Социологи к таковым относят: операциональные средства (четкие дей-ствия, процедуры) реализации потребностей; наличие ресурсов (матери-альных, финансовых, трудовых, организационных); сформировавшуюся особую культурную среду (субкультуру), т.е. систему социальных дейст-вий и правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих к дан-ному институту.

Таким образом, в обществе формируются определенные особые, объ-ективно заданные условия, которые обуславливают появление того или иного социального института.

 

социальный институт – это повторяющиеся формы и типы социальной практики. Повторяемость обеспечивает устойчивость и стабильность общественных отношений, их постоянную востребованность.

 

Другое – постоянная востребованность удовлетворения жизнен-ных потребностей диктует необходимость жесткого фиксирования сис-темы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также соответствующих санкций для неукос-нительного выполнения этих правил.

Следующее положение – историчность социального института, что означает его многовековую историю, в течение которой он зарождался, укреплялся и видоизменялся.

 

И последнее (в данном сообщении) – для своего четкого функциони-рования социальный институт создает необходимые учреждения. На-пример, существование и деятельность института образования немыслимо


 

145


без создания таких учреждений, как школы, училища, вузы, строительства необходимых зданий и сооружений, денежных средств и ресурсов.

 

заключение: социальный институт – это исторически сложившиеся устойчивые формы и типы социальной практики, основанной на системе норм, правил, статусов и ролей, ре-гулирующих отношения и связи людей в различных сферах общества по поводу удовлетворения жизненно важных потребностей. Может быть, такое понятие социального института удовлетворит нас всех?

В любом обществе существуют социальные институты, ко-торые вместе представляют некую целостность, называемую системой социальных институтов. Современные социологи в своем большинстве в эту систему включают такие, посредством которых решаются важные со-циальные задачи, нацеленные на удовлетворение фундаментальных по-требностей в различных сферах общественной жизни.

Институты семьи и брака – потребности в воспроизводстве чело-

 

веческого рода и первичной социализации;

 

Политические институты (государство, партии и др.) – потребно-

 

сти в безопасности, порядке и управлении;

 

Экономические институты (производство, обмен и потребление ма-

 

териальных благ) – потребности в добывании средств существования;

 

Институты образования – потребности в социализации подрас-

 

тающих поколений, передаче социального опыта и знаний, в подго-

 

товке кадров;

 

Институты религии – потребности в разрешении разного рода ду-

 

ховных проблем.

 

История возникновения социаль-ных институтов уходит корнями в глубокую древность. Социологи счита-ют, что производство средств существования насчитывает 2 млн. лет; се-мья, по мнению антропологов, имеет возраст 500 тыс. лет; государство и образование существуют 5-6 тыс. лет; религия в своих начальных формах (фетишизм, анимизм, тотемизм) появилась около 30-40 тыс. лет.


 

146


Институциональная система общества не остается неизменной. Новые социальные потребности требуют своего удовлетворения, и соответствен-но формируются новые социальные институты.

Например, ушли в прошлое институт рабства, институт крепостниче-ства, институт монархии, институт дуэлей. На смену им пришел институт парламентаризма, институт президентства и другие. Нельзя не согласиться

с Вебленом, который считал, что история общества – это процесс естест-венного отбора и становления социальных институтов.

В современном обществе постоянно идет процесс выработки, закрепле-ния и систематизации социальных норм, правил, статусов и ролей. Их сово-купность обеспечивает удовлетворение определенной общественной по-требности. Этот процесс в социологии называется институционализацией.

 

 









Признаки и функции

 

 

Существенными признаками социальных институтов являются:

 

установки и образцы поведения. Например, для института обра-

 

зования установкой является любовь к знаниям, образцами поведения – посещаемость и успеваемость;

 

культурные символы. Например, для государства – герб, гимн,

 

флаг;

 

утилитарные (полезные) черты. Например, для образования – классы, библиотека, спортзал;

устные и письменные кодексы поведения. Например, для произ-водства – контракты, лицензии, стандарты качества;

идеология. Например, для религии – православие, ислам, буддизм.


 

147


Первая и главная функция социальных институтов – удовлетво-рение витальных (жизненных) потребностей общества. Ни одно обще-ство не в состоянии выжить, если не будет демографического воспроиз-водства населения; остановится производство предметов потребления; в обществе не будет мира, согласия и порядка; перестанут добывать, накап-ливать и передавать новым поколениям знания и опыт; люди не станут решать духовные вопросы.

Немаловажной является функция контроля за поведением членов общества. Еще Г. Спенсер писал, что социальный контроль держится на «страхе перед живыми и мертвыми». «Страх перед живыми» поддержива-ется государством, «страх перед мертвыми» – церковью.

Функция регулирования властных отношений осуществляется политическими институтами. Их цель – выработка шаблонов поведения, сохранение демократических ценностей, стабилизация существующей общественной структуры.

Отметим и такую функцию, которую социологи называют комму-никативной, ее выполняют культурные и образовательные институты пу-тем передачи и обмена информацией, поддержания связей и общения как внутри, так и вне социального института.

 

Функция защиты членов общества от физической опасности. Ее выполняют правовые и военные институты.

Перечисленные функции полезны обществу. Однако бывает и такое, что действия социальных институтов приносят обществу вред. Эта роль называется дисфункцией. Функции и дисфункции могут быть явными и латентными (скрытыми).

Такое обоснование функций и ролей социальных институтов дается в учебнике по социологии, рекомендованном Министерством образования РФ. Опубликован учебник под ред. проф. В.Н. Лавриненко в 2007 году.

 

краткое резюме:

 

- социальные институты являются важнейшими элементами социаль-ной структуры общества, оберегают общество от разрушения;

- зарождение и развитие социальных институтов связано с историей общества;

- главное предназначение социальных институтов – удовлетворение постоянно растущих потребностей общества;


 

148


- современное общество характеризуется определенной системой со-циальных институтов;

- социальные институты многофункциональны и в отличие от других элементов социальной структуры общества обладают специфическими признаками.





Институт семьи и брака

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 419.