Важные законотворческие решения в области социальной защиты детства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· принятие Россией обязательства соблюдать положения и принципы Конвенции ООН 1989 г. «О правах ребенка»; признание ребенка самостоятельным субъектом права, а его интересов приоритетными среди потребностей общества; законодательное закрепление прав детей, в соответствии с Конвенцией, в Конституции Российской Федерации, в Се­мейном кодексе и Трудовом "кодексе РФ, в других феде­ральных и региональных норматив но-правовых актах;

· нормативно-правовые акты по вопросам материаль­ного обеспечения детей, их физического, умственного ипсихического развития. В их числе Федеральная целе­вая программа «Дети России», утвержденная Указом Президента РФ 18 августа 1994 в составе следующих целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «ДетиЧернобыля », « Планирование семьи », « Одаренные дети », «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей бе­женцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное ма­теринство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонару­шений несовершеннолетних» (в этих подпрограммах на­званы категории детей, особенно нуждающихся в соци­альной защите, и сформулированы основные направле­ния работы по реализации каждой из подпрограмм);

· акты, направленные на улучшение обучения и воспи­тания подрастающего поколения «Об образовании» на противодействие развитию криминальных тенденций в среде несовершеннолетних (Федеральный Закон от «Об основах системы профи­лактики безнадзорности и правонарушений .

определение системы компенсаций и пособий семьям сдетьми через государственные и общественные организа­ции «О совершенствовании системы государственных соци­альных пособий и компенсационных выплат семьям, име­ющим детей, и повышении их размеров» и Федеральный Закон«О государственных по­собиях гражданам, имеющим детей».

• регламентация порядка и правил устройства детей, ос­тавшихся без попечения родителей; решение ряда вопро­сов усыновления (удочерения), в том числе с иностран­ным элементом; поддержка институтов опеки и попечи­тельства, приемной семьи (Постановление Правительства «О неотложных мерах по со­циальной защите детей сирот и детей, оставшихся без, попечения родителей» в целях социальной защиты детей-сирот и детей», Постановление Правительства РФ «О приемной семье», Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей» ос­тавшихся без попечения родителей».

• совершенствование мер, направленных на повышениерождаемости, преодоление генетически обусловленныхзаболеваний (Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке ме­дицинской промышленности и улучшении обеспечения

• населения и учреждений здравоохранения лекарственны­ми средствами и изделиями медицинского назначения», которым установлена бесплатная выдача всех лекарствен­ных средств по рецептам врачей при амбулаторном лече­нии детей первых трех лет жизни, детям из многодетных семей в возрасте до 6 лет, детям-инвалидам до 16 лет, детям и подросткам в возрасте до 18 лет, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы.

• разработка механизма формирования и реализации го­сударственной политики в интересах детей (ПравительствомРФ разработаны «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ (Национальный план действий в интере­сах детей)», утвержденные Указом Президента РФ.

С 1 марта 1996 года введен в действие новый Семей­ный кодекс Р.Ф.

Основные положения российского семейного законода­тельства, добровольность брака, единобрачие, равенство прав супругов в семье, приоритет семейного воспитания детей, обеспечение приоритетной защиты их прав и инте­ресов, а также прав и интересов нетрудоспособных членов семьи, остаются незыблемыми.

Семейный кодекс Российской Федерации впер­вые включена глава о правах несовершеннолетних. Ко­декс охватывает все основные аспекты семейных отноше­ний. Сюда входят личные неимущественные и имуществен­ные отношения, отношения между разными членами се­мьи, отношения по поводу детей, оставшихся без попече­ния родителей, отношения с участием иностранцев. является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый субъект «родительс­кой власти».Ныне дей­ствующий кодекс законодательно гарантирует следующие основные права ребенка: право ребенка жить и воспиты­ваться в семье, знать своих родителей, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защи­ту своих прав и законных интересов, право выражать свое мнение, имущественные и другие права ребенка.

Впервые в Семейном кодексе определены основы пра­вовой защиты детей от насилия в семье.

Разрабатывая и совершенствуя Уголовный кодекс Рос­сийской Федерации (1996 г.), специалисты, государствен­ные органы уточнили особенности уголовной ответствен­ности несовершеннолетних и производства следствия по делам несовершеннолетнего, усилили защиту ребенка от физического, психического и полового насилия, от жес­токости взрослых и эксплуатации детей, от пренебреже­ния их законными интересами.

