Взаимодействие личности и общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

в самом начале уяснить, что означает личность как социальный тип. Иначе говоря, какой человек, с точки зре-ния социологии, называется личностью. Отметим, что определений поня-тия «личность» в социологии много.

Возьмем, к примеру, учебное пособие Г.И. Козырева. Он дает такое определение личности: «Личность – совокупность (система) социально-


 

 

110


значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития»20.

 

Кто оценивает индивида как личность? Сам себя личностью считает индивид? Или таковым его признают другие, окружающие его люди? Эти вопросы неоднозначны. Простого ответа нет. И все же можно, наверное, согласиться с В.В. Касьяновым, который отмечает, что социально значи-мые качества оцениваются другими людьми, а в конечном счете – общест-вом в целом. Среди таких качеств он отмечает доброту, смелость, интел-лект, интеллигентность, которые оцениваются положительно21.

 

К указанным положительным качествам можно добавить еще и та-кие важные качества, как самостоятельность, умение добиваться реализа-ции принятого решения, отстаивать собственное мнение вопреки сопро-тивлению других.

социально значимые качества не сваливаются на индивида откуда-то с Луны. Они приобретаются в про-цессе взаимодействия с другими людьми. Иначе говоря, они воспитываются. Забегая вперед, скажем, что в социологии этот процесс формирования отме-ченных качеств называется социализацией, кстати, в процессе социализа-ции могут формироваться не только положительные, но и отрицательные качества: эгоизм, нечестность, двуличность, трусость, конформизм и т.д.

 

социология занимается и типологизацией личности. Необходимо пояснить, что означает типологизация. Это означает, что социология как наука не берет во внимание всё огромное множество свойств каждой лич-ности. Такого не делает ни одна из наук потому, что это практически не-возможно. Для социологии значимы не индивидуальные, а социальные свойства и качества личности, то есть те, которые характерны для многих индивидов, находящихся в объективных совпадающих условиях. Они, эти качества, выступают как наиболее обобщенные, постоянно повторяющие-ся, существенные для многих людей, составляющих какую-либо социаль-ную общность. Их совокупность и создает определенный социальный тип

 

 

20 Козырев Г.И. Социология: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект:

Трикста, 2006. С. 86.

21См.: Касьянов В.В. Социология для экономистов. Серия «Высшее образование». Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. С. 162.


 

111


личности. Например, социальные типы личности: студента, выпускника вуза, предпринимателя, менеджера, рабочего. Или, скажем, социальный тип европейца, американца, россиянина, китайца и др.

 

проблемы взаимодействия личности и общества.

личность – это продукт общества. Без воздействия общества на индивида – нет личности. Но поскольку речь идет о взаимодействии, то надо понимать, что и личность и общество вза-имно действуют друг на друга. Значит, встает вторая проблема: как воз-действует личность на общество? Как проявляется влияние сформировав-шейся личности на общественные отношения?

Социологи отмечают, что воздействие личности на общество порож-дает много сложных моментов. Как уже известно, личность не только объ-ект влияния и воздействия со стороны общества, но и субъект социально-го взаимодействия. Быть субъектом означает быть активным, деятельным, видоизменяющим свое окружение. Каждая личность стремится к самореа-лизации, а значит, она становится участником различных видов деятельно-сти. Личность оказывается «вкрученной» в самые разнообразные связи и отношения. Ее воздействие на общество находит проявление в социальных статусах и социальных ролях. Особое влияние на общество оказывают ис-торические личности, выдающиеся личности.

 

обобщающий вывод. Личность – это абстракция. Из множества качеств в ней выделяются толь-ко социально-значимые качества, как отпечаток воздействия других лю-дей и общества в целом. Типологизация личности приводит к пониманию социального типа. Личностью не рождаются, личностью становятся. Сформировавшаяся личность оказывает воздействие на общественные связи и отношения.

 





Социализация личности

 

В начале дадим определение социализации.

 

Социализация – это процесс усвоения индивидом определенной со-вокупности знаний, норм и ценностей, которые необходимы для выполне-ния им социальных ролей в обществе.

 

«В результате социализации, – пишет Р.Т. Мухаев, – человек стано-вится личностью, у него возникает самосознание или образ собственного «Я», отличного от других людей» (Мухаев Р.Т. Социология. Конспект лекций: учебное пособие. М.: Проспект, 2009. С. 59). Именно этот процесс делает человека человеком, позволяет ему, как биологическому существу, обрести социальные качества, стать биосоциальным существом, лично-стью и определить свое место в обществе.

