Относительно видов предпринимательской деятельности в современной экономической литературе следует сказать об отсутствии единства мнения по этому вопросу. В частности, иногда под коммерческой деятельностью подразумевается производственная деятельность, а финансовая, как таковая, вообще не выделяется. Имеют место либо отождествление, либо смешение тех или иных видов предпринимательской деятельности с бизнес-деятельностью. Не исключены и такие случаи, когда тот или иной вид предпринимательской деятельности подменяется соответствующей организационно-правовой формой предприятия.
Представляется более правильным выделять три вида предпринимательской деятельности: производственную, коммерческую и финансовую. Каждая из них проявляется как обособленно, так и во взаимосвязи с другими. Производственная предпринимательская деятельность - это деятельность, обусловленная процессом труда, результатом которого являются материальные блага и услуги. Например, фермера, занимающегося исключительно выращиванием конкретного вида сельскохозяйственной продукции, не без основания можно отнести к предпринимателям. У него расчет простой - возместить затраты на производство продукции и получить доход от ее реализации посредникам или какой-либо торговой фирме. В принципе, всякое юридическое или физическое лицо, производящее продукцию для рынка, может быть отнесено к производственному предпринимательству.
В экономике России на современном этапе производственная предпринимательская деятельность, как полагают многие экономисты, считается довольно слабо развитой. Причин тому немало: это несовершенная налоговая система, а также финансово-кредитная система, отсутствие в достаточном объеме реальной поддержки предпринимателям со стороны государства. Да и в обществе еще не преодолено негативное отношение к их деятельности. Имеется немало других причин и обстоятельств, тормозящих работу производственных предприятий в нашей стране. Поэтому предпринимателям этого вида деятельности приходится прилагать немало усилий, чтобы производственный процесс не то чтобы осуществлялся с нарастанием, а хотя бы находился в состоянии выживания и некоторой стабильности.
Коммерческий вид предпринимательской деятельности связан, по нашему мнению, с куплей-продажей товаров. Людей, занятых в этой сфере, называют коммерсантами. Уровень коммерческой деятельности может быть самый различный - от крупномасштабных международных или национальных торговых операций до региональных, местных, на уровне предприятий и розничной торговли. Коммерческая деятельность разнообразна по количеству и качеству, объемам продаж и товарному ассортименту. Субъекты коммерческой деятельности - многочисленные производители, посредники и покупатели, физические и юридические лица. Все они участники рыночных отношений с определяющей целевой функцией, главная из задач которой - получение определенного дохода от купли-продажи товаров. Параллельно с этой в рыночной экономике реализуется и другая функция - обеспечение и удовлетворение безграничных потребностей людей.
Изложенное выше о коммерческой деятельности, так или иначе присуще любой стране с рыночной экономикой, в том числе и России. Вместе с тем можно указать на некоторые особенности данного вида деятельности в нашей стране. Она в значительной мере обусловлена куплей-продажей импортных товаров, что не на пользу отечественных производителей. Страна мало продает готовой продукции; преобладает в основном сырье, нефть, газ, лес и другие ценные полезные ресурсы. Коммерческая деятельность в значительной мере затруднена существующими неувязками и проблемами в финансово-кредитной системе. Широко представленная в стране мелкорозничная и "челночная" торговля как разновидность коммерческой деятельности свидетельство отнюдь не цивилизованного рынка. Рассматриваемый вид деятельности, как и другие ее виды, даже по мнению обывателей и неспециалистов, является исключительно коррумпированной.
Финансовое предпринимательство - еще один вид предпринимательской деятельности. Его основу составляют всевозможные финансово-кредитные операции, связанные с оборотом денег и ценных бумаг. Материальной базой финансового предпринимательства являются банки, фондовые биржи, финансовые компании, другие финансово-кредитные учреждения и организации. Неотъемлемой составной частью экономического потенциала финансовой предпринимательской деятельности являются акции акционерных обществ. Оборот денег и ценных бумаг формирует финансовый капитал предпринимателей. В современной рыночной экономике он достаточно весом, имеет присущие ему экономические закономерности и тенденции развития, выполняет важную роль в стабилизации микро- и макроэкономических процессов. Масштабы финансово-предпринимательской деятельности тоже не однозначны - от отдельных лиц и предприятий до региональных, национальных и международных.
Финансовая деятельность в экономической жизни России также сопряжена со многими трудностями и проблемами. Возьмем, к примеру, систематические задержки в выплате заработной платы. Непосредственно этот вид дохода нельзя отнести к финансовому предпринимательству. Однако при условии своевременной выдачи заработной платы работникам ее определенная часть могла быть использована в финансовой деятельности предпринимателей. Речь идет о вкладах в банки, которые могли бы осуществлять за счет заработков, получаемых работниками.
Можно привести другой пример, обусловленный не прекращающимся кризисом неплатежей. Задержки в их своевременных погашениях сковывают оперативные действия финансистов. Это проявляется в ограничениях по представлению кредитных средств, формированию бюджетов разных уровней, проведению других банковских расчетов и платежей.
