Экономические характеристики отрасли и структура конкурентных сил многое говорят о среде, в которой находится отрасль, но дают слабое представление о том, как эта среда может изменяться. В любой отрасли наблюдаются определенные тенденции развития и появляются различные нововведения. Эти процессы протекают с различной скоростью и вынуждают фирмы менять свою стратегию. Широко известная теория о стадиях экономического роста отрасли помогает найти объяснения изменениям, однако эти объяснения далеко не полны. Стадии экономического цикла характеризуют отрасль в целом. Однако существует множество причин изменения ситуации в отрасли и конкуренции в ней помимо перехода на новую стадию цикла.
4.1.3.1 Концепция движущих сил. При определении, на какой стадии находится отрасль, для анализа необходимо выявить факторы, вызывающие существенные изменения в отрасли и уровне конкуренции. Они изменяются, поскольку определенные силы находятся в движении и способствуют или прямо приводят к переменам. Силы, которые оказывают наибольшее влияние и определяют характер перемен, называют движущими. Анализ этих сил включает в себя два этапа:
1) определение самих движущих сил;
2) определение степени их влияния на отрасль.
Ситуация в отрасли изменяется, потому что силы, действующие в ней, заставляют входящие в отрасль компании под влиянием конкурентов, потребителей или поставщиков изменять свои действия. Движущие силы в отрасли — это основные причины, приводящие к изменению условий конкуренции и ситуации в целом.
4.1.3.2 Наиболее часто встречающиеся движущие силы
· Изменения в долгосрочных тенденциях экономического роста отрасли. Увеличение или снижение темпов роста отрасли — важный фактор, так как он влияет на соотношение спроса и предложения, на легкость проникновения на рынок и ухода с него и на то, как сложно фирме добиться роста объема продаж. Постоянный рост спроса, сохраняющийся в течение долгого времени, часто привлекает на рынок новые фирмы и поощряет инвестиции фирм, уже действующих на рынке. На сужающемся рынке некоторые компании могут принять решение об уходе, а оставшиеся на рынке — закрыть наименее эффективные производства и сократить выпуск продукции.
· Изменение в составе потребителей и в способах использования товара. Демографические изменения, а также появление новых способов использования товара могут повлечь изменения в наборе услуг, предоставляемых потребителям (кредит, техническая помощь, ремонт), вызвать изменения в сбытовой сети (дилеры, розничные продавцы), подтолкнуть производителей к расширению/ сужению номенклатуры производимой продукции, изменить сам подход к реализации и рекламе.
· Внедрение новых продуктов. Эта сила может расширить круг потребителей, дать новый импульс развитию отрасли и увеличить уровень дифференциации товаров у конкурирующих компаний-продавцов. Успешное внедрение нового продукта укрепляет позиции фирмы обычно за счет конкурентов, приверженных старым продуктам или медлящих с внедрением своих новинок. Отрасли, где инновации являются основной движущей силой, — это производство копирующего, фотографического оборудования, видеокамер, компьютеров, электронных видеоигр, игрушек, лекарств, замороженных продуктов питания и программного обеспечения для персональных компьютеров.
· Технологические изменения. Преимущество в технологии может коренным образом изменить обстановку внутри отрасли, делая возможным производство новых и/или лучших товаров с меньшими издержками, и открыть новые перспективы для отрасли в целом. Развитие технологии также влияет на размер необходимых капиталовложений, размеры завода, обеспечивающие минимальный уровень рентабельности, получение выгод от вертикальной интеграции, на эффект кривой "обучение — опыт".
· Изменения в системе маркетинга. Фирмы, внедряющие новые приемы маркетинга, могут подхлестнуть интерес к своим товарам, расширить спрос на продукцию всей отрасли, увеличить дифференциацию продукции и/или снизить себестоимость единицы продукции.
· Выход на рынок или уход с него крупных фирм. Выход иностранных компаний на рынок, на котором ранее доминировали местные фирмы, практически всегда изменяет условия конкуренции. Точно так же, когда местная фирма приходит в другую отрасль, покупая какую-либо компанию или создавая свое собственное предприятие, она, обладая определенным опытом и ресурсами, привносит новые элементы в конкурентную борьбу.
Выход на рынок крупной фирмы может повлечь изменения в самом характере конкуренции. Подобным образом уход с рынка крупной компании изменяет структуру конкуренции в отрасли, уменьшая число лидеров и обостряя борьбу оставшихся фирм за потребителей ушедшей компании.
· Распространение ноу-хау. Распространение передовых методов производства уменьшает конкурентные преимущества фирмы, владеющей ноу-хау. Оно происходит через технические журналы, рекламные издания, в процессе посещения предприятий делегациями, бесед поставщиков и потребителей и в результате ухода с предприятия квалифицированных специалистов. Передача технологий также осуществляется путем продажи лицензий или на основе сотрудничества с другими компаниями. Часто фирмы, обладающие требуемой технологией, патентом или производственными возможностями, приобретаются компаниями. Сейчас перелив технологий через национальные границы стал одной из важнейших движущих сил на все более глобальных рынках и в конкурентной борьбе. Чем больший доступ к ноу-хау получают компании из разных стран, тем выше их способность к расширению производства и лидерству в конкурентной борьбе.