Социализация – это длительный процесс. Начинается он в самом ран-нем детстве и прекращается в старости. Как и всякий процесс социализация включает ряд периодов. Социализацию в период детства социологи назы-вают первичной социализацией, во всей же оставшейся части жизни – вторичной. Для становления полноценной зрелой личности очень важна первичная социализация.

 

Далее докладчику следует отметить, что в социологии разработаны теории, раскрывающие этапы социализации. Так, Нейл Смелзер – амери-канский социолог, автор популярного учебника социологии – приводит це-лый ряд таких теорий.

 

В теории Джорджа Мида (известный американский психолог) рас-сматриваются три стадии первичной социализации ребенка.

Первая – имитация. Ребенок копирует поведение взрослого. Вторая – игровая стадия. Игра в школу, игра в куклы и т.д. Третья – воспроизведение ролей: родителей, учителя, врача и т.д. Следует указать, что семья оказывает значительное влияние на то,

как будет вести себя человек во взрослой жизни. Глубокий опечаток ос-тавляет ролевое поведение членов семьи.

 

В теории Чарльза Кули (американский психолог и социолог) отме-чается путь противоречивого взаимодействия личности с окружающим миром. Личность в процессе интеракции (межличностное общение) вби-


 

 

114


рает в себя групповой опыт и создает свое «зеркальное Я», которое вклю-чает три элемента:

1) как, по-моему мнению, люди воспринимают меня (я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу);

2) как, по-моему, они реагируют на то, что видят (я уверена, что им нравится моя прическа);

3) как я отвечу на воспринятую мною реакцию других людей (види-мо, я буду всегда так причесываться).

Таким образом, теория «зеркального Я» объясняет процесс станов-ления личности как результат межличностного общения и самооценки ин-дивида с точки зрения других членов социальной группы.

Рассматривается также теория психоанализа Зигмунда Фрейда и дру-гие.

этапы социализации со-ответствуют наиболее важным вехам в становлении личности: детство, юность, студенчество, семейная жизнь, выбор профессии, служба в армии, выход на пенсию.

Как отмечает Р.Т. Мухаев все эти жизненные циклы можно объеди-нить в два большие этапа:

 

– ранняя социализация (до 15-18 лет), когда происходит становление личности;

– поздняя социализация (то есть вступление во взрослую жизнь). Ранняя социализация связана с коллективными играми, в ходе кото-

рых дети учатся оценивать будущие социальные роли.

 

На этапе зрелости, когда происходит активное включение в произ-водственную, общественную, политическую жизнь общества, главным в социализации личности становится приобретение и освоение социальных статусов и ролей.

Что означает социальная зрелость личности? Подчеркнем главные положения ответа на данный вопрос:

– определенное психическое состояние с соответствующим уровнем чувств, мышления;

– способности к социально полезным видам деятельности;

 

– умение использовать свои гражданские права и обязанности;

 

– владение возможностями сочетать свои интересы с интересами других людей;


 

115


– способность нести ответственность за свои поступки.

 

Параллельно с освоением нового опыта нередко возникает необходи-мость многое менять в своей жизни. Зрелая личность усваивает новые зна-ния, нормы и ценности. Вместо прежних установок, статусов и ролей появ-ляются новые. Этот процесс усвоения новых способов действия, новых ус-тановок, норм и правил вместо прежних называется ресоциализацией.

 

С 90-х годов XX века в нашей стране протекал бурный процесс ре-социализации. Она стала массовым явлением, охватила большие группы людей, которые были вынуждены осваивать новые виды деятельности (так называемое «челночество», предпринимательство), менять свои цен-ностные ориентации.

В период старости, с выходом на пенсию резко меняется и образ жизни, и социальный статус, и положение в обществе.

В этот период, как правило, ухудшается здоровье, уменьшаются до-ходы, появляется или обостряется чувство одиночества, ощущение своей ненужности. Совокупность всех этих изменений в социологии называется десоциализацией.

вывод.

социализация – это процесс, в ходе которого человек обучается жить в самом сложном из существующих миров – в мире общественных отношений. Процесс социализации проходит ряд этапов и периодов.

 





Дата: 2019-12-22, просмотров: 315.