Завершающим шагом анализа является оценка ситуации в отрасли в целом и выработка суждений об относительной привлекательности или непривлекательности отрасли в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Если делается вывод, что данная отрасль является привлекательной, обычно берется на вооружение агрессивная стратегия роста и развития, предполагающая приложение дополнительных усилий на развитие продаж, осуществление инвестиций для улучшения производственных возможностей и обновления оборудования для укрепления конкурентных позиций.
Если отрасль непривлекательна, то наиболее успешно действующие фирмы будут проявлять осторожность при инвестировании, а также предпринимать шаги по защите своей конкурентоспособности и прибыльности в перспективе, и возможно, приобретать более мелкие фирмы. Более слабые компании могут принять решение об уходе из отрасли или слиянии с конкурентами. Более сильные компании могут принять решение о диверсификации в более привлекательные сферы деятельности. Компании, не относящиеся к данной отрасли и рассматривающие вопрос о присоединении к ней, могут решить его отрицательно и начать поиск других возможностей.
При определении привлекательности той или иной отрасли важными являются следующие факторы:
• потенциал роста отрасли;
• благоприятное или неблагоприятное влияние на данную отрасль основных движущих сил;
• возможность прихода/ухода в отрасль крупных фирм (возможное появление новых фирм снижает привлекательность отрасли. Уход с рынка крупной фирмы или нескольких мелких фирм предоставляет возможность для роста доли на рынке другим фирмам;
• стабильность спроса (зависимость спроса от времени года, экономического цикла, изменения вкусов потребителей, наличия товаров-субститутов и т.д.);
• усиление или ослабление воздействия сил конкуренции;
• серьезность проблем, стоящих перед отраслью в целом;
• степень риска и неопределенности, связанных с будущим развитием отрасли;
• рост или снижение прибыльности отрасли как результат существующих условий конкуренции и движущих сил.
По общему положению, если в конкретной отрасли существует перспектива получения прибыли более высокой, чем в среднем по другим отраслям, то эту отрасль можно считать привлекательной. Если уровень возможной прибыли ниже, чем в среднем по другим отраслям, то такая отрасль непривлекательна. Тем не менее, будет ошибкой делить отрасли на привлекательные и непривлекательные в буквальном смысле. Привлекательность относительна, а не абсолютна, и решения о тех или иных путях развития зависят от наблюдателя. Компании, "посторонние" для данной отрасли, могут, изучив ее среду, признать для себя нецелесообразным переход в нее. Они могут найти более привлекательные сферы деятельности. В то же время фирма, занимающая в этой отрасли выгодные позиции, может, изучив ту же информацию, прийти к заключению о том, что отрасль является привлекательной, так как сама фирма обладает достаточными ресурсами, чтобы воспользоваться уязвимостью более слабых конкурентов.
При проведении анализа необходимо помнить:
Во-первых, при анализе одних и тех же исходных данных могут быть разработаны несколько сценариев развития ситуации.
Во-вторых, полномасштабный анализ отрасли и конкуренции должен проводиться каждые один - три года. В промежутках руководители должны уточнять картину по мере поступления новых данных.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КОМПАНИИ
Анализ состояния компании концентрируется на пяти аспектах: [16]
1. Эффективность действующей стратегии.
2. Сила и слабость компании, возможности и угрозы.
3. Конкурентоспособность цен и издержек компании.
4. Прочность конкурентной позиция компании.
5. Стратегические проблемы, стоящие перед компанией.
Чтобы ответить на эти вопросы, эксперты используют четыре аналитических инструмента: SWOT-анализ, анализ цепочки ценностей, анализ издержек и оценку конкурентоспособности. Это основные инструменты стратегического управления, и они позволяют выявить плюсы и минусы состояния компании. Они показывают, насколько надежно положение компании на рынке и требует ли модификации существующая стратегия.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 226.