В чем различия формационного и цивилизационного подходов к типологии обществ?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если в формационной типологизации обществ акцент ставится на производственно-экономических структурах и борьбе классов, то в цивили-зационном подходе выделяется патриархальная и общинная мораль, высо-кая социальная роль конкретной религии и духовенства, неразвитость сис-темы, демократии, в целом авторитарный тип политической культуры12.

 

Следует подчеркнуть и такое различие, как причинно-следственная связь между типами обществ.

 

11 См.: Современная западная социология: словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 345-347; Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы. Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. С. 95

12 Осадчий Н.И. Общество: социально-философские очерки. М.: Былина, 2005. С. 187.


 

96


Формационная типологизация подчеркивает логически - последова-тельную взаимосвязь предыдущих и последующих формаций (в одной фор-мируются необходимые материальные и духовные условия для перехода к другой). Цивилизационная – основана на замкнутых, отвлеченных друг от друга типах цивилизаций и «фактически не учитывает такие периоды разви-тия общества, как дикость и варварство»13.

 

Можно подметить различие и в форме перехода от одного типа об-щества к другому. В марксистском подходе переход осуществляется в форме социальной революции, а в теории А. Тойнби сказано, что локаль-ные цивилизации зарождаются, живут, а затем наступает упадок, разложе-ние и окончательная гибель. Такая динамика цивилизации определяется «законом вызова и ответа», согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным «ответом» на «вызов» исторической ситуации14.

 

Какая типология наиболее популярна сегодня? По мнению мно-гих исследователей, таковой называют типологию, выделяющую тради-ционное, индустриальное и постиндустриальное общество.

 

Такую типологизацию предложил американский философ, социолог и публицист Даниел Белл (р. 1919). Преподавал социологию в Колумбийском университете (1959-1969), профессор Гарвардского университета (с 1969).

 

Из множества его публикаций можно привести сочинения: «Конец идеологии», ставшее истоком теории индустриального общества, и «Гряду-щее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования».

 

В свою философско-социологическую концепцию Д. Белл ввел в ка-честве теоретико-методологического основания так называемый «осевой принцип». В чем суть «осевого принципа»? Она заключается в том, что различные типы общества развиваются в контексте определенной стерж-невой линии.

 

Если в «осевом принципе» главную стержневую линию составляет статус и историческая роль человеческих знаний, то социальная эво-

люция выглядит так: доиндустриальное – индустриальное – постиндуст-риальное общество15.

 

13 Козырев Г.И. Социология: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект:

Трикста, 2005. С. 43.

14 См.: Современная западная социология: словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 349.

15Социология: энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин и др. Минск: Кн. Дом, 2003. С. 107.


 

97


Кратко рассмотрим характеристику указанных типов общества и да-дим различия между аграрным, индустриальным, постиндустриальным обществами.

 

Доиндустриальное (традиционное) общество – общество с аграр-ным укладом, с малоподвижными структурами. Характерна примитив-ность, отсталость, низкие темпы развития производства и невосприимчи-вость к нововведениям. Свобода личности подавляется.

Индустриальное общество – сложное, развитое общество. В отли-чие от аграрного, оно развивается на промышленной основе, превалирует свобода личности и интересов общества. Структуры гибкие, в противовес невосприимчивости к изменениям, характерным для традиционного об-щества; в индустриальном постоянно растут требования модификации и новаций, конфликты и напряжения имеют тенденцию уравновешиваться.

Постиндустриальное общество – это тип общества, которое, по мысли Д. Белла, ориентировано на будущее. В отличие от индустриального общества, в постиндустриальном основным источником богатства и власти выступает знание. Поэтому интеллектуальные технологии, а не машинные служат решающим средством управления во всех сферах общественной жизни. Сфера услуг приобретает преимущественное развитие.

 

В наступившем столетии (XXI век) постиндустриальное общество развивается по телекоммуникационной системе. Добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов при-роды сменяются приобретением и переработкой информации. Постинду-стриальное общество становится информационным.

Кроме рассмотренных типов общества, в современной социологии существуют и другие классификации.


 

 

98








Дата: 2019-12-22, просмотров: 354.