Модель рынка несовершенной конкуренции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основу модели рынка несовершенной конкуренции составляют монополии и олигополии, их разновидности и монополистическая конкуренция. Характерные черты этих организационно-правовых структур рынка были показаны во втором пункте данной темы, и об этом нужно помнить. Проявление данных черт и признаков в реальной экономической жизни довольно многообразно. Мы остановимся лишь на некоторых, но, как представляется, достаточно существенных. Здесь же отметим, что исключительный вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции внесли такие экономисты, как А. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс и др.

 

О роли монополий в условиях рассматриваемой модели рынка необходимо сказать следующее. Во-первых, монополии как реально функционирующие не могут существовать как чистые монополии. На рынке, кроме каждой отдельной монополии, масса других производителей товаров и услуг. Это обусловливает выбор для покупателей и возможность маневра в приобретении нужных им продуктов труда. Ограниченность платежеспособного спроса со стороны покупателей действует в этом же направлении, снижая возможности присутствия на рынке монополии как единственного производителя.

 

Во-вторых, монополист-продавец как субъект рыночных отношений вступает в контакт только с покупателями своей продукции. В обыденном представлении характерным для монополиста является непомерное повышение цен. Его экономическая власть позволяет это делать. Однако монополист устанавливает такой уровень цен, который позволяет ему получать максимальную прибыль. Беспредела здесь не может быть, так как спрос на продукт данного монополиста фиксируется возможностями покупателей. При этом изменить величину спроса монополист не в силах.

 

В-третьих, поскольку власть монополиста относительно цен не абсолютна по причине прежде всего ограниченности спроса, он вынужден искать другие пути. Более того, чтобы увеличить спрос, ему надо будет понизить цену. Этого можно достичь, снижая издержки при производстве или реализации монополистом своего продукта.

 

Для монополистической конкуренции характерными являются препятствия, затрудняющие доступ новым фирмам на рынок, где функционируют монополии. К этим препятствиям относятся следующие:

 

1. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Примерами могут служить известная на рынке алмазов монополия "Де Бирс", обладание уникальными человеческими дарованиями (выдающиеся артисты, спортсмены и т.п.).

 

2. Наделение правительствами исключительными правами отдельных монополий, например, предоставление лицензий по выполнению почтовых услуг, кабельное телевидение и др. Многие виды аналогичной деятельности осуществляют так называемые естественные монополии.

 

3. Владение фирмами патентами и авторскими правами. Это является условием монопольных преимуществ отдельных фирм, позволяющих оградить от проникновения в отрасль конкурирующих производителей. Такой тип монопольных фирм нередко называют закрытыми монополиями.

 

4. Эта характерная черта монополий позволяет им беспрепятственно увеличивать объемы производства и снижать издержки. Примером может послужить крупномасштабное производство автомобилей, требующее вложения огромных капиталов для новых фирм, если они пожелают освоить этот вид рынка.

 

5. Наличие нелегальных методов борьбы с монополиями. Речь идет о различных криминальных структурах, не останавливающихся ни перед чем при достижении своих целей.

 

Олигополии - еще одна организационно-правовая структура рынка несовершенной конкуренции. В состав олигополий входят 2-3 или 5-7 крупных монополистических фирм. Об олигополиях иногда говорят: "большая тройка", "большая четверка", "большая пятерка" и т.п. Они могут господствовать в отрасли, среднем или крупном городе, в масштабах национальной или мировой экономики. Объем производства по отдельным видам товаров олигополиями может достигать 80-90% от его общей величины.

 

Стремление к увеличению объемов производства и размеров получения прибыли является одной из причин, побуждающих к объединению конкурирующих фирм. Другой важной причиной олигополистического объединения выступает рыночная власть. Ее главное содержание - контроль над рынком сбыта товаров и ценами. Эти преимущества позволяют олигополиям максимизировать размеры прибыли.

 

Примечательным для олигополий является их всеобщая взаимозависимость. Предположим, имеются три фирмы, контролирующих каждая треть рынка. Одна из них снижает цену на реализуемый продукт. Спрос на этот продукт явно вырастет, и фирма может увеличить объем производства. Но аналогичным образом могут поступить и две другие фирмы, что приведет к выравниванию цен, но уже на более низком уровне. В таком случае потери несут все три фирмы. "Ценовая война" не приносит выгод ни одной из конкурирующих фирм. Для них выгоднее всего осуществлять единую соглашательскую ценовую политику.

 

Олигополии проявляются и в других рыночных метаморфозах, тем самым, укрепляя сущностные характеристики рынка несовершенной конкуренции. Реальность его существования постоянно подтверждает изложенное выше. Оно может иметь оценку как позитивную, так и негативную. Этим, в частности, объясняется рассмотрение следующего пункта темы.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 249.