различаются ли между собой институт семьи и институт брака, не тождественны ли эти понятия друг другу? Нет, не тождественны. Между ними есть принципи-альное различие. Оно вот в чем: институт семьи – это институт, который
153
регулирует отношения между супругами, между родителями и детьми, а институт брака в отличие от института семьи регулирует отношения меж-ду полами – между мужчиной и женщиной. Брак – это закрепленная зако-ном и социально одобренная форма сексуальных отношений супругов.
В учебнике по социологии под редакцией профессора В.Н. Лаври-ненко на с. 245 читаем: «Брак представляет собой совокупность формаль-ных предписаний, определяющих права и обязанности мужа и жены, а их двоих – по отношению к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством».
В России государство берет на себя оформление брака в органах ЗАГС (запись актов гражданского состояния). Через брак формируется семья. Оформленный таким образом брак называется гражданским бра-ком. В нашем обществе стало, можно сказать, дурным правилом называть гражданским незарегистрированный брак. Однако государство такой брак приравнивает к сожительству, т.е. как к длительной и случайной половой связи. Причем социологи отмечают, что число семей, не регистрирующих свой брак, становится все больше. Отметим, незарегистрированный брак несет немало сложностей как в обычных условиях при решении ряда со-циальных вопросов, так и в случае его распада или смерти одного из суп-ругов. Более всего в этих случаях страдают дети. В таких браках они счи-таются незаконнорожденными со всеми вытекающими отсюда юридиче-скими и моральными последствиями.
Формы брака исторически обусловлены. Какова история их становления?
По свидетельству антропологов, на ранней стадии своего развития человечество находилось в добрачном состоянии. Как было отмечено в самом начале конференции, в отношениях между полами существовал промискуитет. Известный историк Античности Геродот (V в. до н.э.) пи-сал, что существует общность женщин, которые совокупляются с мужчи-нами сообща, не вступая в брак. Но «сходятся, подобно скоту» (См.: Ко-зырев Г.И. Социология: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект: Трикста, 2005. С. 122).
154
Переломной вехой между добрачным и брачным состоянием обще-ства становится табу на инцест. С этого времени можно говорить о воз-никновении брака.
А.И. Кравченко пишет, что в истории человечества существовали четыре системы брачных отношений:
- групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);
- полигиния – один мужчина и несколько женщин (характерен сре-ди скотоводов-кочевников);
- полиандрия – одна женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай. Сохранилась у некоторых племен Южной Индии и в Тибете. Женщина – жена всех братьев своего мужа, и живут все вместе);
- моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов).
Полиандрию и полигинию часто считают разновидностями группо-вого брака, он сохранился только у немногих племен. Полигиния, хотя и сократилась, но сохранилась у миллионов мусульман.
Какие классификации типов брака предлагают социологи и этнографы? Для ответа на вопрос восполь-зуемся учебным пособием А.И. Кравченко.
Все формы брака имеют общий признак – это реализация сексуаль-ного инстинкта. Типология браков составляется исходя из трех критериев:
1) выбор брачного партнера; 2) размер брачной группы; 3) местожитель-ство супругов.
Выбор брачного партнера подразделяет все формы брака на два ти-па: эндогамный и экзогамный. Эндогамный брак – это когда партнер вы-бирается из той группы, к которой относится сам выбирающий. Экзога-мия предполагает выбор партнера из чужой группы: чужой род, племя или клан, социальный класс, раса, нация и т.д.
По размеру брачной группы выделяют такие типы браков: монога-мия (союз мужчины и женщины) и полигамия (союз более чем двух партнеров).
По местожительству супругов известны браки, которые называются дислокальными – супруги селятся врозь и продолжают жить в своих
155
группах, эпизодически встречаясь в лесу, поле, на охоте, в общественных местах. Существуют ныне только у примитивных племен.
Разновидностью такого брака можно считать гостевой брак. Супруги живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю. Известен во Франции.
Имеются и другие критерии классификации браков. По экономическо-му критерию различают неравный брак или покупной (калымный) брак.
Неравным называется брак богатого мужчины и бедной женщины, аристократа и плебея. Кроме того, к неравным бракам относится статус-ный брак, брак старика и молодой женщины.
Покупной брак – здесь критерием является плата за брак. Ранней формой покупного брака можно назвать дарообменный брак. Например, родственники женщины «дарили» родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь. Особой формой плат-ного брака считается священный брак. Так, индейцы Перу выдавали 14-тилетнюю девушку замуж за камень, по форме напоминающей человека и почитавшийся в качестве бога. Девушка должна была оставаться девст-венницей и приносить идолу жертвы от имени народа. Ее считали божест-венной и оказывали величайшее уважение.
Формой покупного брака у мусульман является калымный брак (калым – выкуп за невесту – первоначально выплачивался роду, а позднее родителям в качестве компенсации за потерю работницы).
Существуют также разновидности других брачных отношений, как-то: брак по любви, брак по расчету, династический брак, брак с похищени-ем, детский брак, повторный брак, ранний брак, брак по договоренности.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 275.