семья считается одним из древнейших и фундаментальных институтов общества и в то же время она выступает малой группой.
Можно начать с понятий, которые даны в учебнике под редакцией В.Н. Лавриненко: «Семья как социальный институт характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регла-
149
ментирующих взаимоотношения между супругами, родителями, их деть-ми и другими родственниками»27. В свою очередь семья – главный инсти-тут человеческого общества. Он включает в себя ряд неглавных, частных институтов. К ним относится, например, институт брака, институт родст-ва, институт материнства, институт отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и др.
В определении семья как социальный институт важнейшей состав-ляющей является законодательство. «Существует семейное право, где за-кон определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей. Закон также определяет минимальный возраст заключе-ния брака (в РФ – 18 лет), правила раздела имущества после развода и т.д. Хотя закон не обязывает супругов быть обязательно разнополыми, но об-щественное мнение негативно относится к так называемым гомосексуаль-ным союзам (между мужчинами и между женщинами исключительно)»28.
Но семья не только социальный институт, но и малая социальная груп-па. Как малая социальная группа семья представляет собой общность лю-дей, складывающуюся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание.
Какие социальные функции выполняет семья?
статья 38 Конституции РФ: материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей; трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. А теперь да-дим краткое рассмотрение социальных функций семьи.
Семья выполняет важнейшие социальные функции. Их число и на-звание различно у разных авторов пособий по социологии. В данном со-общении сосредоточим внимание на таких: репродуктивная, воспитатель-
27 Социология: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп.
М.: Юнити-Дана, 2007. С. 223.
28 См.: Кравченко А.И. Социология: учебное пособие для студ. выш. пед. учеб. заве-дений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 326.
150
ная, хозяйственно-экономическая, рекреационная, социально-статусная, медицинская.
Репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводст-вом членов общества. Общество не может существовать, если нет нала-женной системы замещения одного поколения другим.
Семья – это институционализированное средство пополнения населения. Политическая нестабильность и социально-экономический кризис в России 90-х годов XX века привели к тому, что государство фактически не выполняло свою конституционную обязанность по защите семьи, мате-ринства и детства. С 1992 по 2000 гг. включительно естественная убыль населения составила 4,9 млн. человек, снизилась рождаемость, увеличи-лось количество однодетных и бездетных семей, возросло старение насе-ления. Если даже для простого воспроизводства населения необходимо в среднем 2,15 рождений на одну женщину, то этот показатель составил
лишь 1,2 рождения.
В 2000-х годах усилилась роль государственной поддержки семейной политики и удалось переломить развитие негативных тенденций в России
в лучшую сторону. Так, последние 4 года наблюдается тенденция роста рождаемости.
Воспитательная функция реализуется через социализацию. Роди-тели передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владе-ния письменной и устной речью, контролируют их действия.
Вряд ли это доступно российским семьям, зараженным пьянством. Ведь в современной России употребление спирта на одного человека в среднем составляет около 18 литров (данные 2010 года). Еще немало се-мей, в которых дети получают лишь негативный опыт.
Следует отметить, что существуют стереотипы семейного воспитания, в которых заложен отрицательный потенциал. Один из стереотипов – детоцентризм – повы-шенное внимание к детям, основанное на ложно понимаемой к ним люб-ви. Более всего детоцентризм характерен в семьях с одним ребенком. Их, как правило, воспитывают бабушки и дедушки, бдительно оберегающие своих внуков от жизненных трудностей. Социологические исследования показывают, что «единственный ребенок» ограждается от ограничений,
151
запретов и обязанностей и, как правило, вырастает избалованным, зачас-тую инфантильным (биологически зрелым, но оставшимся «незрелым подростком»), эгоцентричным, не желающим приобщиться к трудовой деятельности, не желающим брать ответственность на себя.
Еще один стереотип - профессионализм. Его суть в том, что родите-ли считают, будто только профессионалы – воспитатели детсадов, учителя школы должны заниматься воспитанием. Сами же они отказываются это делать, либо не берут на себя ответственность за воспитание детей. Дети часто подвергаются насилию, избиениям, унижениям человеческого досто-инства. В таких семьях возможна проституция, воровство, тунеядство.
Хозяйственно-экономическая функция проявляется через ведение домашнего хозяйства, организацию семейного потребления, составление и использование семейного бюджета, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами. На реализацию данной функции прямое влияние оказывают денежные доходы и представляемые государством социальные гарантии.
Рекреационная (рекреация от лат. восстановление) – функция вос-становления и укрепления физических, моральных и духовных сил чело-века. Как показывают наблюдения, именно семья позволяет полнее всего восстановить растраченную энергию для успешной жизнедеятельности.
Социально-статусная функция обеспечивает представление опре-деленного социального статуса членам семьи. Семейные статусы – это супружеские – жена, муж; родительские – мать, отец; детские – дочь, сын, брат, сестра; межпоколенные – дед, бабка, внук, внучка и т.д. Указанная функция обеспечивает воспроизводство социальной структуры семьи.
Медицинская функция чаще всего носит профилактический харак-тер. Она проявляется путем ведения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, активного отдыха, усвоения гигиенических навыков, проведения оздоровительных мероприятий.
классификация семьи по типам. Известно, что изучением семьи занимается, помимо социо-логии, и антропология, и статистика, и этнография, и исторические науки.
152
В социологии семьи классифицируются в зависимости от принад-лежности на два типа – родительская семья, или семья происхождения и прокреационная семья, созданная взрослыми детьми, которые отдели-лись от родителей.
Если классификация ведется по количеству поколений, то различают семью нуклеарную (лат. nucleus – ядро) – два поколения (родители и де-ти) и расширенную – три и более поколений, это когда живут вместе ба-бушки, дедушки, дяди, тети и их дети.
Выделяют семьи и по такому критерию, как число родителей, – пол-ную (двое родителей) и неполную (один родитель).
По количеству детей в семье различают три типа: бездетная (нет де-тей), в России таких семей 10-15%, однодетная (один ребенок) – в России около 80%, и многодетная (трое и более детей) – в России примерно 10%.
Классификация ведется также по характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве. Социо-логи, говоря о лидерстве, отмечают, что это не экономическая, а социаль-но-психологическая категория. Так вот, по лидерству выделяют три типа семьи: патриархальная (доминирует мужчина), матриархальная (доми-
нирует женщина) и эквалитарная или эгалитарная (и муж и жена на равных участвуют в принятии семейных решений).
Согласно статистике семьи дифференцируют по демографическому составу и размеру, по числу занятых членов семьи, по социальной и на-циональной принадлежности и др.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 318.