С точки зрения содержательного аспекта стандарты бывают:
1. Стандарты, регулирующие условия содержания детей (удобство зданий, охрана здоровья и гигиена, одежда, питание, заработная плата и т. д.).
2. Стандарты, регулирующие качество условий жизни детей (степень удовлетворения их эмоциональных, познавательных потребностей, способна ли оказываемая им помощь изменить их жизненную ситуацию и Др.).
В ст. 7 Конституции РФ Россия провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Применительно к сфере социальной защиты детства это означает, что в Российском государстве охраняются Труд и здоровье несовершеннолетних, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, детей-инвалидов, развивается система социальных .служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные социальные гарантии.
Под социальными гарантиями понимается система мер, нормативных установок, условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей.
Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ст.8. минимальный объем социальных слуг по:
а) гарантированному, общедоступному бесплатному начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию, начальному профессиональному, на конкурсной основе среднему профессиональному, высшему профессиональному образованию, воспитанию в образовательных учреждениях;
б) бесплатному медицинскому обслуживанию детей,обеспечению их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;
в) гарантированному обеспечению детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану труда, оплату труда; в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
г) социальному; обслуживанию, социальной защите детей, в том числе обеспечению гарантированной материальной поддержки путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием;
д) меры по социальной адаптации и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
е) обеспечению права на жилище в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ж) организации оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
з) оказанию квалифицированной юридической помощи.
Сегодня в нашей стране предпринимаются первые шаги в области разработки социальных стандартов, которые касаются преимущественно сферы социального обслуживания семьи и детей.
К настоящему времени общая система государственных стандартов разработана лишь фрагментарно и включает в себя:
-основополагающие стандарты;
-стандарты деятельности учреждений;
-стандарты качества социальных услуг населению.
Государственные пособия гражданам, имеющим детей, выступают сегодня своеобразным гарантом социальной защиты детства. Федеральным Законом РФ от 19.05.1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Федеральный закон определяет круг лиц государственного социального обеспечения в случае наступления определенных событий: беременности, рождения ребенка (детей), достижения ребенком определенного возраста. При? чем к этой категории лиц относятся только граждане РФ, пробивающие на территории РФ; проходящие военную службу по контракту (на территории РФ или за ее пределами) или в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, учреждениях уголовно-исполнительной системы, гражданский персонал воинских формирований, находящийся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ; иностранные граждане и лица без гражданства, в т. ч. и беженцы, проживающие на территории РФ (ст. 1).
Статьей 3 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены пять видов государственных пособий: -
· пособия по беременности и родам;
· единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях (женских консультаци-
· ях) в ранние сроки беременности (до 12 недель);:
· единовременное пособие при рождении ребенка;
· ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
• ежемесячное пособие на ребенка.
Основные права детей представлены в главе 11 Семейного кодекса РФ;
Право ребенка жить и воспитываться в семье; Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на воспитание свошш родителями, на заботу о нем, обеспечение его интересов, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК РФ).
Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ).
Право ребенка на защиту. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих (56 СК РФ). При любом нарушении права законных интересов он вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению возраста 14 лет—в суд.
Право ребенка выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ).
Право ребенка на имя, отчество, фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество — по имени отца. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей, если иное не предусмотрено законодательством субъектов РФ (ст. 58.СК РФ).
Имущественные права детей определяются гражданским и семейным законодательством — право собственности (нормы гражданского права): «ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка» (ст. 60 СК РФ)« При судебном разделе имущества не подлежат разделу; имущество, принадлежащее ребенку (полученное им в дар, по наследству, приобретенное на его собственные средства); денежные вклады, внесенные на имя ребенка независимо от того, кто и когда сделал их; доходы (стипендии и другие виды заработанных самим ребенком средств). Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родителице имеют права собственности на. имущество ребенка.
Общая характеристика родительских прав и обязанностей. Понятие «права и обязанности родителей» объединяет имущественные и неимущественные права и обязанности, которые принадлежат родителям как субъектам родительских правоотношений. Права и обязанности родителей обладают определенными особенностями 92:
— права и обязанности родителей носят срочный характер, так как принадлежат родителям только до совершеннолетия детей. После совершеннолетия, а иногда и ранее, при приобретении несовершеннолетним полной дееспособности93, они прекращаются. Если совершеннолетний ребенок недееспособен и его родители выполняют функции его опекунов, это не означает продолжения родительских правоотношений, так как содержание правоотношений между опекуном и совершеннолетним подопечным не тождественно содержанию родительских правоотношений;
— родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей — в детско-родительских правоотношениях сочетаются интересы и детей, и родителей. Дети пользуются преимущественной защитой закона. Вместе с тем, интересы родителей тоже имеют право на защиту. Они не могут просто игнорироваться или безоговорочно приноситься в жертву интересам детей;
· осуществление родительских прав является одновременно и обязанностью родителей;
· права и обязанности родителей принадлежат в равной мере обоим родителям. Статья 61 СК РФ устанавливает, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Объект этих прав не зависит от того, родились ли дети в зарегистрированном браке или нет, признание отцовства было добровольным или в судебном порядке. Родительские права приобретаются отцом, не состоящим в браке с матерью ребенка, только если он выражает желание их приобрести.
Плотников П.В.-
доктор педагогических наук
доктор философии, профессор, академик
Международной Академии наук
педагогического образования (МАНПО) г. Москва
Предлагает Вам следующие задания по самостоятельной работе (СРС) :
-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя социальной педагогики высшей школы (до 15 минут);
-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной и актуальной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;
-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике;
подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы, оцените по пяти бальной системе;
-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам,правилам, формулам и т. д.,
что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;
-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один, оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой, педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).
Желаю успешно провести свое зачетное выступление!
Тема Вашего зачетного выступления №28
«Семейный Кодекса рф. Глава 12 Права и обязанности родителей»:
1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (ст. 61 СК РФ).
2. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они ответственны за воспитание и развитие
своих детей (обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка); обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования с учетом мнения ребенка (ст. 63 СЮ РФ). Недопустимо причинение вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
3. Представлять и защищать права и интересы ребенка, являясь законными представителями своих детей (вт. 64 СК РФ).
4. Выбрать имя и фамилию ребенка, определить место жительства детям, обеспечить им семейное воспитание.
5. Защищать свои родительские права, потребовав возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться по этому поводу в суд за защитой своих прав.
Статья 69 СК РФ устанавливает основания лишения родителей (одного из них) родительских прав, согласно которой такое лишение возможно в случаях:
· уклонения родителей (одного из них) от выполнения своих обязанностей, в том числе и злостное уклонение от уплаты алиментов;
· отказа взять ребенка из родильного дома (отделения) или иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты без уважительных причин по истечении необходимого срока пребывания в нем;
· злоупотребления своими родительскими правами (например, родительской властью, вовлечение ребенка в противоправную, преступную деятельность, воспитание его в духе негативного отношения к другим людям по национальным, религиозным и другим признакам);
· жестокого обращения с детьми (физическое, психическое, сексуальное насилие);
· хронического алкоголизма, наркомании родителей; совершения умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 279.