Рыночный механизм и его организующие силы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рыночная экономика - это непрерывный процесс движения огромного многообразия товаров. Они производятся на десятках и десятках тысяч предприятий и фирм. При этом в товарных потоках навстречу друг другу перемещается бесчисленное множество предметов потребления личного назначения и средств, удовлетворяющих производственные потребности. Не последняя роль в этом перемещении отводится благам общественной значимости. Цель этого перемещения - довести до каждого потребителя именно тот продукт, в котором он нуждается. Это отнюдь не простая проблема. Ведь потребители товаров находятся в самых разнообразных и отдаленных местах.

 

Многоликость нарисованной картины не исключает стихию и хаос, а также неуверенность людей в неизбежности возможных срывов.

 

Ситуация усугубляется тем, что в производстве и товарном обращении неотъемлемую опосредующую роль играют деньги и ценные бумаги. Обусловлено это не только их значимостью в данном случае, но и определенной самостоятельностью и закономерностями обращения денег и ценных бумаг как таковых. В рыночном движении особое место занимают труд и услуги, оказываемые работниками различных специальностей и профессий. Не обходится рыночная экономика без новейших технологий, информации и знаний.

 

В столь сложной, взаимосвязанной системе тем не менее устанавливается определенный порядок. Его характеризуют вполне конкретные, присущие только этой экономической системе закономерности развития. Экономика как бы включена в своеобразный механизм, подчиняющий себе действия миллионов людей, производящих и потребляющих товары.

 

Из этого следует, что всем процессам, происходящим в экономике, присуща определенная организация. Она, как свидетельствует хозяйственная практика, довольно сложна и многообразна. Одна из причин тому - решение многогранных проблем, стоящих перед рыночной системой хозяйствования.

 

Эти проблемы группируются в основном вокруг следующих трех вопросов: "Что производить?", "Как производить?" и "Для кого производить?". Конкретизация первого из них заключается в следующем: "Какие товары производить и в каком количестве?". Товары нужны для удовлетворения текущих и будущих потребностей. Поэтому важно знать, когда их производить. Последнее требует учета выпуска товаров в нужном ассортименте для личного, производственного и общественного потребления.

 

Вопрос: "Как производить?" - тоже предполагает многое, но первоочередной проблемой является подбор ресурсов для производства необходимых товаров: трудовых, материальных, природных и финансовых. В условиях ограниченности и редкости ресурсов их нужно использовать исключительно рационально. В связи с этим производители вынуждены варьировать - применять больше живого или овеществленного труда, использовать дорогостоящие природные материалы или искусственные, укрупнять производство или производить товары на относительно мелких и средних экономически обособленных предприятиях и т.д.

 

Наконец, заключительный вопрос: "Для кого производить?". Здесь тоже немало проблем. Произведенная продукция с помощью товарно-денежных отношений должна быть оптимально распределена между различными социальными слоями в обществе, домохозяйствами и отдельными индивидами.

 

Чему отдать приоритет? Социально ориентированным принципам распределения или товары должны быть проданы тем, кто их может купить. Как обеспечить жизнь нетрудоспособных и малоимущих? Как быть с нерадивыми, не желающими работать, и т.п.

 

Решение перечисленных проблем, как и множества других, осуществляется экономикой по-разному. Во многом это зависит от определяющих основ и принципов организации хозяйствования. Как показывает мировой опыт, рыночная организация производства оказалась наиболее эффектной. Ее нельзя считать идеальной, ибо она имеет как достоинства, так и недостатки. Перевешивают, однако, преимущества, несмотря на имеющиеся противоречия и сложности в рыночной экономике.

 

Основу рыночной организации производства составляет рыночный механизм. Поскольку ему приходится решать многогранные проблемы, отсюда и многочисленность его составных элементов. Тем не менее основными являются следующие: спрос, предложение, цена и конкуренция. Каждый из этих элементов имеет самостоятельный смысл и вместе с тем взаимосвязан с другими элементами.

 

Среди названных элементов первенствующая роль принадлежит цене. Она, в частности, непосредственно воздействует на спрос и предложение. Цена находится в обратно пропорциональной зависимости от спроса и в прямо пропорциональной зависимости от предложения. Иными словами, повышение цены на товар понижает спрос, но увеличивает предложение. Напротив, при понижении цены возрастает спрос, тогда как предложение падает.

