Конкурентные преимущества имеют весьма различные формы. Наиболее важным является блок факторов, определяющих характер источника конкурентного преимущества. К данной группе можно отнести 10 основных видов конкурентных преимуществ.
1. Конкурентные преимущества, основанные на экономических факторах, определяются:
• лучшим общеэкономическим состоянием рынков, на которых действует компания (высокая среднеотраслевая норма прибыли, небольшие сроки окупаемости капитальных вложений, благоприятная динамика цен, высокий уровень располагаемого дохода на душу населения, отсутствие неплатежей, инфляционных процессов);
• политикой правительства в области инвестиций, кредитных, налоговых и таможенных ставок;
• объективными факторами, стимулирующими спрос (растущая емкость рынка, невысокая чувствительность потребителей к изменению цен, слабая цикличность и сезонность спроса, отсутствие товаров-заменителей);
• эффектом масштаба, который обеспечивает компании большой объем производства и существенно более низкие удельные затраты по сравнению с предприятиями единичного, мелко- и среднесерийного производства. Преимущество в уровне себестоимости может возникать и вследствие неравенства стартовых условий. В первую очередь это касается возможности использовать более дешевые и удобные источники сырья, а также технологическое превосходство. Немаловажное значение имеют доступность заемного капитала, предоставляемого по более низким процентным ставкам, льготные условия кредитования, предыдущие вложения в рекламу и развитие сбытовой сети;
• «эффектом опыта», обеспечивающим более высокую производительность на базе специализации, технологических инноваций, оптимальной загрузки оборудования, более полного использования ресурсов. Согласно расчетам, издержки на единицу продукции при наличии данных факторов снижаются на 20% при каждом удвоении объема выпускаемой продукции;
• экономическим потенциалом компании;
• возможностью изыскания и эффективного использования источников финансирования.
2. Конкурентные преимущества, обусловленные действием законов, постановлений и других решений органов власти. К ним можно отнести:
• льготы или иные привилегии, предоставляемые региону или отдельным компаниям (например, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и местных органов власти, которые могут разрешить предприятию производить закупать или поставлять определенную продукцию; создание зон с особым экономическим режимом; целевые налоговые льготы);
• условия беспрепятственного ввоза-вывоза товаров за пределы административно-территориального образования (области, края);
• исключительные права на интеллектуальную собственность, обеспечивающую монопольные позиции.
Преимущества нормативно-правового характера отличаются от других тем, что могут быть относительно быстро и, главное, полностью утрачены с отменой соответствующих законодательных актов.
3. Конкурентные преимущества структурного характера вызваны главным образом высоким уровнем интеграции процесса производства и реализации в компании, что позволяет использовать преимущества внутрифирменных связей в вид» низких внутренних цен, доступа к совокупным инвестиционным, сырьевым, производственным, инновационным и информационным ресурсам, к обшей сбытовой сети.
4. Конкурентные преимущества, обусловленные отсутствием типичных административных ограничений со стороны органов государственной и муниципальной власти. Имеется в виду порядок выдачи патентов и лицензий, квотирование продукции, порядок регистрации предприятий, устранение препятствий в отведении земельных участков, предоставлении производственных и служебных помещении и т. п.
5. Конкурентные преимущества, определяемые инфраструктурой рынка, возникают в результате:
• развития средств коммуникации (транспорта, связи);
• организации рынков труда, капитала, инвестиционных товаров и технологий;
• развития дистрибьюторской сети (в том числе розничной, оптовой, фьючерс! ной торговли), служб по оказанию консалтинговых, информационных, лизинговых и иного рода деловых услуг;
• развития межфирменной кооперации.
6. Технические (технологические) конкурентные преимущества определяются уровнем развития прикладной науки и техники в отрасли, техническими характеристиками машин и оборудования, технологическими особенностями используемых сырья и материалов, техническими параметрами продукции.
7. Конкурентные преимущества, определяемые наличием информации на базе обширного банка данных о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, инфраструктуре рынка.
8. Конкурентные преимущества, основанные на географических факторах, связаны с возможностью экономичного преодоления географических границ рынков (локальных, региональных, национальных, мировых), а также с выгодным географическим расположением компании. Кроме того, устранение географических барьеров входа на рынок позволяет улучшить условия для перемещения товаров между территориями вследствие:
· обеспечения доступности транспортных средств;
· снижения дополнительных издержек на пересечение границ рынка;
· поддержания уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки;
· недобросовестного выполнения представителями федеральных и местных органов власти своих обязанностей, бюрократизма, волокиты, взяточничества, коррупции;
· криминальных действий (рэкет, контрабанда, контроль рынков криминальными структурами).
9. Конкурентные преимущества, основанные на демографических факторах, формируются в результате демографических изменений в приоритетах рынка и их положительного влияния на объем и структуру спроса на предлагаемую продукцию (увеличение численности целевой группы населения, изменение его половозрастного состава, миграция населения, а также изменения образовательного и профессионального уровня).
10. Конкурентные преимущества неправового характера, обеспечиваемые вследствие
недобросовестной конкуренции.
В соответствии со ст. 85 Закона «О конкуренции Европейского сообщества (ЕС)» фактами недобросовестной конкуренции, препятствующими хозяйствующим субъектам на равных конкурировать с уже действующими на данном товарном рынке, считаются все соглашения между предприятиями, которые:
а) прямо или косвенно фиксируют цены продаж или покупок или любые другие торговые условия;
б) ограничивают или контролируют производство, рынки, техническое развитие или инвестиции;
в) делят рынки или источники снабжения;
г) применяют разные условия к одинаковым сделкам с другими торговыми сторонами, ставя их тем самым в невыгодное положение;
д) ставят вопрос о заключении контрактов в зависимость от принятия другими сторонами дополнительных обязательств, которые не имеют отношения к предмету этих контрактов.
Необходимо также отметить факторы и субъекты, определяющие возникновение конкурентных преимуществ. Этими факторами являются: конъюнктура рынка, которая может без участия компании выдвинуть ее на передовые рубежи в конкурентной борьбе; государственная политика в области регулирования конкуренции и, в частности, такие ее направления, как внешнеторговая, налоговая, денежно-кредитная политика, политика в области инвестиций, контроль над заработной платой и ценами, защита прав собственности; деятельность конкурентов и непосредственно предприятия — технологические новации, организация производства и управления, маркетинговые стратегии (товарная политика, ценообразование, распределение продукции, стимулирование продаж, сервисное обслуживание), интеграция участников рынка, создание профессиональных, отраслевых или торговых ассоциаций и объединений и др.
Конкурентные преимущества могут иметь разный уровень иерархии и относиться к товару, предприятию, отрасли, экономике в целом, основываться на ценовых и неценовых факторах, быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными, устойчивыми и нестабильными, уникальными и имитируемыми и т. д. Наибольший интерес с точки зрения практической реализации представляет та часть конкурентных преимуществ, на формирование которых может влиять сама компания, как субъект управления.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 299.