Защита прав детей в области образо­вания является существенным компонентом системы со­циальной защиты детства. Право на получение образо­вания является одним из основных и неотъемлемых кон­ституционных прав граждан РФ. общедо­ступность образования гражданам РФ на всей террито­рии независимо от каких-либо обстоятельств. Ограниче­ние прав гражданина на образование может быть уста­новлено только законом. Право гражданина на образо­вание обеспечивается государством путем создания сис­темы, образования и соответствующих социально-эконо­мических условий для получения образования. Основное общее образование для детей является обязательным, а родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспе­чить его получение детьми.

Государство создает гражданам с отклонениями в раз­витии условия для получения ими образования, коррек­ции нарушений развития и социальной адаптации на ос­нове специальных педагогических подходов. При реали­зации образовательных программ для обучающихся с от­клонениями в развитии могут быть установлены специ­альные государственные образовательные стандарты. РФ предусмотрена возможность по­лучения образования независимо от пола, расы, нацио­нальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к об­щественным организациям , возраста, со­стояния здоровья, социального, имущественного и долж­ностного положения, наличия судимости. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по оч­ной форме 18 лет.

По согласию родителей и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразо­вательное учреждение до получения им основного общего образования.

В Федерального закона «Об образовании» оп­ределены основные права и социальная защита обучаю­щихся. В частности, для детей и подростков с отклоне­ниями в развитии органы управления образованием со­здают специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения (классы, группы), обеспечивающие их лече­ние, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование указанных об­разовательных учреждений осуществляется по повышен­ным нормативам.

Для подростков с девиантным (общественно-опасным) поведением, достигших возраста 11 лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специ­альные учебно-воспитательные учреждения, обеспечива­ющие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление таких под­ростков в эти образовательные учреждения осуществля­ется только по решению суда.

14.04.1999 г. было принято Постановление Правитель­ства РФ «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 1999 году» Постанов­ление ориентировано на детей, требующих к себе особое внимание: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из приемных, многодетных и неполных семей, детей-инвалидов, детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии, детей безработных граждан, детей-жертв вооруженных конфликтов, катастроф, детей из семей бе­женцев и вынужденных переселенцев, детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, детей, проживающих в районах крайнего Севера и при­равненных к ним местностям; других категорий. Поста­новлением предусмотрены:

· создание в период каникул для обучающихся в об­щеобразовательных учреждениях и учреждениях началь­ного профессионального образования в возрасте 14-18 лет временных рабочих мест;

· обеспечение бесплатного сопровождения детей к ме­сту отдыха и оздоровления и обратно силами подразделе­ний органов внутренних дел, приемки организаций (уч­реждений) детского отдыха и оздоровления, проведение профилактических медицинских осмотров персонала, на­правляемого для работы в организации (учреждения) дет­ского отдыха и оздоровления, а также медицинских осмотров подростков при оформлении временной занятости на летний период;

-осуществление снабжения организаций (учреждений)детского отдыха и оздоровления необходимым медицинс­ким оборудованием, лекарственными средствами и изде­лиями медицинского назначения, средствами противопо­жарной безопасности, спорт и культинвентарем; обеспечение полноценного питания детей, их безо­пасности и контроля санитарно-эпидемиологической об­становки в организациях детского отдыхаи оздоровления;

- обеспечение надлежащих условий для проведения воспитательной и оздоровительной работы;

-создание условий для расширения в период кани­кул детского туризма и льготного культурно-экскурсион­ного обслуживания организованных групп детей.

В интересах развития системы социальной защиты дет­ства Правительством РФ разработаны и продолжают раз­рабатываться специальные целевые программы и подпрог­раммы.В субъектах Российской Федерации активно осуществ­ляется законодательная деятельность по следующим на­правлениям:

· охрана семьи, материнства, отцовства и детства;

· социальная поддержка детей групп риска;

· защита прав детей;

· трудоустройство несовершеннолетних.

Плотников П.В.-

Доктор педагогических наук

 доктор философии, профессор, академик

Международной Академии наук

 педагогического образования (МАНПО) г. Москва

Предлагает Вам следующие задания по самостоятельной работе (СРС) :

-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя социальной педагогики высшей школы (до 15 минут);

-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной и актуальной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;

-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике;

 подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы, оцените по пяти бальной системе;

-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам,правилам, формулам и т. д.,

что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;

-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один, оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой, педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).

Желаю успешно провести свое зачетное выступление!

Дата: 2019-12-09, просмотров: 271.