Таким образом, из изложенного выше следует, что все три вида предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая и финансовая имеют самостоятельное значение и достаточно жизнеспособны, хотя и существуют не без проблем и сложностей. Следует при этом особо указать на их переплетение и все более тесное взаимодействие. Особенно это прослеживается при организации финансово-промышленных групп и крупных акционерных обществ. В данных структурах имеют место производство, реализация выпускаемой продукции, включаются в оборот свободные денежные средства. Это в конечном итоге повышает эффективность функционирования названных организационно-правовых структур, усиливая тем самым стабилизационные процессы в экономике.
5. Коммерческий расчет и его новое содержание в условиях предпринимательства
Функционирование предприятий различных форм собственности основывается на разных способах и методах хозяйствования. Это обусловлено соответствующими обстоятельствами и причинами, причем не только объективного, но субъективного характера. Последнее, например, часто превалирует на предприятиях с частной собственностью. Тем не менее предпринимательство требует все более широкого использования в хозяйствовании коммерческого расчета. Его внедрение в экономическую жизнь предприятий не является единовременным актом. Важный и вместе с тем последовательный процесс - освоение в рыночных условиях новых методов хозяйствования. Они, однако, создаются не на пустом месте. Предшественником коммерческого расчета, как полагают многие экономисты, является хозяйственный расчет.
Не вдаваясь в его историю, а она достаточно содержательна как в бывшем СССР, так и в экономике России, отметим отличительные моменты хозяйственного расчета. Прежде всего процесс его становления был сопряжен с переходом от во многом формального к полному, реальному хозяйственному расчету. Его принципами, особенно в теоретическом плане, были: самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление, материальное стимулирование и контроль рублем. Хозяйственный расчет распространялся и внедрялся по вертикали (от предприятий, внутри их и до министерств и ведомств) и по горизонтали (хозрасчетные отношения между предприятиями, в рамках регионов и между ними). Хозяйственный расчет в свое время был представлен в двух его моделях (первый и второй), а также как арендный, кооперативный и акционерный. Развивался хозяйственный расчет и внутри предприятий - между звеньями и бригадами, на основе подряда и аренды и т.д. Хозяйственный расчет осуществлялся в определенной мере с учетом социальной жизни трудовых коллективов и опыта зарубежных стран.
Изложенное выше о хозяйственном расчете относится в известной степени и к коммерческому расчету. Хотя, как уже было отмечено выше, в условиях рыночной экономики он наполняется качественно новым содержанием. В частности, действие хозяйственного расчета распространялось в основном на производственно-сбытовую деятельность предприятий. Коммерческий расчет требует освоения, помимо всего прочего, маркетинговых задач. С точки зрения конкретной экономики, они, как известно, довольно многосторонни. Среди них особое значение приобретает изучение спроса, потребностей и предпочтений покупателей, количественного и качественного состава населения, других факторов, определяющих его спрос.
Коммерческий расчет принципиально меняет отношение производителей к планированию. Сейчас уже преодолено мнение относительно целесообразности использования его в деятельности предприятий. Планирование теперь рассматривается гораздо шире, распространяясь не только на производство, а прежде всего на сбыт, финансы и снабженческую работу. И, конечно же, в планировании не последнее место занимает маркетинговая деятельность. Для предпринимателя правильно спланировать свою работу - это значит не только произвести нужную потребителям продукцию, но и обеспечить ее сбыт, возместить осуществленные затраты и получить от реализации вполне конкретный доход. Все это должно быть спланировано с учетом краткосрочного и долговременного периодов.
Коммерческий расчет своеобразен в зависимости от видов предприятий. Например, предприятия, арендующие средства производства, должны учитывать в своей деятельности условия договора об арендной плате. В производственных кооперативах коммерческий расчет должен учитывать интересы каждого из его членов и вместе с тем целевые задачи всего трудового коллектива. В акционерных обществах особое значение приобретает учет доходов, получаемых от акций. Имеются особые акценты коммерческого расчета в малых предприятиях, товариществах с полной и ограниченной ответственностью, различного рода объединения и т.д.
Коммерческий расчет на предприятиях России во многом еще находится на стадии становления. Он не одинаково проявляет себя на уровне как отдельных предприятий, так и в целом соответствующих народнохозяйственных отраслей. Это касается не только практики хозяйствования, но и теоретических обобщений. Причин тому немало. Одна из них - финансовый "голод" для большинства предприятий страны. У них часто или дефицит денег, или они слишком дорого стоят для предприятий, а без свободного маневрирования финансами трудно рассчитывать на активную коммерческую деятельность. Много проблем у них с обновлением средств труда, дороговизной энергетических ресурсов, социально-бытовыми условиями труда работников и т.п. Все это отнюдь не мелочи для того, чтобы коммерческий расчет был полновесным, особенно в условиях, когда каждое предприятие должно не только выживать в рыночной экономике, но и развиваться поступательно, осуществляя по мере возможности расширенное производство.
Тема 15. Производственные ресурсы: критерии оценки, спрос и предложение
Дата: 2019-12-22, просмотров: 316.