Как таковое оно включает в себя:
1) людей;
2) социальные взаимодействия и отношения, в которые люди вступают
в результате деятельности по удовлетворению своих и общественных по-требностей;
3) социальные группы и общности;
4) социальные институты;
5) нормы и ценности.
Все эти элементы взаимосвязаны друг с другом, взаимодополняют друг друга. Какие бы из этих элементов мы ни взяли, мы увидим, что вез-де присутствуют связи и взаимодействия между людьми. Поэтому право-мерно определить, что общество, как говорил К. Маркс, есть продукт взаимодействия людей.
Признаки общества
По каким же признакам можно судить об обществе? В социоло-гии имеются самые различные подходы к классификации признаков об-щества.
Так, американский социолог Эдвард Шилз (1911) выделяет следую-щие восемь признаков:
1) общество не является частью более крупной системы;
2) браки заключаются в основном между представителями данного объединения (общества);
3) общество пополняется за счет детей тех людей, которые уже яв-ляются его законными представителями;
4) общество имеет территорию, которую считает собственной;
5) у него собственное название и собственная история;
6) оно обладает собственной системой управления;
91
7) общество существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
8) его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которые называют культурой.
В отечественной социологии (Г.И. Козырев, А.Г. Эфендиев и др.) на-зывают четыре основных признака общества. Это: 1) наличие общей терри-тории; 2) наличие социальной структуры; 3) автономность и самодостаточ-ность; 4) определенное социокультурное единство (общность культуры).
Студентам следует четко представлять себе, что означает каждый из названных признаков общества.
При подготовке к обсуждению вопроса «Что означает признак каж-
дое общество имеет собственную территорию» необходимо учесть:
– Население как субъект общества живет на определенной территории. Обществ, оторванных от конкретной территории, до сих пор не появлялось.
– Территория – основа социального пространства, в котором склады-ваются, развиваются отношения и взаимодействия всех его структурных элементов.
– Географические и климатические условия данной территории ока-зывают существенное влияние на обычаи, традиции, способы и формы жизнедеятельности людей, их общественные отношения.
А как понимать признак «Обществу характерна автономность и самодостаточность?» Прежде всего, необходимо уточнить понятия «ав-
тономность» и «самодостаточность».
Автономность означает способность существовать самостоятельно. Иначе говоря, общество управляется и регулируется исключительно теми институтами и организациями и на основании тех норм, принципов, кото-рые созданы и действуют внутри него самого.
Самодостаточность – это способность общества к саморегуляции, т.е. поддерживание своей целостность, обеспечивание единства и проти-водействие процессам, которые могут привести к его распаду. Далее целе-сообразно проиллюстрировать этот признак примерами из жизни россий-ского общества 90-х гг. прошлого века.
Автономность и самодостаточность общества проявляются в обеспе-чении четкого функционирования всех своих жизненно важных сфер без вмешательства извне.
92
Для подготовки к обсуждению вопроса «Что означает признак «Каж-дое общество имеет собственную культуру?» рекомендуется учитывать следующее:
– культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, обрабатыва-ние) – система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов
и норм поведения, присущих тем или иным группам людей и отдельным личностям. С социологической точки зрения культура является социаль-ным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества (В.В. Касьянов);
– социальная культура – эта система социально значимых знаний, ценностей, норм и правил поведения, посредством которых люди органи-зуют свою жизнедеятельность в обществе;
– социальная культура имеет свои структурные элементы. От их разно-видности во многом зависит способность общества выполнять свою роль в обществе.
К основным наиболее устойчивым элементам культуры социологи относят: социальные ценности, социальные нормы, социальные обычаи, традиции и обряды, язык.
Далее следует обсудить признак, обозначенный вопросом: «Что означает признак «Каждое общество является максимальной единицей социальной реальности, то есть оно не является частью более крупной системы?»
Рассматривая данный признак, следует иметь в виду:
– максимальная единица социальной реальности означает, что она са-мая крупная единица социальной реальности;
– данное общество не является частью какого-либо другого общества;
– ни одно общество не входит как составная часть в более крупное общество.
Кроме того, как отмечает В.В. Касьянов: «В настоящее время в связи с тенденциями глобализации стабильность общества с этой точки зрения становится все более и более условной, однако говорить о том, что этот признак недействителен, невозможно»9
9 Касьянов В.В. Социология для экономистов. Серия «Высшее образование». Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. С. 27.
93
Исходя из всего сказанного, можно дать более полное определение по-нятия «общество». Общество – это исторически сложившаяся на опре-деленной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее из себя целостный саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей – социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов10.
