Рыночное равновесие и механизм его становления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Прежде всего несколько слов из истории. Теоретические основы рыночного равновесия, базирующегося на определенном соотношении между спросом и предложением, вытекают из известного учения в экономике - маржинализма. Главное в его сути - анализ соотношения между потребностями и спросом. Рациональное поведение человека в рыночной экономике также является одним из принципов теории маржинализма. Причем, рациональными признаются действия индивидуума, стремящегося максимизировать личную материальную выгоду, и филантропа, довольствующегося помощью других, и нищего, которому нравится собственная бедность, и т.п.

 

Отсюда и мнения в экономической науке относительно того, что маржинализм является субъективистским течением. Субъективные оценки маржиналистов по сути дела сводились только к оценкам предметов потребления и услуг. Через эти оценки они видели пользу и необходимость соответствующих средств производства, т.е. производственной сфере отводилась подчиненная роль. Такое мнение приоритетным было прежде всего у представителей австрийской школы.

 

У А. Маршалла, итальянского экономиста А. Парето и Дж. Хикса как представителей маржинализма был несколько другой подход. Они, например, рассматривали цены как функцию, воздействующую на спрос и предложение. Причем, и спрос и предложение в одинаковой мере могут действовать на цену. Через всестороннее изучение и описание этих функций раскрывался экономический механизм рыночного равновесия. Необходимо подчеркнуть, что это направление маржинализма бытует и в современных теориях рыночной экономики. Здесь же отметим, что Дж. Хиксу, например, лучше всех удалось более четко сформировать условия существования равновесного набора цен для рыночной экономической системы*1.

_____

*1 См.: Хикс Дж. Стоимость и капиталы. М.: 1988. Гл. 5.

 

Предпочтение, отдаваемое субъективным оценкам, и полное игнорирование социальной структуры общества со стороны маржинализма критиковалось марксистской теорией. Следует отметить, что эта критика не лишена оснований. Действительно, если взять за основу, предположим, позицию представителей австрийской школы, то цена оборудования, производящего, например, консервированное молоко, зависит только от спроса на этот вид продукции и ее цены. Но с этим нельзя согласиться. Подтверждением тому служат рассмотренные в предыдущем вопросе детерминанты, воздействующие одновременно на спрос и предложение или же только на предложение.

 

Теперь о прикладной стороне вопроса, т.е. о том, что представляет собой на практике рыночное равновесие и каким образом оно устанавливается. Для этого построим несколько графиков и проанализируем их содержание.

 

Предположим, имеется переменный ряд цен на пшеницу - 1, 2, 3, 4, 5 денежных единиц (д.е.). Другой ряд - количество купленной пшеницы - 5, 10, 15, 20 (млн ц). В соответствии с этими числовыми значениями построим график спроса, отложив на оси ординат величины цен, а на оси абсцисс количество проданной пшеницы (рис. 14). Точки пересечения для соответствующей пары чисел обозначим соответственно А, B, С, D, Е. Проведенная через все эти точки, плавно изгибающаяся кривая АЕ, представляет собой кривую спроса. По утверждению П. Самуэльсона, эта кривая отражает содержание закона постепенного изменения спроса. Она также свидетельствует об обратно пропорциональной зависимости между ценой и количеством проданной пшеницы. При этом кривая отлого опускается вниз, характеризуя тем самым так называемый закон постепенного убывания спроса. Этот закон действует практически для любого товара, будь то пшеница, пылесос, зубная паста, кукуруза и т.п. Зависит его практическая функция и от факторов, влияющих на спрос. О них говорилось в предыдущем вопросе темы.    

 

Рис. 14. Кривая спроса

 

Изложенное выше касалось в основном покупателей. Теперь поговорим о продавцах. Предложение ими товаров на рынок находит отражение в соответствующем графике (рис. 15). П. Самуэльсон пишет: "Под графиком или кривой предложения мы... понимаем отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать"*1.

_____

*1 Самуэльсон П. Указ. соч. С. 78.    

 

Рис. 15. Кривая предложения

 

Принцип построения графика предложения тот же, что и в предыдущем случае. Пары чисел соответственно составляют: предполагаемая для продажи пшеница - 5, 10, 15, 20 млн ц, цена на нее - 1, 2, 3, 4, 5 д.е. По этим парам чисел на графике фиксируются точки пересечения. При этом, величины, свидетельствующие о продаже пшеницы, откладываются по горизонтальной оси координат, а цены на нее - по вертикальной. Проведенная кривая по точкам пересечения А1Е1 отлого поднимается вверх. Происходит это потому, что производители пшеницы стремятся продать ее как можно больше и, по возможности, по более высокой цене. Отклонение кривой предложения, как и кривой спроса, зависит от соответствующих факторов, влияющих на предложение товаров.

 

Для того, чтобы определить рыночное равновесие и цену, по которой будет продаваться пшеница в приведенном выше примере, необходимо совместить на одном графике кривые спроса и предложения (рис. 16).    

 

Рис. 16. Кривые спроса и предложения

 

Каждый из графиков фиксирует возможные цены и количество проданной пшеницы. Совмещение графиков позволяет определить реальную цену, а также количество произведенной и проданной пшеницы. Реальная или действительная цена будет той ценой, которая соответствует кривым спроса и предложения в точке их пересечения. В нашем примере она будет равняться 3 д.е., а количество проданной пшеницы 12 млн ц. Такое количество пшеницы по названной цене, на которую предъявляется спрос, будет равной той ее величине, которую поставляют производители.

 

Приведенный анализ раскрывает суть механизма становления рыночного равновесия и уравновешивающей рыночной цены для данного вида продукции. Аналогичным образом можно изучить и провести анализ спроса и предложения по любому другому товару. При этом заметим, что изменение цен, как и величины продаж товаров, не только возможно, но и неизбежно. Происходит это под воздействием соответствующих факторов, влияющих на спрос и предложение.

 

 

Тема 11. Конкуренция и монополии

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 243.