Углубленный анализ проблем рассматриваемой темы требует выяснения факторов, влияющих на динамику изменения спроса и предложения. К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю называют их детерминантами (определителями) (лат. determinas - определитель, определяющий)*1.
_____
*1 См.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Указ. Соч. С. 33-36.
Факторы и детерминанты, влияющие на изменение спроса и предложения, многогранны. Некоторые из них действуют на спрос и предложение одновременно, другие - только на спрос или только на предложение. Остановимся прежде всего на первой группе детерминант. Следует также заметить, что они в определенной мере влияют на функционирование закона спроса, о сути которого говорилось выше.
Во-первых, один из определяющих факторов, влияющих на спрос и предложение, - это цена. В одних случаях она является барьером для потребителя, мешающим совершить ему покупку. Это те случаи, когда на тот или иной вид товара установлена высокая цена, и, напротив, когда низкая цена усиливает желание потребителей сделать покупку.
Во-вторых, спрос и предложение зависят от потребления, которое в свою очередь подвержено воздействию принципа убывающей предельной полезности. Суть этого принципа впервые охарактеризована представителями австрийской школы (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк и др.) и сводится к следующему: каждая последующая единица данного товара приносит все меньше удовлетворения при потреблении. Поэтому потребители, как правило, приобретают одноименные товары по более низкой цене.
В-третьих, спрос, как и предложение, зависит определенным образом от так называемого "эффекта замещения". Его сущность заключается в том, что человек может купить больше данного вида продукта, не отказывая себе в приобретении других альтернативных товаров. Можно поступить и таким образом - приобрести больше дешевого товара вместо аналогичных товаров, которые могут быть дороже.
Из сказанного следует, что "эффект замещения" напрямую зависит от доходов, получаемых тем или иным индивидуумом.
Теперь о детерминантах или факторах, воздействующих непосредственно на спрос. Среди них можно выделить следующие:
а) изменение вкусов и предпочтений покупателей. Оно приводит к переориентировке спроса на соответствующие виды товаров и услуг. Например, в индустриально развитых странах популярной становится забота о здоровье, что привело к повышению спроса на кроссовки и велосипеды. Ныне в экономике Российской Федерации характерным является повышенный спрос на импортные товары, но преимущественно со стороны молодежи и возрождающегося слоя предпринимателей;
б) спрос зависит от изменения числа покупателей. Для западной экономики отличительным, например, является сокращение импортных квот по вывозу тех или иных товаров (автомобили, электронная аппаратура и т.п.). В государствах бывшего СССР также произошло уменьшение числа потребителей. Обусловлено это прежде всего разрывом экономических связей и установлением бывшими республиками государственного суверенитета. Товарный рынок сузился, что привело к уменьшению числа его участников;
в) изменение доходов - важный фактор спроса. В настоящее время оно происходит почти во всех странах мирового сообщества. В некоторых из них доходы повышаются, в других, напротив, понижаются. К числу последних, к сожалению, относится и Российская Федерация. Сегодня за чертой бедности оказалось около 40% населения России. Низкие доходы у людей ослабили спрос не только на более качественную пищу, которой у нас не так уж и много, но и одежду, предметы домашнего обихода и т.п.;
г) спрос зависит от цен на сопряженные товары и услуги. Например, известно сколь высоки в Российской Федерации, да и других странах СНГ, тарифы на перевозки воздушным транспортом. Не отстает в этом отношении и автомобильный транспорт. В этих условиях неизбежно возрастание спроса на перевозки железнодорожным транспортом. При этом заметим, что речь идет прежде всего о перевозках пассажиров;
д) изменение в ожиданиях потребителей как детерминанта спроса. По этому фактору примеров предостаточно как в потреблении населением Российской Федерации, так и на мировом уровне. В частности, неблагоприятная погода для выращивания кофе в Южной Америке, как правило, повышает спрос на этот вид товара. Связано это с порождением ожидания неизбежного повышения цен на кофе в будущем. Для экономики государств бывшего СССР в настоящее время характерным является тотальное повышение цен на товары и услуги. И, соответственно, понижение спроса на них. Отсюда практически всеобщий характер действия рассмотренного выше фактора.
Остановимся теперь на детерминантах, воздействующих на предложение. К их числу следует отнести:
а) изменение цен на ресурсы. Известно, например, что в Российской Федерации, как и в других странах СНГ, повысились цены на топливно-энергетические ресурсы. Это влияет, как правило, негативно на все отрасли экономики. Повышение цены снижает, например, предложение минеральных удобрений, так как их производитель не в состоянии оплачивать высокие тарифы на энергоресурсы. В свою очередь, сокращается и предложение сельхозпродукции, например, пшеницы, практически по той же причине - из-за повышения цен теперь уже на минеральные удобрения;
б) рационализация и технологии. В нашем представлении речь идет практически об интенсивных методах ведения хозяйства. Новая технология позволяет, как правило, увеличивать объем предложения. Это в свою очередь позитивно влияет на снижение цен соответствующего товара. В переходной экономике этот фактор, к сожалению, можно только констатировать. Дело в том, что в настоящее время практически ни в одной отрасли нет благоприятных условий, прежде всего экономических, для внедрения в производство нововведений;
в) уровень налогов и дотаций как фактор, влияющий на предложение. Данный фактор в определенной мере перекликается с предыдущим. Ведь именно при помощи налоговой политики и дотаций можно либо стимулировать НТП, либо тормозить его, увеличивая или уменьшая тем самым предложение товаров на рынок. Дифференцированный подход к применению налогов и дотаций - важное условие в стимулировании предложения тех товаров на рынок, которые нужны потребителю. В экономике России сложный налоговый механизм, существующий в большинстве индустриально развитых стран, пока еще находится на стадии отработки;
г) изменение цен на взаимозаменяемые товары и услуги. Этот фактор очевиден по своей сути. В условиях цивилизованной рыночной экономики он действует безотказно. Так, снижение цен на какой-то вид мяса, допустим баранину или свинину, вследствие увеличения предложения их на рынке неизбежно повлечет за собой снижение цены на говядину. В переходной экономике России такие тенденции можно наблюдать пока лишь на рынке по продаже сельхозпродукции и только в то время, когда идет массовая реализация, например, овощей и фруктов;
д) изменение в ожиданиях продавцов. Суть этого фактора сводится к увеличению или уменьшению предложения на тот или иной вид товара или услуги. Допустим, по оценкам специалистов ввиду благоприятных погодных условий ожидается высокий урожай кукурузы. В предстоящем периоде очевидным будет увеличение ее предложения на рынке. Чтобы не допустить резкого падения цен на кукурузу, ее производители и заинтересованные предприниматели будут стараться максимально реализовать всю продукцию, компонентом которой является кукуруза;
е) изменение числа предприятий по производству товаров и услуг. Данный фактор действует на предложение в прямо пропорциональной зависимости и в обратно пропорциональной - на изменение цен. Предположим, увеличивается число предприятий, производящих стиральные машины. Следствием этого явится рост предложения на рынке данного вида продукции. Здесь, как видим, прямо пропорциональная зависимость. Однако увеличение предложения снижает спрос на стиральные машины. А это, как уже говорилось выше, один из факторов, влияющий на понижение цены. В результате налицо обратно пропорциональная зависимость.
Подводя итог изложенному выше, отметим, что существуют факторы - детерминанты, действующие на спрос и предложение как одновременно, так и обособленно. Это их действие особенно заметно в реалиях рыночной экономики и прежде всего в становлении рыночного равновесия по средствам формирования соответствующего механизма. Теперь о сути последних, т.е. о рыночном равновесии и механизме его становления.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 272.