Основу предлагаемого для рассмотрения в данном параграфе рынка составляет чистая конкуренция. Ее характерные черты были определены в предыдущем параграфе. Здесь предпринимается попытка раскрытия аналитической и некоторой практической значимости описываемой модели рынка.
Уместность проведения анализа чисто конкурентного рынка обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, и в настоящее время имеется несколько отраслей, функционирующих по типу рынка совершенной конкуренции. Характерной отраслью в этом отношении является сельское хозяйство, в котором имеется практически неограниченное количество конкурирующих производителей.
Во-вторых, рынок чистой конкуренции - это достаточно простая организационная структура. Тем не менее в нем проявляются такие понятия, как цена, объем производства, спрос, предложение, издержки производства и др. Их понимание на данном уровне позволяет лучше уяснить другие, более сложные модели рынка.
В-третьих, функционирование рынка совершенной конкуренции - не только абстракция или предисловие к рассмотрению чего-то существенного. Такой рынок существует, хотя, может быть, и не в значительных объемах, и имеет свои плюсы и минусы. Их знание и учет позволяет, в частности, определить эффективность рассматриваемой модели рынка.
Одна из целевых задач анализа - изучение спроса с точки зрения конкурентного продавца. Он формируется как совокупный спрос, равно как и совокупное предложение. Конкурирующие фирмы, так как их много и доля продукта в совокупном предложении незначительна, не могут сколько-нибудь существенно влиять на рыночную цену. Каждая из фирм должна приспосабливаться к установившейся цене, как к данной величине. Устанавливают ее стихийно взаимодействующие между собой совокупный спрос и совокупное предложение. На изменение цены не могут повлиять и новые фирмы, входящие в рынок по той простой причине, что каждая из них предлагает на рынок лишь небольшую долю продукта в совокупном предложении. Соглашение с установившейся на рынке ценой со стороны фирм свидетельствует об их свободе в предпринимательстве.
Следующая целевая задача чисто конкурентного рынка - приспособление фирм к рыночной цене в краткосрочном периоде. Это связано прежде всего с затратами на производство продукции и получаемым доходом. В краткосрочном периоде увеличение или уменьшение затрат обусловлено объемом производства. Если он увеличивается, возрастают и затраты, и, напротив, при уменьшении объема производства снижаются затраты на выпуск продукции. Главный вопрос в том, чтобы произведенные затраты оказались положительно результативными, т.е. принесли доход. Причем выручка от реализации продукции должна возместить все затраты, в том числе и на управление фирмой. Следует при этом иметь в виду, что в краткосрочном периоде возрастают затраты, связанные с использованием в процессе труда, например, сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива и т.п.
Еще одна целевая задача чисто конкурентного рынка связана с функционированием фирм в долгосрочном периоде. В этом периоде фирмы располагают достаточным временем, чтобы расширить или уменьшить свои производственные мощности. Причем это касается преимущественно тех производителей, которые составляют основу данной отрасли. Хотя следует иметь в виду, что в условиях совершенной конкуренции существует множество небольших фирм, вновь вступающие производители в данную отрасль могут находиться в аналогичном состоянии. Главное в проведении этих действий - получение прибыли. Убытки фирм не позволяют им ни конкурировать с другими производителями, ни свободно осуществлять свою деятельность. Расширение же объема производства в долгосрочном периоде может осуществляться до тех пор, пока совокупное предложение сравняется с совокупным спросом и установится равновесная цена.
Наконец, чисто конкурентная экономика предполагает достаточно эффективное использование ресурсов. Одна из причин, обусловивших это обстоятельство, - ограниченность и редкость ресурсов. Кроме того, фирмы находятся в условиях конкурентного рынка и вынуждены вести борьбу между собой. Они не могут влиять на установившиеся цены. Вместе с тем им нужно максимизировать удовлетворение потребностей людей и общества. Все это требует оптимального распределения ресурсов по сферам приложения труда. При этом выпускаемая продукция должна производиться наименее дорогостоящим способом. Фирмы в связи с этим должны использовать в своей деятельности наилучшие технологии, потребляющие минимум ресурсов.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 266.