Поиск конкурентных преимуществ необходимо рассматривать как часть перманентного процесса изучения рынка. Этот процесс включает три стадии:
· локализацию процесса поиска,
· определение потенциальных возможностей роста,
· анализ причин и условий возникновения конкурентных преимуществ.
Необходимо иметь в виду, что поиск конкурентных преимуществ имеет смысл, если рынок предоставляет возможности для экономического роста. Емкость рынка, характер его распределения между конкурентами, интенсивность конкурентной борьбы являются, с одной стороны, ключевыми факторами, определяющими привлекательность бизнеса, с другой — базовыми параметрами, выявляющими конкурентные преимущества.
Одним из наиболее общих показателей достижения целей компании являются ее фактическая рыночная доля, а также динамика последней. Расчет доли рынка требует точного определения его емкости. В связи с отсутствием официальной статистики по объему продаж многих товаров для замеров емкости пользуются специальными счетными процедурами, применяя: данные о структурных характеристиках предложения товаров; информацию, получаемую в ходе панельных исследований; данные об интенсивности потребления и среднем сроке эксплуатации товара; параметры первичных, повторных и дополнительных продаж. Факторный анализ динамики рыночной доли позволяет разложить ее на положительные и отрицательные составляющие. Факторы, обеспечивающие рост доли рынка, определяют сферу поиска долговременных конкурентных преимуществ, факторы, способствующие снижению, — указывают на недостатки в конкурентной политике.
Завершающим этапом поиска конкурентных преимуществ является построение конкурентной карты рынка в результате перекрестной классификации конкурентов по ключевым характеристикам степени их доминирования на рынке: размеру и темпам роста рыночной доли по конкретному типу продукции. Оценка статуса конкурентов позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: определить особенности развития конкурентной ситуации, установить степень доминирования компании на рынке, выделить ближайших конкурентов и установить относительную позицию компании среди участников рынка. Классификация конкурентов дает возможность систематизировать выявленные конкурентные преимущества и проследить, как они влияют на изменение конкурентной позиции предприятия. Для каждой классификационной группы предприятий на основе данных сравнительного анализа закрепляются причины и условия возникновения конкурентных преимуществ в разрезе товарного предложения, ценообразования, организации сетей реализации продукции и использования средств стимулирования продаж, а также их экономические результаты.
5.4.1.1 Признаки конкурентной силы
· Компания улавливает тенденции на рынке лучше, чем ее конкуренты;
· Компания входит в стратегическую группу с наиболее удачным положением на рынке;
· Компания концентрируется на наиболее быстрорастущих сегментах рынка;
· Сильно дифференцированные товары;
· Более низкие издержки;
· Уровень прибыли выше, чем в среднем на рынке;
· Компания обладает технологическим и инновационным преимуществом;
· Творческий, готовый к переменам менеджмент;
· Компания готова извлечь выгоду из благоприятной ситуации.
5.4.1.2 Признаки конкурентной слабости
· Компания столкнулась с конкурентными недостатками;
· Конкуренты захватывают ее долю на рынке;
· Рост доходов ниже, чем в среднем по рынку;
· Нехватка финансовых ресурсов;
· Репутация компании у потребителей падает;
· Компания входит в стратегическую группу с ухудшающимся положением на рынке;
· Положение компании слабо в наиболее перспективных областях;
· Высокие издержки;
· Компания слишком мала, чтобы оказывать влияние на рынок;
· Компания не в силах противостоять угрозе поглощения;
· Низкое качество товаров;
· Недостаток умений и способностей в основных областях.
· Систематическая оценка конкурентной позиции фирмы — насколько она сильна или слаба по сравнению с ближайшими конкурентами — необходимый этап в анализе состояния фирмы.
Необходимо выяснить, имеет ли компания чистое конкурентное преимущество (или наоборот) по отношению к основным конкурентам, а также есть ли возможность упрочения рыночной позиции компании,
Менеджеры могут начать оценку прочности со сравнительной оценки по отношению к основным конкурентам. Необходимо принять в расчет не только издержки, но и такие важные с точки зрения конкуренции показатели, как качество товара, потребительские услуги, финансовая устойчивость, технологические возможности, продолжительность товарного цикла (время, необходимое для превращения идеи в продукт и затем в рыночный товар). Нужно провести еще и комплексный сравнительный анализ всех стратегически важных аспектов бизнеса компании.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 253.