Как вы понимаете положение – общество многоуровневое обра-зование?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как таковое оно включает в себя:

 

1) людей;

 

2) социальные взаимодействия и отношения, в которые люди вступают

 

в результате деятельности по удовлетворению своих и общественных по-требностей;

3) социальные группы и общности;

 

4) социальные институты;

 

5) нормы и ценности.

 

Все эти элементы взаимосвязаны друг с другом, взаимодополняют друг друга. Какие бы из этих элементов мы ни взяли, мы увидим, что вез-де присутствуют связи и взаимодействия между людьми. Поэтому право-мерно определить, что общество, как говорил К. Маркс, есть продукт взаимодействия людей.

 

Признаки общества

 

По каким же признакам можно судить об обществе? В социоло-гии имеются самые различные подходы к классификации признаков об-щества.

 

Так, американский социолог Эдвард Шилз (1911) выделяет следую-щие восемь признаков:

1) общество не является частью более крупной системы;

 

2) браки заключаются в основном между представителями данного объединения (общества);

 

3) общество пополняется за счет детей тех людей, которые уже яв-ляются его законными представителями;

4) общество имеет территорию, которую считает собственной;

 

5) у него собственное название и собственная история;

 

6) оно обладает собственной системой управления;


 

91


7) общество существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которые называют культурой.

В отечественной социологии (Г.И. Козырев, А.Г. Эфендиев и др.) на-зывают четыре основных признака общества. Это: 1) наличие общей терри-тории; 2) наличие социальной структуры; 3) автономность и самодостаточ-ность; 4) определенное социокультурное единство (общность культуры).

 

Студентам следует четко представлять себе, что означает каждый из названных признаков общества.

 

При подготовке к обсуждению вопроса «Что означает признак каж-

 

дое общество имеет собственную территорию» необходимо учесть:

 

– Население как субъект общества живет на определенной территории. Обществ, оторванных от конкретной территории, до сих пор не появлялось.

– Территория – основа социального пространства, в котором склады-ваются, развиваются отношения и взаимодействия всех его структурных элементов.

– Географические и климатические условия данной территории ока-зывают существенное влияние на обычаи, традиции, способы и формы жизнедеятельности людей, их общественные отношения.

 

А как понимать признак «Обществу характерна автономность и самодостаточность?» Прежде всего, необходимо уточнить понятия «ав-

тономность» и «самодостаточность».

 

Автономность означает способность существовать самостоятельно. Иначе говоря, общество управляется и регулируется исключительно теми институтами и организациями и на основании тех норм, принципов, кото-рые созданы и действуют внутри него самого.

Самодостаточность – это способность общества к саморегуляции, т.е. поддерживание своей целостность, обеспечивание единства и проти-водействие процессам, которые могут привести к его распаду. Далее целе-сообразно проиллюстрировать этот признак примерами из жизни россий-ского общества 90-х гг. прошлого века.

 

Автономность и самодостаточность общества проявляются в обеспе-чении четкого функционирования всех своих жизненно важных сфер без вмешательства извне.


 

92


Для подготовки к обсуждению вопроса «Что означает признак «Каж-дое общество имеет собственную культуру?» рекомендуется учитывать следующее:

 

– культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, обрабатыва-ние) – система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов

и норм поведения, присущих тем или иным группам людей и отдельным личностям. С социологической точки зрения культура является социаль-ным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества (В.В. Касьянов);

– социальная культура – эта система социально значимых знаний, ценностей, норм и правил поведения, посредством которых люди органи-зуют свою жизнедеятельность в обществе;

– социальная культура имеет свои структурные элементы. От их разно-видности во многом зависит способность общества выполнять свою роль в обществе.

К основным наиболее устойчивым элементам культуры социологи относят: социальные ценности, социальные нормы, социальные обычаи, традиции и обряды, язык.

 

Далее следует обсудить признак, обозначенный вопросом: «Что означает признак «Каждое общество является максимальной единицей социальной реальности, то есть оно не является частью более крупной системы?»

 

Рассматривая данный признак, следует иметь в виду:

 

– максимальная единица социальной реальности означает, что она са-мая крупная единица социальной реальности;

– данное общество не является частью какого-либо другого общества;

 

– ни одно общество не входит как составная часть в более крупное общество.

Кроме того, как отмечает В.В. Касьянов: «В настоящее время в связи с тенденциями глобализации стабильность общества с этой точки зрения становится все более и более условной, однако говорить о том, что этот признак недействителен, невозможно»9

 

 

9 Касьянов В.В. Социология для экономистов. Серия «Высшее образование». Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. С. 27.


 

93


Исходя из всего сказанного, можно дать более полное определение по-нятия «общество». Общество – это исторически сложившаяся на опре-деленной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее из себя целостный саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей – социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов10.

