Самоизменение человека в процессе социализации.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Человек не остается пассивным в процессе социализации (и стихийной, и относительно социально контролируемой - воспитания). Он проявля­ет определенную активность не только в качестве субъекта социа­лизации, но и будучи ее объектом и даже жертвой.

В любой из этих ипостасей он может почувствовать или осознать необходимость или желание изменить что-либо в себе для того чтобы:

В большей степени соответствовать ожиданиям и требованиям социума, как позитивным, так и негативным (в ипостаси объекта);

Противостоять в той или иной мере требованиям социума, эф­фективнее решать возникающие в его жизни проблемы, встающие перед ним возрастные задачи (в ипостаси субъекта);

Избежать или преодолеть те или иные опасности, не стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий и обстоятельств социализации;

В большей или меньшей степени приблизить свой образ «налич­ного Я» (каким человек видит себя в данный период времени) к образу «желаемого Я» (каким он хотел бы себя видеть). То есть в процессе социализации человек так или иначе само­изменяется.

Самоизменение - это процесс и результат более или менее осознанных, целенаправленных и успешных усилий человека, на­правленных на то, чтобы стать иным (реже - полностью, как пра­вило, - частично).

Усилия могут быть направлены на изменение: своих внешности и физических качеств; личностных свойств; интеллектуальной, во­левой, потребностной, экспрессивной, духовной, социальной сфер (знаний, умений, ценностей, установок и пр.); поведенческих сцена­риев; образа и (или) стиля жизни; отношения к себе (самооценок), отношения с собой (самоуважения, самопринятия), отношения к миру (мировосприятия, мировидения - картины мира), отношения с миром (аспектов и способов самореализации и самоутверждения).

Самоизменение может иметь просоциальный, асоциальный и антисоциальный векторы. Самоизменение может иметь характер:

самосовершенствования, развития, преобразования имеющихся задатков, черт, знаний и т.д.; самостроительства, взращивания, формирования желаемых человеку свойств; саморазрушения физи­ческих, духовных, личностных, социальных свойств (результат - алкоголизм, наркомания; физическая, духовная, социальная дегра­дация).

***

Человек выступает во всех трех ипостасях - объекта, субъекта и жертвы и в стихийной, и в направляемой, и в социально-контро­лируемой социализации. Последняя, т. е. воспитание, играет в этом специфическую роль, так как, будучи относительно целенаправ­ленным и планомерным процессом, может в большей или мень­шей степени влиять на характер, содержание и результаты социа­лизации. Позитивная эффективность и мера этого влияния во мно­гом зависят от последовательной реализации педагогами принципа гуманистической направленности воспитания.

 

Предлагаю Вам следующие задания:

-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя высшей школы (до 15 минут);

-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной и актуальной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;

-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике; подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы-оцените по пяти бальной системе;

-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам и т. д.,

что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;

-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один-оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой-педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).

Желаю успешно провести свое зачетное выступление!

Дата: 2019-12-09, просмотров: 251.