Типология обществ
Проблемные вопросы
1 По каким основаниям производится типологизация общества?
2 Какую типологию общества предложил социолог Ф.Тёнис? Что означает Гемейншафт и Гезельшафт?
3 Какова типология общества по К.Марксу?
4 Как вы понимаете цивилизационные типологии общества?
5 В чем различия цивилизационного и формационного подходов к типологии общества?
6 Какая типология общества наиболее популярна в современной социологии?
7 В чем различие между аграрным и индустриальным обществами?
Преподаватель обращается к студентам группы с указанными выше вопросами.
Чтобы уяснить суть обсуждаемых вопросов, рекомендуем разобрать-ся с понятием «типология». Термин происходит от греческого tipos (отпе-чаток, форма, образец) и logos (слово, учение) и означает метод научного познания, в основе которого лежит выявление сходства и различия множе-ства социальных объектов, поиск способов их идентификации, группиров-ка с помощью обобщенной идеализированной модели. Человек – такое су-щество, которое стремится всякое сложное свести к простому, понятному, а
10См. Козырев Г.И. Социология: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект: Трикста, 2005. С. 37.
94
существующее множество вещей, явлений, процессов выразить через неко-торый обобщающий тип.
Известно, что современный человеческий мир представляет множе-ство различных обществ. В первом вопросе необходимо уяснить, по ка-ким основаниям проводится типологизация обществ. В социологии нет универсальной типологизации, и поэтому в ней представлены самые раз-личные типообразующие основания. При этом разные исследователи предлагают собственные подходы к решению проблемы.
К примеру, немецкие социологи, философы и экономисты, К. Маркс
и Ф.Энгельс, в основу деления обществ на типы положили способ произ-водства материальных благ и производственные отношения. Английский социолог А. Тойнби основанием типологизации считает типы цивилиза-ций. У американского этнографа Л. Моргана свой подход. В основу типо-логизации он положил способы получения средств существования челове-ка, характерные для разных периодов развития общества. Американские ученые Г. Ленски и Дж. Ленски типообразующими признаками общества считают социальную структуру и образ жизни. Немецкий социолог Ф. Тё-нис к основаниям типологии обществ относит два вида воли, организую-щих общину и общество.
Как видим, единой типологизации обществ нет, но есть наиболее из-вестные и популярные в современной социологии.
Рассмотрим типологию обществ, которую предложил Фердинанд Тёнис (1885-1936). Он один из основоположников социологии в Герма-нии, основатель и президент Гоббсовского общества, профессор Кильско-го университета, где читал лекции, пока не был отстранен от работы на-цистами (1933).
Его основной труд – «Община и Общество» (1887). Как отмечено выше, основанием типологизации он считал волю, её два типа, органи-зующих общину и общество.
Община (Гемейншафт) – это традиционный тип общества. В ее ос-нове лежит естественная воля, которая проявляется в нормах любви, взаи-мопонимания и сотрудничества.
Общество (Гезельшафт) – это промышленно-городское общество. Оно основано на рациональной воле, которая ведет к возникновению без-личных, искусственных отношений и связей между людьми. Так как эти
95
отношения носят отчужденный, механический характер, то они базируют-ся на нормах экономической выгоды, потребления и труда11.
А какова типологизация обществ по К.Марксу и Ф. Энгельсу? Их подход основан на том, что господствующий в обществе способ производ-ства и форма собственности ведут к формированию различных типов об-
щественно-экономических формаций. Они различали такие формации:
первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Эти формации и являются историческими типами общества, последовательно сменяющими друг друга.
По мысли К Маркса и Ф. Энгельса, этот переход может произойти только тогда, когда в недрах предыдущей формации созреют все необхо-димые условия для развития последующего типа формации. Переход от одной формации к другой осуществляется путем социальной революции.
Английский историк и социолог Арнольд Тойнби (1889-1975) в глав-ном труде своей жизни «Исследование истории» разработал цивилизаци-
онный подход к типологизации обществ. По его словам историческое существование человечества распадется на ряд самозамкнутых, дискретных (не связанных между собой) единиц, которые он называет цивилизация-ми, каждая из них проходит этапы зарождения, роста, «надлома», упадка и разложения. Он называет основные цивилизации: шумерская, вавилонская, минойская, эллинская (греческая), китайская, индусская, исламская, хри-стианская – и заслуживающие внимания национальные: американская, германская, русская и др. (ок. 30). Делается акцент на роль религии, мора-ли, традиций, обычаев, подданнический тип политической культуры.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 477.