1. Материально-техническое обеспечение — виды деятельности, издержки и активы, связанные с приобретением топлива, энергии, сырья, компонентов, товаров от продавцов; приемкой, хранением и сортировкой продукции поставщиков, контролем, управлением материально-техническими запасами.
2. Изготовление — виды деятельности, издержки и активы, направленные на превращение потока сырья в конечный продукт (производство, сборка, упаковка, обеспечение функционирования оборудования, установка, сертификация качества товара, защита окружающей среды).
3. Доставка товара до потребителя — виды деятельности, издержки и активы, связанные со складированием конечного продукта, обработкой заказа, составлением расписания, отгрузкой, транспортировкой.
4. Продажи и маркетинг — виды деятельности, издержки и активы, направленные на усилия по продаже, рекламе и продвижению товаров на рынок, маркетинговым исследованиям и планированию, поддержке дилеров и дистрибьюторов.
5. Обслуживание (сервис) — виды деятельности, издержки и активы, предназначенные для оказания дополнительных услуг покупателям.
5.3.1.2 Цепочка ценностей во вспомогательной деятельности
1. НИОКР — виды деятельности, издержки и активы, имеющие отношение к процессу исследования и развития продукта, сам процесс, улучшение процесса проектирования, разработка необходимого оборудования, развитие материально-технического обеспечения, системы телекоммуникаций, компьютерные разработки, новые возможности баз данных, развитие компьютерной системы поддержки.
2. Управление людскими ресурсами — виды деятельности, издержки и активы, имеющие отношение к найму работников, подготовке, развитию и социальному обеспечению персонала, отношения между работниками, повышение профессионализма.
3. Общее управление — виды деятельности, издержки и активы, имеющие отношение к общему руководству, бухгалтерии и финансам, юридическим вопросам, безопасности и охране конфиденциальности, информационной системе управления, и другие функции высшего руководства.
Раскладывая операции, производимые компанией, на стратегические действия и направления деятельности, можно лучше понять структуру затрат фирмы и определить их основные элементы. Каждый вид деятельности в этой цепочке связан с затратами и связывает в свою очередь активы. Соотнося производственные издержки компании и активы с каждым отдельным видом деятельности в цепочке, можно оценить затраты по ним. Издержки фирмы на выполнение каждого действия могут быть увеличены или сокращены под влиянием двух типов факторов:
· структурные факторы – экономия на масштабах производства, эффект кривой опыта, технологические требования, интенсивность капиталовложений, широта товарного ассортимента;
· исполнительные факторы – открытость рабочей силы для постоянного усовершенствования, позиции персонала и организационные возможности фирмы по обеспечению качества продукта и производственного процесса, период цикла по выводу нового продукта на рынок, использование существующих мощностей, эффективность дел внутри самой фирмы, эффективность работы с поставщиками и/или клиентами с целью снижения издержек.
Понимание цепочки ценностей компании требует понимания следующих моментов:
· Пытается ли она добиться конкурентных преимуществ путем:
· снижения издержек (в этом случае усилия руководства компании по снижению издержек по всех цепочке ценностей должны быть особенно очевидны);
· дифференциации (в этом случае менеджеры могут намеренно тратить больше усилий с целью развития необходимых для дифференциации направлений деятельности).
· Формирование издержек в каждом звене цепи и то, как затраты на выполнение одного вида деятельности влияют на издержки в остальных звеньях.
· Предоставляет ли связь между видами производственной деятельности в цепочке ценностей фирмы возможность для снижения цен.
Анализ издержек и оценка конкурентоспособности компании предусматривают не только сопоставление затрат на включенные в цепочку ценностей конкурентов виды деятельности. Конкурирующие компании часто различаются по степени своей вертикальной интеграции. Сопоставление цепочек ценностей частично интегрированных и полностью интегрированных конкурентов требует уточнения различий в масштабах осуществляемой деятельности. Более того, неконкурентоспособные цены могут формироваться за счет деятельности, выполняемой поставщиками или системой продвижения готового товара к конечному потребителю. Поставщики или дистрибьюторы могут иметь чрезмерно высокий уровень издержек или размер прибыли, подвергающий риску конкурентоспособность компании, даже если внутри самой фирмы затраты на ее хозяйственную деятельность достаточно конкурентоспособны.
Точная оценка конкурентоспособности компании на рынках конечных потребителей предполагает, что менеджеры компании знают и понимают весь процесс создания стоимости товара. Это означает, что они также принимают во внимание цепочки ценностей поставщиков и дистрибьюторов. Цепочка ценностей поставщиков является необходимой из-за того, что их деятельность направлена на создание и поставку продукций используемой в цепочке ценностей компании. Качество продукции поставщиков и затраты на ее производство оказывают общее влияние на общие затраты компании и/или ее возможности дифференциации.
Все, что делает компания для снижения издержек поставщиков или увеличения эффективности их работы, может послужить причиной повышения конкурентоспособности самой компании. Цепочки ценностей системы распределения (дистрибьюторов) необходимо учитывать, поскольку:
1) издержки и доход компаний-дистрибьюторов входят в цену, уплачиваемую конечным потребителем;
2) деятельность таких фирм влияет на удовлетворенность покупателя продукции.
Хотя цепочки ценностей, являются типичными, их природа и относительная важность видов деятельности внутри них различаются в зависимости от отрасли и места компании в системе цепочки ценностей. Цепочка ценностей для целлюлозно-бумажной промышленности (выращивание леса, вырубка, приготовление целлюлозы, производство бумаги, печать, издание) отличается от цепочки ценностей для производства бытового оборудования (производство частей и компонентов, сборка, оптовая торговля, розничная продажа).
Дата: 2019-12-09, просмотров: 259.