 







Типология обществ

 

Проблемные вопросы

1 По каким основаниям производится типологизация общества?

 

2 Какую типологию общества предложил социолог Ф.Тёнис? Что означает Гемейншафт и Гезельшафт?

3 Какова типология общества по К.Марксу?

 

4 Как вы понимаете цивилизационные типологии общества?

 

5 В чем различия цивилизационного и формационного подходов к типологии общества?

6 Какая типология общества наиболее популярна в современной социологии?

 

7 В чем различие между аграрным и индустриальным обществами?

Преподаватель обращается к студентам группы с указанными выше вопросами.

Чтобы уяснить суть обсуждаемых вопросов, рекомендуем разобрать-ся с понятием «типология». Термин происходит от греческого tipos (отпе-чаток, форма, образец) и logos (слово, учение) и означает метод научного познания, в основе которого лежит выявление сходства и различия множе-ства социальных объектов, поиск способов их идентификации, группиров-ка с помощью обобщенной идеализированной модели. Человек – такое су-щество, которое стремится всякое сложное свести к простому, понятному, а

 

 

10См. Козырев Г.И. Социология: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект: Трикста, 2005. С. 37.


 

94


существующее множество вещей, явлений, процессов выразить через неко-торый обобщающий тип.

Известно, что современный человеческий мир представляет множе-ство различных обществ. В первом вопросе необходимо уяснить, по ка-ким основаниям проводится типологизация обществ. В социологии нет универсальной типологизации, и поэтому в ней представлены самые раз-личные типообразующие основания. При этом разные исследователи предлагают собственные подходы к решению проблемы.

К примеру, немецкие социологи, философы и экономисты, К. Маркс

 

и Ф.Энгельс, в основу деления обществ на типы положили способ произ-водства материальных благ и производственные отношения. Английский социолог А. Тойнби основанием типологизации считает типы цивилиза-ций. У американского этнографа Л. Моргана свой подход. В основу типо-логизации он положил способы получения средств существования челове-ка, характерные для разных периодов развития общества. Американские ученые Г. Ленски и Дж. Ленски типообразующими признаками общества считают социальную структуру и образ жизни. Немецкий социолог Ф. Тё-нис к основаниям типологии обществ относит два вида воли, организую-щих общину и общество.

Как видим, единой типологизации обществ нет, но есть наиболее из-вестные и популярные в современной социологии.

 

Рассмотрим типологию обществ, которую предложил Фердинанд Тёнис (1885-1936). Он один из основоположников социологии в Герма-нии, основатель и президент Гоббсовского общества, профессор Кильско-го университета, где читал лекции, пока не был отстранен от работы на-цистами (1933).

 

Его основной труд – «Община и Общество» (1887). Как отмечено выше, основанием типологизации он считал волю, её два типа, органи-зующих общину и общество.

 

Община (Гемейншафт) – это традиционный тип общества. В ее ос-нове лежит естественная воля, которая проявляется в нормах любви, взаи-мопонимания и сотрудничества.

Общество (Гезельшафт) – это промышленно-городское общество. Оно основано на рациональной воле, которая ведет к возникновению без-личных, искусственных отношений и связей между людьми. Так как эти


 

 

95


отношения носят отчужденный, механический характер, то они базируют-ся на нормах экономической выгоды, потребления и труда11.

А какова типологизация обществ по К.Марксу и Ф. Энгельсу? Их подход основан на том, что господствующий в обществе способ производ-ства и форма собственности ведут к формированию различных типов об-

 

щественно-экономических формаций. Они различали такие формации:

 

первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Эти формации и являются историческими типами общества, последовательно сменяющими друг друга.

По мысли К Маркса и Ф. Энгельса, этот переход может произойти только тогда, когда в недрах предыдущей формации созреют все необхо-димые условия для развития последующего типа формации. Переход от одной формации к другой осуществляется путем социальной революции.

Английский историк и социолог Арнольд Тойнби (1889-1975) в глав-ном труде своей жизни «Исследование истории» разработал цивилизаци-

 

онный подход к типологизации обществ. По его словам историческое существование человечества распадется на ряд самозамкнутых, дискретных (не связанных между собой) единиц, которые он называет цивилизация-ми, каждая из них проходит этапы зарождения, роста, «надлома», упадка и разложения. Он называет основные цивилизации: шумерская, вавилонская, минойская, эллинская (греческая), китайская, индусская, исламская, хри-стианская – и заслуживающие внимания национальные: американская, германская, русская и др. (ок. 30). Делается акцент на роль религии, мора-ли, традиций, обычаев, подданнический тип политической культуры.

 





Дата: 2019-12-22, просмотров: 477.