Каковы же причины социального неравенства? В социологии нет какого-либо универсального теоретически обоснованного ответа на этот вопрос. Есть несколько теорий социального неравенства. Различные авто-ры учебников и учебных пособий по социологии имеют свои подходы к описанию теорий неравенства.
Воспользуемся учебником по социологии для экономистов В.В. Касьянова. Он пишет о двух основных теориях: теории классов и теории элит. Эти теории, по его мысли, получили наибольшую известность.
Теория классов.
Понятие «социальный класс» возникло в конце XVIII-начале XIX вв. Оно введено экономистами, философами и историками. Такими как А.Смит, Д. Рикардо, Э. Кондильяк, К-А. Сен-Симон, Ф. Гизо, О. Тьерри.
Однако по-настоящему это понятие наполнили содержанием К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. К примеру, К. Маркс пишет: «То новое, что внес он в эту теорию, состоит в доказательстве следующего:
1) что существование классов связано лишь с определенными истори-ческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов»29.
29 См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х томах. М.: Политиздат, 1966. Т. 1. С. 560-561.
169
Далее учение о классах было развито В.И. Лениным. Ему принадле-жит наиболее полное определение понятия «классы», которое он дал в ра-боте «Великий почин». «Классами, – пишет В.И. Ленин, – называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически опре-деленной системе общественного производства, по их отношению (боль-шей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам про-изводства, по их роли в общественной организации труда, а следователь-но, по способам получения и размерам той доли общественного богатст-ва, которой они располагают»30.
Итак, согласно марксизму главным признаком класса является отно-шение к средствам производства (владеет или не владеет ими класс). От этого зависит и роль класса в общественной организации труда, и его место
в системе власти и присвоения общественного продукта. Согласно этих по-ложений, в любой классовой общественно-экономической формации суще-ствуют два основных класса, интересы которых непримиримы. Они нахо-дятся в состоянии враждебности и конфликта между собой в силу сущест-вующего социального неравенства (рабы и рабовладельцы, крестьяне и по-мещики, пролетарии и буржуазия). Существующее неравенство может быть изменено только социальной революцией, которая ликвидирует экс-плуататоров и эксплуатацию и положит начало стиранию социальных раз-личий и социального неравенства.
Такое понимание оставалось основным с середины XIX века и до се-редины XX века. В дальнейшем оно пришло в противоречие с изменяю-щейся социальной структурной общества. Как пишут социологи: владель-цы предприятий стали уделять больше внимания защите интересов своих работников, стремились поднять заработную плату и обеспечить их бла-гами, которые ранее были для них недоступны. Такая социально ориенти-рованная политика была одним из первых препятствий формированию сплоченного, осознающего свои интересы и готового бороться со своим положением эксплуатируемого рабочего класса.
Теория элит. Элита (франц. elite – лучшее, отборное, избранное). Как определенная система взглядов данная теория возникла в начале XX века и сформулирована в трудах Парето В. (итальянский социолог и эко-
30 Ленин В.И. Избранные произведения в 3-х т. М.: Политиздат, 1972. Т.3. С. 161.
170
номист), Моска Г. (итальянский основоположник политологии), Михельса Р. (основатель политической социологии).
Теория элит была направлена против разных теорий социализма, прежде всего против марксистских и анархистских. В современном обще-стве существуют политические, экономические, военные, профессиональ-ные элиты. Это сравнительно небольшие группы, состоящие из лиц, зани-мающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества.
В.В.Касьянов пишет о двух подходах к определению элит. Один из них – властный подход: элита – это те, кто обладает в данном обществе решающей властью. Этот подход часто называют линией Лассуэлла. Вто-рой подход – меритократический. Меритократия (лат. meritus – достой-ный и греч. kratos – власть), буквально власть, основанная на заслугах. Согласно данному подходу элита – это те, кто обладает особыми достоин-ствами и личными качествами, независимо от ого, располагают они вла-стью или нет. Данный подход называют линией Парето.
Исходное положение теории элит заключается в том, что в них абсо-лютизируются отношения господства и подчинения, утверждается, что со-циальное неравенство – основа социальной жизни и всеобщий закон, как следствие «человеческой природы» и технологических требований сложно-го производства.
Таким образом, теория элит признаёт, что нижние слои общества яв-ляются слабой или неорганизованной массой, которой можно и нужно управлять. А существующее неравенство естественно и неизбежно. Эти положения неприемлемы для марксистов, т.к. в них явно подчеркивается неспособность нижних слоев общества (пролетариев) к самоорганизации
и революционным действиям. И, следовательно, теории элит оставляют социальное неравенство неизменным.
Н. Смелзер в своем учебнике «Социология», опубликованном на рус-ском языке в 1994 году в Москве, пишет, что существуют различные социо-логические направления, которые дают объяснение причин неравенства.
Одним из них, по Смелзеру, является функционализм. Это один из современных методологических подходов социологии. Подробно разрабо-тан американским социологом Р. Мертоном.
171
В чем суть функционализма? В том, что он разъясняет неравенство, исходя из разделения социальных функций. Общество функционирует, живет, развивается благодаря тому, что различные слои, общности, клас-сы выполняют присущие им функции. «Все функции общества, пишет Н. Смелзер, – закон, религия, семья, труд и т.д. могут образовать иерархию в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся»31. Одни функции це-нятся очень высоко, другие не так ценны. Иерархия функций ведет к ие-рархии классов, слоев. Э. Дюркгейм считал, что в процветающем общест-ве самые талантливые должны выполнять наиболее важные функции. Их услуги должны хорошо вознаграждаться обществом. И это обеспечит при-ток талантливых. Этим и объясняется социальное неравенство.
Еще одно направление, объясняющее неравенство, – это теория ста-
Тусного объяснения.
Суть теории в том, что социальное неравенство – это неравенство статусов.
Известно, что статус – то определенное место в обществе, которое занимает человек, исходя из: 1) способностей выполнять ту или иную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответст-вующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т.д.); 2) возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения
в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, при-надлежность к влиятельным политическим силам).
Есть и такое направление, которое объясняет социальное неравенст-во экономическими причинами: неравное отношение к собственности, неравное распределение материальных благ.
Основные положения этого направления рассматривались, когда речь шла о классовой теории марксизма.
Здесь лишь можно подчеркнуть, что неравенство объясняется соци-ально-экономическими причинами:
– общественное разделение труда;
– появление прибавочного продукта;
– возникновение частной собственности;
– социальное расслоение общества;
31 Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 278.
172
– возникновение классов, их неравенство и борьба;
– завершение классовой борьбы ликвидацией частной собственно-сти, эксплуатации человека человеком и наступлением социального ра-венства, благодаря установлению общественной собственности на средст-ва производства.
Это так в теории, а фактически положение гораздо сложнее. Уста-новление безраздельного господства общественной собственности в СССР
не дало ожидаемых результатов.
Есть и другие теории социального неравенства. Неравенство много-лико. Оно проявляется в семье, в учреждении, предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием суще-ствования общества.
Итак, сущность социального неравенства заключается в неодинако-вом доступе различных категорий населения к социально значимым бла-гам, дефицитным ресурсам, используемым материальным и духовным цен-ностям. Неравенство – это пирамида. Есть законы социальной пирамиды:
– чем выше ступенька, тем меньше на ней мест для желающих;
– чем ценнее блага, тем они дефицитнее;
– чем дефицитнее блага, тем меньшему числу желающих они доста-ются и т.д.
По каким принципам строится иерархия общества? Выявить это можно на основе теории стратификации.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 403.