К факторам изменения прибыли до налогообложения (балансовой или бухгалтерской прибыли) относят прибыль от продаж, операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы.
На прибыль от продаж влияют колебания объема и структуры продаж, затраты на производство и реализацию товара, цены на готовую продукцию, на потребляемые сырье, материалы и т.д. (факторы второго порядка). В свою очередь, цена реализации товара следует за динамикой изменения спроса на продукцию, качества продукции и цен на аналогичную продукцию.
В целях анализа используются факторные аддитивные модели общей бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения), решаемые балансовым методом или цепными подстановками:
Прибыль до налогообложения = а+в+с = Прибыль от продаж + Сальдо операционных доходов и расходов + Сальдо внереализационных доходов и расходов.
Операционные доходы и расходы = Проценты к получению и уплате + Доходы от участия в других организациях + Сальдо прочих операционных доходов и расходов.
Маржинальная прибыль = Выручка от реализации – Суммарные переменные затраты.
Сущность методик факторного анализа - на сколько изменяется фактор, на такую же величину изменяется результат, т.е. прямое влияние. Анализ можно проводить не только по абсолютным показателям, но и по относительным (горизонтальный и вертикальный анализ): по темпам роста, удельному весу всех составляющих в итоге балансовой прибыли.
К основным факторам изменения прибыли относят объем продаж и себестоимость. Теория взаимосвязи этих показателей финансовых результатов называется операционным или маржинальным анализом (теорией безубыточности).
В основе математической модели взаимосвязи издержек, объема продаж и прибыли лежит классификация затрат на постоянные и переменные. Цель анализа безубыточности – установить, что произойдет с финансовыми результатами, если изменится объем продаж.
Связь прибыли, объема продаж и себестоимости заключается в том, что прибыль зависит не только от количества проданного, но и от доли постоянных расходов, которые приходятся на единицу продукции, т.е. реально возникает возможность экономии условно-постоянных расходов.
Исследование этих взаимозависимостей позволяет руководству определить критические уровни продаж, при которых: прибыль будет максимальной (зона прибылей); прибыль нулевая (точка безубыточности); будут убытки (зона убытков).
Критическим (безубыточным, равновесным) объемом производства называется минимальный объем (Q *), выручка от реализации которого полностью покрывает расходы на производство, т.е. обеспечивается получение прибыли до выплаты процентов и налогов (EBIT). Исходная формула для маржинального анализа:
Выручка = Постоянные расходы + Переменные расходы.
Q´p = FC + VC´Q Þ
Þ ,
где Q – натуральный объем производства;
p – цена единицы готовой продукции;
FC – постоянные затраты на весь объем продукции;
VC – переменные затраты на ед. продукции;
(p-VC) – удельный маржинальный доход.
Критический объем продаж в стоимостных единицах (ВРкр.):
ВРкр.= Q* •p = • p =
Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж называется запасом финансовой прочности.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 288.