Анализ цепочки ценностей может много сказать о конкурентоспособности фирмы. Одной из фундаментальных основ стратегического анализа издержек является то, что конкурентоспособность компании зависит от того, насколько эффективнее конкурентов она управляет своей цепочкой ценностей. Изучение составляющих цепочки ценностей собственной компании и сравнение ее с конкурентами показывает, кто и сколько имеет преимуществ/недостатков в издержках и какие компоненты на это влияют. Подобная информация является определяющей при разработке стратегии по устранению недостатков или созданию преимуществ по издержкам.
Необходимо отметить три главных звена в цепочке ценностей фирмы, где могут наблюдаться существенные различия в издержках конкурирующих компаний: в части, связанной:
- с поставщиками;
- с деятельностью внутри компании;
- с оптовыми или розничными торговцами.
Если причина слишком высоких по сравнению с конкурентами издержек находится в первом или третьем звеньях цепочки ценностей, то фирма сможет восстановить конкурентоспособность, если расширит свои собственные операции. Если причина слишком высоких издержек заключается главным образом в товарах, приобретенных у поставщиков (первое звено цепочки), то фирма может исправить положение посредством следующих действий:
· Обсудить с поставщиками более выгодные цены.
· Работать с поставщиками, чтобы помочь им достичь более низких издержек.
· Осуществлять интеграцию "назад", чтобы получить контроль над покупаемыми товарами и их стоимостью.
· Попробовать использовать более дешевые товары-заменители.
· Постараться лучше управлять связью между цепочками ценностей поставщиков и самой фирмы. Например, тесная координация между фирмой и ее поставщиками позволит обеспечить поставку "точно в срок", что сократит запасы материалов на складах и затраты на внутреннюю логистику фирмы и одновременно позволит ее поставщикам сэкономить на хранении продукции, транспортировке и графике поставок. Это обеспечит обоюдную выгоду и для фирмы, и для поставщиков (в отличие от "игры с нулевой суммой", когда выигрыш фирмы означает проигрыш для ее поставщика).
· Попробовать компенсировать высокие издержки в данном звене цепи, снижая их в других звеньях.
Возможные пути снижения высоких издержек в третьем звене цепочки:
· Заставить дистрибьюторов и других торговцев сократить разницу между себестоимостью и продажной ценой;
· Работать в тесном контакте с участниками канала распределения для нахождения взаимовыгодных возможностей снижения затрат;
· Перейти к более экономичной стратегии распространения товаров, включая интеграцию "вперед";
· Попытаться компенсировать высокие издержки в данном звене, снижая их в других звеньях цепи. Если причина высоких издержек кроется в деятельности самой компании (среднее звено цепи), то, чтобы восстановить паритет по издержкам, она может использовать любой из следующих девяти стратегических подходов;
· Сократить внутренний бюджет компании и рационализировать операции;
· Улучшить методы работы и технологический процесс (увеличить продуктивность работы, повысить коэффициент использования активов, повысить эффективность ключевых видов деятельности и другие способы улучшения управления издержками);
· Попробовать совсем убрать из производственного процесса этапы с высокими издержками, улучшив систему цепочки ценностей (например, используя совершенно другие технологические подходы или, может быть, передавая цепочки ценностей дистрибьюторов и маркетинг непосредственно конечным потребителям);
· Переместить высокозатратные виды деятельности в те географические районы, где они могут быть осуществлены дешевле;
· Проанализировать, могут ли определенные операции быть осуществлены дешевле подрядчиками, чем самой компанией;
· Инвестировать средства в ресурсосберегающие технологии (автоматизация, робототехника, гибкие производственные системы, компьютерный контроль);
· Заниматься совершенствованием этапов технологического процесса с самыми высокими издержками, если инвестиции в новое оборудование или предприятие уже сделаны;
· Упростить дизайн товара и сделать его более экономичным для производства;
· Попытаться компенсировать высокие издержки в одном из звеньев цепи, снижая их в других.
Анализ цепочки ценностей
Эффективное управление дает возможность создать главные достоинства компании и превратить их в конкурентное преимущество. За редким исключением товары или услуги, которые предлагаются компанией, не являются базисом конкурентного преимущества. Любая компания может легко скопировать эти товары или услуги или найти им замену. Основой конкурентного преимущества скорее являются навыки и способности компании по сравнению с конкурентами, а точнее пределы возможностей компании организовать более эффективное по сравнению с конкурентами функционирование всех элементов цепочки ценностей.
Чтобы реально оценить конкурентные возможности компании, от менеджеров требуется выполнить четыре действия:
1. Составить цепочку ценностей для фирмы.
2. Изучить связи между различными участками внутри цепочки, а также связи с поставщиками и потребителями;
3. Выявить те виды деятельности, которые являются определяющими для удовлетворения потребности потребителя и успеха на рынке;
4. Провести соответствующую сравнительную оценку издержек компании и сравнить структуру издержек с конкурентами (определить, какие виды деятельности являются главными, а какие эффективнее осуществляются другими фирмами).
5.4 Оценка конкурентной позиции компании
Использование концепции цепочек ценностей и других инструментов стратегического анализа издержек для определения конкурентоспособности компании необходимо, но недостаточно. Более глубокая оценка проводится в отношении конкурентной силы и конкурентной позиции компании. Элементами такой оценки являются исследования того:
· насколько прочно компания удерживает свою конкурентную позицию в настоящее время;
· каковы перспективы укрепления или ослабления конкурентной позиции при сохранении применяемой в настоящее время стратегии;
· какое место занимает компания среди основных конкурентов;
· имеет ли компания в настоящее время конкурентное преимущество или отстает по уровню конкурентоспособности от основных конкурентов;
· какова способность компании защищать свою позицию в контексте движущих сил отрасли, конкурентного давления, ожидаемых шагов конкурентов.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 232.