каждый человек вклю-чен во множество социальных связей и взаимодействует с другими людь-ми, выполняет всякий раз различные функции и роли. При этом он зани-мает определенное положение в обществе или социальной группе, связан-ное с соответствующими правами и обязанностями.
Позиция личности в обществе, группе, предполагающая определен-ные права и обязанности, называется социальным статусом. Это понятие взято в социологию из юриспруденции. Ее обоснование дано в работах известных американских социологов Р. Линтона и Р. Мертона.
В силу того, что личность включена в самые различные социальные связи и отношения, где она занимает определенные позиции, у неё не один, а несколько статусов. Например, в учебном заведении в процессе занятий позиция учащегося – это статус студента; в транспорте – он уже имеет статус пассажира; дома – статус сына или дочери и т.д. Совокуп-ность статусов индивида называют статусным набором. Из множества статусов в этом наборе принято выделять один наиболее характерный для
120
данного индивида статус, с которым его отождествляют другие люди. Ча-ще всего такой статус связан с родом занятий, должностью по основному месту работы. Как правило, этот статус определяет стиль и образ жизни, манеру поведения, друзей и товарищей и т.д. Например, профессор, декан, менеджер. Такой статус различные авторы пособий именуют по-разному.
Д.В. Кухарчук называет его главным, В.В. Касьянов – интеграль-ным. Названия различны, но суть одна и та же.
Чтобы покончить с вопросом о статусе, следует остановиться еще на одном аспекте данной проблемы.
Этот аспект – виды статусов. Различают следующие их разновидно-
сти: предписанные (прирожденные, приписываемые, аскриптивные) и
достигаемые (приобретенные, достигнутые).
Разберемся, что они означают.
Предписанные – это статусы, которые индивид получает от рожде-ния независимо от своей воли и желания. Такие статусы определяются по-лом (мужчина, женщина), национальностью (армянин, русский), местом рождения (москвич, краснодарец), системой родства (брат, сестра, дядя) и т.д. К данному виду относятся также статусы, передаваемые на наследству (принцесса, князь, граф, барон и т.д.).
Достигаемые – это статусы, которые индивид имеет благодаря соб-ственным усилиям, приложенным для их приобретения. Такие статусы определяются образованием (бакалавр, специалист), профессией (юрист, экономист), должностью (преподаватель, декан) и т.д.
Кроме указанных статусов, в ряде случаев выделяют смешанный статус.
К такому названию прибегают, когда трудно четко определить ста-тус. Например, безработный, пенсионер, бомж, инвалид и т.д.
Разновидности статусов играют различную роль в обществе. Напри-мер, предписанные статусы были преобладающими в традиционном до-индустриальном обществе, они играли там доминирующую роль. В со-временном же индустриальном и постиндустриальном обществах доми-нирующую роль играют достигаемые статусы. Они стимулируют соци-альную активность личности современного типа, развитие ее духовной свободы и социальной ответственности.
И еще об одном моменте – о соотношении статусов. Как правило, достигаемый статус может не только приобретаться, но и утрачиваться. А
121
вот приписанный статус утрачивается личностью значительно реже. Обычно утрата прежнего статуса происходит при качественных преобра-зованиях политической системы общества. Например, в 90-е годы Россия претерпела переход от одного экономического и политического устройст-ва к другому. Многие приобретенные государственные и партийные ста-тусные позиции, игравшие важную роль во времена Советского Союза, были утрачены. Приписанные статусы остались в основном теми же.
Итак, соотношение различных статусов – это существенная характе-ристика общества, его социальной и политической организации.
С социальным статусом тесно связана его функция и динамическая сторона, которая обозначается в социологии понятием «социальная роль».
Социальная роль – это модель поведения, органически связанная с социальным статусом. Иначе говоря, не всякая социальная роль непосред-ственно связана с данным статусом. К примеру, профессор пришел в сту-денческую аудиторию проводить очередную лекцию по социологии, но вместо этого начал плясать гопака. Такое неожидаемое поведение могло бы привести студентов в шоковое состояние. Иными словами, социальная роль – это вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанно-стей, присущих конкретному статусу, причем эта модель поведения долж-на быть ожидаемой моделью. Ожидание (экспектация) – это важное про-межуточное звено между статусом и ролью.
«Ролевые ожидания, – пишет Д.В. Кухарчук, – могут закрепляться в виде правил, стандартов, норм поведения, а могут иметь и неформальный характер. И в том и другом случае они выступают как особый тип социаль-ной регуляции»22.
С понятием роли связано не только ожидание, но и ролевой набор, ролевой конфликт, ролевая напряженность.
Каждый статус связан не с одним, а с несколькими (ожидаемыми) ролями. Так, статус профессора позволяет выполнять роли преподавателя, воспитателя, исследователя, эксперта, администратора и т.п.
Совокупность ролей, которые соответствуют данному статусу, называ-ется ролевым набором. Исправное выполнение ролей обеспечивает успеш-
22 Кухарчук Д.В. Социология: конспект лекций. М.: Юрайт-Издат, 2008. С.43.
122
ное и нормальное функционирование как социальных институтов, так и об-щества в целом.
Как правило, человек исполняет множество социальных ролей. При этом он может находиться в самых различных ситуациях. Бывают (и не-редко) ситуации, когда социальные роли не совпадают и между ними складываются конфликтные отношения и противоречия. К примеру, сту-дентка заочной формы обучения спешит на занятия и она же мама ребенка которая, в это самое время должна отвести его в детсад. Возникает ситуа-ция, когда требования одной роли противоречат требованиям другой. Это
и есть ролевой конфликт, в данном случае социологи называют его меж-
ролевым конфликтом.
Но бывают и внутриролевые, личностно-ролевые конфликты – это ситуации, когда требования одной роли противоречат другой.
Итак, ролевой конфликт – это ситуация, когда личность должна удовлетворять двум и более ролям.
Нередко бывают ситуации, когда личность имеет неадекватную профессиональную подготовку и слабую моральную готовность к выпол-нению роли. К примеру, не имеющий достаточных навыков бухгалтер, привлеченный к выполнению аудита предприятия, будет находиться в со-стоянии внутреннего ролевого напряжения.
В этом же состоянии будет находиться солдат на боевом посту, ко-гда обстановка потребует высокой моральной готовности, но в морально-психологическом отношении он окажется не готовым отразить нападение на охраняемый объект.
Завершая анализ проблемы социальных ролей, следует отметить от-
личие ролевого поведения от ролевого ожидания. Если ролевое поведе-
ние – это те конкретные действия, которые совершает личность, то роле-вые ожидания – это то, чего ждут от выполняющего свою роль окружаю-щие. Как не раз было подтверждено практикой, между ролевым поведени-ем и ролевым ожиданием не всегда обнаруживается совпадение. К приме-ру, ожидаемое поведение профессора – высокий уровень методической готовности к лекции. Но ролевое поведение оказывается не всегда столь высоким. Или, не все священники святы, не все солдаты храбры, не все студенты-отличники. Иначе, ролевое ожидание одно, а ролевое поведение совсем другое.
123
Таким образом, социальный статус и социальная роль взаимосвяза-ны. Статус обязывает и наделяет правами. Обязанности и права порожда-ют необходимость «играть» роли. Ролевой набор обширен. Для роли ха-рактерен: ролевой набор, разновидность ролей, их, несовпадение ролей, конфликты и напряженность между ролями, различия между ролевым по-ведением и ролевым ожиданием.
125
Дата: 2019-12-22, просмотров: 341.