Признаки конкурентной силы/слабости компании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конкурентные преимущества имеют весьма различные формы. Наиболее важ­ным является блок факторов, определяющих характер источника конкурентного преимущества. К данной группе можно отнести 10 основных видов конкурентных преимуществ.

1. Конкурентные преимущества, основанные на экономических факторах, опре­деляются:

• лучшим общеэкономическим состоянием рынков, на которых действует ком­пания (высокая среднеотраслевая норма прибыли, небольшие сроки окупаемости капитальных вложений, благоприятная динамика цен, высокий уровень располагае­мого дохода на душу населения, отсутствие неплатежей, инфляционных процессов);

•  политикой правительства в области инвестиций, кредитных, налоговых и таможенных ставок;

• объективными факторами, стимулирующими спрос (растущая емкость рын­ка, невысокая чувствительность потребителей к изменению цен, слабая циклич­ность и сезонность спроса, отсутствие товаров-заменителей);

• эффектом масштаба, который обеспечивает компании большой объем про­изводства и существенно более низкие удельные затраты по сравнению с пред­приятиями единичного, мелко- и среднесерийного производства. Преимущество в уровне себестоимости может возникать и вследствие неравенства стартовых ус­ловий. В первую очередь это касается возможности использовать более дешевые и удобные источники сырья, а также технологическое превосходство. Немаловаж­ное значение имеют доступность заемного капитала, предоставляемого по более низким процентным ставкам, льготные условия кредитования, предыдущие вло­жения в рекламу и развитие сбытовой сети;

• «эффектом опыта», обеспечивающим более высокую производительность на базе специализации, технологических инноваций, оптимальной загрузки обору­дования, более полного использования ресурсов. Согласно расчетам, издержки на единицу продукции при наличии данных факторов снижаются на 20% при каж­дом удвоении объема выпускаемой продукции;

• экономическим потенциалом компании;

• возможностью изыскания и эффективного использования источников финансирования.

2. Конкурентные преимущества, обусловленные действием законов, постановлений и других решений органов власти. К ним можно отнести:

• льготы или иные привилегии, предоставляемые региону или отдельным компаниям (например, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и местных органов власти, которые могут разрешить предприятию производить закупать или поставлять определенную продукцию; создание зон с особым экономическим режимом; целевые налоговые льготы);

• условия беспрепятственного ввоза-вывоза товаров за пределы административно-территориального образования (области, края);

• исключительные права на интеллектуальную собственность, обеспечивающую монопольные позиции.

Преимущества нормативно-правового характера отличаются от других тем, что могут быть относительно быстро и, главное, полностью утрачены с отменой соответствующих законодательных актов.

3. Конкурентные преимущества структурного характера вызваны главным образом высоким уровнем интеграции процесса производства и реализации в компании, что позволяет использовать преимущества внутрифирменных связей в вид» низких внутренних цен, доступа к совокупным инвестиционным, сырьевым, производственным, инновационным и информационным ресурсам, к обшей сбытовой сети.

4. Конкурентные преимущества, обусловленные отсутствием типичных административных ограничений со стороны органов государственной и муниципальной власти. Имеется в виду порядок выдачи патентов и лицензий, квотирование продукции, порядок регистрации предприятий, устранение препятствий в отведении земельных участков, предоставлении производственных и служебных помещении и т. п.

5. Конкурентные преимущества, определяемые инфраструктурой рынка, возни­кают в результате:

• развития средств коммуникации (транспорта, связи);

• организации рынков труда, капитала, инвестиционных товаров и технологий;

• развития дистрибьюторской сети (в том числе розничной, оптовой, фьючерс! ной торговли), служб по оказанию консалтинговых, информационных, лизинговых и иного рода деловых услуг;

• развития межфирменной кооперации.

6. Технические (технологические) конкурентные преимущества определяются уровнем развития прикладной науки и техники в отрасли, техническими характеристиками машин и оборудования, технологическими особенностями используемых сырья и материалов, техническими параметрами продукции.

7. Конкурентные преимущества, определяемые наличием информации на базе обширного банка данных о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, инфраструктуре рынка.

8. Конкурентные преимущества, основанные на географических факторах, связа­ны с возможностью экономичного преодоления географических границ рынков (локальных, региональных, национальных, мировых), а также с выгодным гео­графическим расположением компании. Кроме того, устранение географиче­ских барьеров входа на рынок позволяет улучшить условия для перемещения то­варов между территориями вследствие:

· обеспечения доступности транспортных средств;

· снижения дополнительных издержек на пересечение границ рынка;

· поддержания уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки;

· недобросовестного выполнения представителями федеральных и местных органов власти своих обязанностей, бюрократизма, волокиты, взяточничества, коррупции;

· криминальных действий (рэкет, контрабанда, контроль рынков криминаль­ными структурами).

9. Конкурентные преимущества, основанные на демографических факторах, фор­мируются в результате демографических изменений в приоритетах рынка и их положительного влияния на объем и структуру спроса на предлагаемую продук­цию (увеличение численности целевой группы населения, изменение его поло­возрастного состава, миграция населения, а также изменения образовательного и профессионального уровня).

10. Конкурентные преимущества неправового характера, обеспечиваемые вследствие

недобросовестной конкуренции.

В соответствии со ст. 85 Закона «О конкуренции Европейского сообщества (ЕС)» факта­ми недобросовестной конкуренции, препятствующими хозяйствующим субъектам на рав­ных конкурировать с уже действующими на данном товарном рынке, считаются все согла­шения между предприятиями, которые:

а) прямо или косвенно фиксируют цены продаж или покупок или любые другие торговые условия;

б) ограничивают или контролируют производство, рынки, техническое развитие или ин­вестиции;

в) делят рынки или источники снабжения;

г) применяют разные условия к одинаковым сделкам с другими торговыми сторонами, ставя их тем самым в невыгодное положение;

д) ставят вопрос о заключении контрактов в зависимость от принятия другими сторонами дополнительных обязательств, которые не имеют отношения к предмету этих кон­трактов.

Необходимо также отметить факторы и субъ­екты, определяющие возникновение конкурентных преимуществ. Этими факто­рами являются: конъюнктура рынка, которая может без участия компании выдви­нуть ее на передовые рубежи в конкурентной борьбе; государственная политика в области регулирования конкуренции и, в частности, такие ее направления, как внеш­неторговая, налоговая, денежно-кредитная политика, политика в области инвес­тиций, контроль над заработной платой и ценами, защита прав собственности; деятельность конкурентов и непосредственно предприятия — технологические но­вации, организация производства и управления, маркетинговые стратегии (товарная политика, ценообразование, распределение продукции, стимулирование про­даж, сервисное обслуживание), интеграция участников рынка, создание профес­сиональных, отраслевых или торговых ассоциаций и объединений и др.

Конкурентные преимущества могут иметь разный уровень иерархии и отно­ситься к товару, предприятию, отрасли, экономике в целом, основываться на це­новых и неценовых факторах, быть долгосрочными, среднесрочными и кратко­срочными, устойчивыми и нестабильными, уникальными и имитируемыми и т. д. Наибольший интерес с точки зрения практической реализации представ­ляет та часть конкурентных преимуществ, на формирование которых может влиять сама компания, как субъект управления.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 264.