 

Спрос и предложение взаимодействуют между собой не только через цену, но и непосредственно. Например, предложение на рынке новых качественных товаров будирует спрос. Последний активизирует предложение в сторону его увеличения.

 

Экономическое положение участников рыночного хозяйства во многом зависит от состояния конкуренции. Она тоже проявляет себя по-разному, взаимодействуя с вышеназванными элементами. Чтобы проанализировать происходящее в рыночном механизме, необходимо рассмотреть модели рыночного хозяйства. Поэтому остановимся на них более подробно.

 

Модели рыночного хозяйства

 

В экономической литературе выделяется четыре, довольно несхожие между собой рыночные модели:

 

а) чистая конкуренция;

 

б) чистая монополия;

 

в) монополистическая конкуренция;

 

г) олигополия.

 

Общими критериями, дифференцирующими различия названных рыночных структур, являются цена и объем производства, количество фирм, функционирующих в данной отрасли, характер выпускаемой продукции и возможности вхождения новых фирм в отрасль.

 

Основная черта чистой конкуренции - большое число независимо действующих продавцов. Характеризует ее, как правило, высокоорганизованный рынок, например, сельскохозяйственных товаров, ценных бумаг, иностранных валют и др. Все эти товары являются однородными по своей сути. В условиях чистой конкуренции фирмы производят стандартизированную продукцию.

 

На чисто конкурентном рынке лишь отдельные фирмы осуществляют контроль над ценой продукта. Обусловлено это небольшой долей выпуска продукции отдельными фирмами от ее общего объема. Еще одна черта чистой конкуренции - свободный вход и выход фирм в отрасль. Для этого не существует никаких препятствий законодательного, технологического или финансового характера, которые могли бы ограничивать возникновение новых фирм и сбыт их продукции на конкурентном рынке.

 

Следующая модель рынка - чистая монополия. Ее отличительной чертой является отрасль, состоящая из одной фирмы. Она и производитель, и часто продавец данного вида товара, или единственный поставщик услуги. При этом производимый продукт уникален в своем роде, в том смысле, что ему нет достойных заменителей. Потребитель должен либо покупать этот продукт, либо обходиться без него.

 

Чисто монопольный рынок предполагает диктат цен, точнее, контроль над ними. Монополист в таких условиях определяет и объем производства. Если монополия собирается продолжить свое существование, она организует различные препятствия для вступления новых конкурентов в отрасль. Барьерами могут быть меры экономического, технического, финансового и другого характера.

 

Монополистическая конкуренция как еще одна модель рыночной организации предполагает относительно большое число небольших производителей похожей, но не идентичной продукции. Их число может быть 25-35 или 60-70. Каждая из этих фирм (предприятий) обладает небольшой долей рынка, а отсюда и ограниченными возможностями в контроле над ценами. Тайный сговор или согласованные действия ввиду сравнительно большого числа производителей с целью установления объема производства и цен практически невозможен. Как правило, фирмы не зависят друг от друга. Определяя свою экономическую политику, каждая фирма вместе с тем должна учитывать реакцию со стороны своих конкурентов. Это обусловлено необходимостью поддержки цен и объема производства на определенном уровне.

 

И, наконец, еще одна организационная рыночная структура - олигополия. Ее характерная черта - немногочисленность. Сравнительно малое число фирм данной отрасли имеет возможность господствовать на рынке товаров и услуг. Это господство может простираться в рамках национальной экономики, региональной, а иногда и мировой.

 

По характеру выпускаемой продукции олигополии могут быть производителями как однородной, так и дифференцированной продукции. Рыночная власть олигополий осуществляется, главным образом, через устанавливаемые цены и объемы производства. Способы и методы действий в этом направлении - различные, но государством они, как правило, не поощряются. Оценка функционирования олигополий с точки зрения их эффективности наряду с положительной не исключает отрицательных характеристик.

 

Таким образом, рассмотренные четыре модели рыночных структур своеобразны по своей сути, хотя в некоторых чертах они близки между собой. Неодинакова их роль в условиях рынка, что подтверждается историческим и логическим в их развитии. Приоритетность одних рыночных структур сменяется главенством других. Причем это не какие-то абстрактные экономические явления, а реально существующие, особенно в рамках отдельных национальных экономик. Этим в значительной мере определяется целесообразность более детального рассмотрения обозначенных моделей с точки зрения совершенной и несовершенной конкуренции.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 244.