· принятие Россией обязательства соблюдать положения и принципы Конвенции ООН 1989 г. «О правах ребенка»; признание ребенка самостоятельным субъектом права, а его интересов приоритетными среди потребностей общества; законодательное закрепление прав детей, в соответствии с Конвенцией, в Конституции Российской Федерации, в Семейном кодексе и Трудовом "кодексе РФ, в других федеральных и региональных норматив но-правовых актах;
· нормативно-правовые акты по вопросам материального обеспечения детей, их физического, умственного ипсихического развития. В их числе Федеральная целевая программа «Дети России», утвержденная Указом Президента РФ 18 августа 1994 в составе следующих целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «ДетиЧернобыля », « Планирование семьи », « Одаренные дети », «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в этих подпрограммах названы категории детей, особенно нуждающихся в социальной защите, и сформулированы основные направления работы по реализации каждой из подпрограмм);
· акты, направленные на улучшение обучения и воспитания подрастающего поколения «Об образовании» на противодействие развитию криминальных тенденций в среде несовершеннолетних (Федеральный Закон от «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений .
определение системы компенсаций и пособий семьям сдетьми через государственные и общественные организации «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров» и Федеральный Закон«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
• регламентация порядка и правил устройства детей, оставшихся без попечения родителей; решение ряда вопросов усыновления (удочерения), в том числе с иностранным элементом; поддержка институтов опеки и попечительства, приемной семьи (Постановление Правительства «О неотложных мерах по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без, попечения родителей» в целях социальной защиты детей-сирот и детей», Постановление Правительства РФ «О приемной семье», Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей» оставшихся без попечения родителей».
• совершенствование мер, направленных на повышениерождаемости, преодоление генетически обусловленныхзаболеваний (Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке медицинской промышленности и улучшении обеспечения
• населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», которым установлена бесплатная выдача всех лекарственных средств по рецептам врачей при амбулаторном лечении детей первых трех лет жизни, детям из многодетных семей в возрасте до 6 лет, детям-инвалидам до 16 лет, детям и подросткам в возрасте до 18 лет, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы.
• разработка механизма формирования и реализации государственной политики в интересах детей (ПравительствомРФ разработаны «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ (Национальный план действий в интересах детей)», утвержденные Указом Президента РФ.
С 1 марта 1996 года введен в действие новый Семейный кодекс Р.Ф.
Основные положения российского семейного законодательства, добровольность брака, единобрачие, равенство прав супругов в семье, приоритет семейного воспитания детей, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов, а также прав и интересов нетрудоспособных членов семьи, остаются незыблемыми.
Семейный кодекс Российской Федерации впервые включена глава о правах несовершеннолетних. Кодекс охватывает все основные аспекты семейных отношений. Сюда входят личные неимущественные и имущественные отношения, отношения между разными членами семьи, отношения по поводу детей, оставшихся без попечения родителей, отношения с участием иностранцев. является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый субъект «родительской власти».Ныне действующий кодекс законодательно гарантирует следующие основные права ребенка: право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защиту своих прав и законных интересов, право выражать свое мнение, имущественные и другие права ребенка.
Впервые в Семейном кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье.
Разрабатывая и совершенствуя Уголовный кодекс Российской Федерации (1996 г.), специалисты, государственные органы уточнили особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и производства следствия по делам несовершеннолетнего, усилили защиту ребенка от физического, психического и полового насилия, от жестокости взрослых и эксплуатации детей, от пренебрежения их законными интересами.
Защита прав детей в области образования является существенным компонентом системы социальной защиты детства. Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. общедоступность образования гражданам РФ на всей территории независимо от каких-либо обстоятельств. Ограничение прав гражданина на образование может быть установлено только законом. Право гражданина на образование обеспечивается государством путем создания системы, образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Основное общее образование для детей является обязательным, а родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить его получение детьми.
Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты. РФ предусмотрена возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям , возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме 18 лет.
По согласию родителей и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования.
В Федерального закона «Об образовании» определены основные права и социальная защита обучающихся. В частности, для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.
Для подростков с девиантным (общественно-опасным) поведением, достигших возраста 11 лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.
14.04.1999 г. было принято Постановление Правительства РФ «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 1999 году» Постановление ориентировано на детей, требующих к себе особое внимание: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из приемных, многодетных и неполных семей, детей-инвалидов, детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии, детей безработных граждан, детей-жертв вооруженных конфликтов, катастроф, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, детей, проживающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностям; других категорий. Постановлением предусмотрены:
· создание в период каникул для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования в возрасте 14-18 лет временных рабочих мест;
· обеспечение бесплатного сопровождения детей к месту отдыха и оздоровления и обратно силами подразделений органов внутренних дел, приемки организаций (учреждений) детского отдыха и оздоровления, проведение профилактических медицинских осмотров персонала, направляемого для работы в организации (учреждения) детского отдыха и оздоровления, а также медицинских осмотров подростков при оформлении временной занятости на летний период;
-осуществление снабжения организаций (учреждений)детского отдыха и оздоровления необходимым медицинским оборудованием, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, средствами противопожарной безопасности, спорт и культинвентарем; обеспечение полноценного питания детей, их безопасности и контроля санитарно-эпидемиологической обстановки в организациях детского отдыхаи оздоровления;
- обеспечение надлежащих условий для проведения воспитательной и оздоровительной работы;
-создание условий для расширения в период каникул детского туризма и льготного культурно-экскурсионного обслуживания организованных групп детей.
В интересах развития системы социальной защиты детства Правительством РФ разработаны и продолжают разрабатываться специальные целевые программы и подпрограммы.В субъектах Российской Федерации активно осуществляется законодательная деятельность по следующим направлениям:
· охрана семьи, материнства, отцовства и детства;
· социальная поддержка детей групп риска;
· защита прав детей;
· трудоустройство несовершеннолетних.
Плотников П.В.-
Доктор педагогических наук
доктор философии, профессор, академик
Международной Академии наук
педагогического образования (МАНПО) г. Москва
Предлагает Вам следующие задания по самостоятельной работе (СРС) :
-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя социальной педагогики высшей школы (до 15 минут);
-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной и актуальной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;
-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике;
подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы, оцените по пяти бальной системе;
-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам,правилам, формулам и т. д.,
что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;
-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один, оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой, педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).
Желаю успешно провести свое зачетное выступление!
Дата: 2019-12-09, просмотров: 298.