· Возрастающая глобализация отрасли. Глобализация отрасли может происходить по разным причинам. Одна или несколько национальных фирм могут действовать в соответствии с долговременной агрессивной стратегией завоевания лидирующего положения на мировом рынке. На продукцию отрасли внезапно может возникнуть спрос в других странах. Могут быть сняты торговые барьеры. Перелив технологий может дать возможность большему числу компаний из большего числа стран осуществить полномасштабное проникновение на новый рынок. Существенная разница в стоимости труда может явиться причиной строительства промышленных предприятий, специализирующихся на производстве трудоемкой продукции, в странах с низкой средней зарплатой. Экономия на масштабах производства также может значительно возрастать при распространении деятельности фирмы с национального рынка на мировой. Все возрастающая способность транснациональных корпораций (ТНК) передавать из страны в страну продукцию, маркетинговые и управленческие ноу-хау с значительно меньшими издержками, чем это могут сделать компании, действующие только в одной стране, дает ТНК крупные конкурентные преимущества. Таким образом глобализация меняет условия конкуренции между ведущими фирмами отрасли, создавая благоприятную ситуацию для одних фирм и неблагоприятную для других.
· Изменение структуры затрат и производительности. В отраслях, где важное значение играет экономия на масштабах производства или эффект кривой "обучение/опыт" достаточно силен, фирмы, увеличивающие объем производства, могут обогнать конкурентов за счет снижения цен. В этом случае фирмы стараются увеличить свою долю рынка, поскольку это становится важным преимуществом. В этой ситуации в отрасли не идет "гонка роста" и многие компании стремятся применять стратегию наращивания объемов производства. Точно так же резкое увеличение стоимости основных факторов производства (сырья, зарплаты) может вызвать борьбу за надежные источники поставок по приемлемым ценам или поиск более дешевых товаров-субститутов. При любом серьезном изменении в структуре издержек или в производительности позиции фирм в конкурентной борьбе могут резко меняться.
· Переход потребительских предпочтений от дифференцированных к стандартным товарам (или наоборот). Иногда потребители начинают считать, что стандартный товар по выгодной цене удовлетворяет их точно так же, как и товары дорогостоящих марок высшего класса. Такие изменения в потребительских предпочтениях могут привести к тому, что возрастает спрос на более дешевые массовые товары и возникает ценовая конкуренция. Такое развитие событий может так повлиять на рынок, что производители не смогут сделать ничего, кроме как снижать цены. С другой стороны, когда продавцы способны завоевать большее число постоянных покупателей, внедряя новые модели, изменяя их дизайн, придавая товару новые функции и аксессуары, создавая своей продукции яркий имидж посредством рекламы и упаковки, происходит отход от стандартной продукции. В этом случае задача фирмы — сделать свой товар более отличающимся от товаров конкурирующих фирм. Развитие отрасли во многом зависит от того, вызывают ли силы, действующие в ней, повышение или снижение интереса к дифференцированным товарам.
· Влияние изменений в законодательстве и в политике правительства. Принимаемые в стране законы и действия правительства могут вызвать крупные изменения в поведении фирм и в их стратегии. Отказ от государственного регулирования был основной движущей силой в таких отраслях, как банковское дело, добыча природного газа, авиаперевозки, телекоммуникации. На международных рынках действия правительств по защите своего рынка или по его открытию для конкурентов из-за рубежа — важнейший фактор в борьбе компаний друг против друга.
· Изменение общественных ценностей, ориентации и образа жизни. Появление новых проблем, изменение отношения к различным товарам, меняющийся стиль жизни вызывает перемены в отрасли.
· Уменьшение влияния факторов неопределенности и риска. Новая растущая отрасль обычно характеризуется непроверенной структурой издержек и неуверенностью относительно потенциальной емкости рынка, размеров затрат на НИОКР и организацию сбыта. Новые отрасли притягивают, как правило, наиболее предприимчивые компании. Со временем, однако, если фирмы-первопроходцы добиваются успеха и неопределенность уменьшается, консервативно настроенные фирмы также стремятся проникнуть в данную отрасль. Зачастую, приходящие в отрасль компании — это компании достаточно крупные, с солидной финансовой базой. Их цель — закрепиться в привлекательной, растущей отрасли. На мировом рынке консерватизм характерен для первой стадии глобализации. Фирмы стремятся снизить риск, полагаясь вначале на экспорт, продажу лицензий, создание совместных предприятий. Затем, по мере того, как их опыт растет, и риск, которому они подвергаются, уменьшается, компании начинают действовать более решительно, создавая дочерние компании и следуя стратегии полномасштабной конкуренции сразу в нескольких странах.
Анализ движущих сил имеет практическое значение при разработке стратегии. Во-первых, движущие силы показывают менеджерам, какие внешние силы будут оказывать наибольшее влияние на деятельность компании в ближайшие 1—3 года. Во-вторых, чтобы приспособить компанию к действию движущих сил, управляющие должны установить размеры и последствия влияния каждой из них, т. е. спрогнозировать их влияние на отрасль. В-третьих, разработчики стратегии должны приспособить ее к действию движущих сил.
4.1.3.3 Техника исследования среды. Одним из способов спрогнозировать, какие движущие силы будут действовать в будущем, является использование техники исследования среды. Исследование среды включает в себя изучение процессов в области экономики, политики, экологии, технологии, а также социальных процессов. Это позволяет определить тенденции и условия, в которых отрасль будет находиться в будущем. Такое исследование подразумевает наблюдение за всеми новыми явлениями, идеями, подходами и экстраполяцию их возможного влияния на 5—50 лет.
Исследование среды проводится при помощи систематического мониторинга и изучения событий. Менеджеры могут использовать изучение среды для определения тенденций и факторов, влияющих на положение в отрасли, которые могут вызывать изменения и перерасти в движущие сипы.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 240.