Безработица среди молодежи как социально-педагогическая проблема.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Безработица – положение в экономике, когда часть способных и желающих работать по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

Угрожающий характер приобретает рост безработицы среди молодежи. Молодые граждане составляют 38 процента от общего числа безработных, в ряде регионов - почти 50 процентов. Отсев из образовательных учреждений общего среднего и среднего профессионального образования составляет в настоящее время до 2 миллионов человек. Невостребованность наиболее профессионально подготовленной части молодых граждан составляет почти 50 процентов. Государство сегодня не гарантируют обеспечение занятости молодежи, создавая тем самым условия для дестабилизации общества, роста напряженности и криминальных проявлений среди молодежи.

Главными причинами роста безработицы среди молодежи являются следующие факторы:

· Продолжающееся падение производства. Структурные несоответствия профиля выпускников потребностям рынка труда, отсутствие научного прогноза в востребованности кадров.

· Несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей.

· Низкая зарплата у молодых специалистов и многомесячная ее задержка.

· Ошибочный или конъюнктурный выбор профессии, специальности и другие.

Все это приводит к тяжелым последствиям:

1. Утрата молодежью ценности профессионализма. "Деньги - любым путем'' - такова формула времени для многих молодых людей.

2. Проявление четкой тенденции люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре российского общества со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

3. Наличие социального пессимизма среди молодых людей. Они не верят в возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов.

4. Полярные изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью, направленному на получение значительной материальной выгоды любым путем.

5. Рост преступности и т.д.

Безработица среди молодежи, как видно, действительно является социально-педагогической проблемой, которую нужно незамедлительно решать.

В целях повышения трудоустройства молодежи, особенно выпускников образовательных учреждений, необходимы следующие мероприятия:

· Создание в области многоканальной и многоуровневой системы финансирования профессионального образования работодателя.

· Согласование службой занятости, департаментом общего и профессионального образования и всеми другими субъектами, финансирующими профессиональную подготовку, объемов и профиля подготовки каждым учреждением профессионального образования.

· Лицензирование образовательной деятельности учреждений необходимо увязывать с состоянием рынка труда области.

· Включение в программы обучения всех профессиональных учебных заведений спецкурса по профессиональной и социальной адаптации, дающего навыки умелого поиска работы, общения с работодателем, самопрезентации при найме на работу, бесконфликтного поведения.

· Продолжить развитие системы профориентационных услуг для населения области, и, в первую очередь, для молодежи.

 

Плотников П.В.-

доктор педагогических наук

 доктор философии, профессор, академик

Международной Академии наук

 педагогического образования (МАНПО) г. Москва

 

Предлагает Вам следующие задания по самостоятельной работе (СРС) :

-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя социальной педагогики высшей школы (до 15 минут);

-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной и актуальной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;

-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике;

 подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы, оцените по пяти бальной системе;

-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам,правилам, формулам и т. д.,

что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;

-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один, оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой, педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).

Желаю успешно провести свое зачетное выступление!

 

Тема Вашего зачетного выступления №31

«Благотворительность и милосердие как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности. Этапы развития благотворительности в России»

Теория и практика соц. педагогики связаны с истори­ко-культурными, этнографическими традициями и особенно­стями народа, зависят от соц.-эконом. развития государства, опираются на религиозные и нравственно-этичес­кие представления о человеке и человеческих ценностях.

Соц-пед. деятельности как профессии, ко­торая предполагает специальную подготовку людей, способных оказать квалифицированную помощь нуждающимся в соц., пед. и морально-псих. поддержке детям, до недавнего времени в нашей стране не было. Что же касается реальной деятельности общества по оказанию помощи обездоленным детям, то она имеет в России глубокие историчес­кие корни.

На протяжении всего развития человечес­кой цивилизации общество сталкивалось с проблемой отношения к, де­тям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии, которые не могут са­мостоятельно обеспечить свое полноценное существование. Отношение к таким лю­дям в разных обществах и на разных этапах их развития было различным — от физического уничтожения сла­бых и неполноценных людей до полной интеграции их в обще­ство.

История показывает, что в культуре рус. народа в период родоплеменных отношений стали закладываться тра­диции гуманного отношения к немощным и обездоленным людям, к детям. С принятием на Руси хрис­тианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существо­вали на всех этапах развития российского общества и государ­ства.

Милосердие — это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания.

Православная церковь провозгласила милосердие как один из путей ис­полнения заповеди «возлюби ближне­го как себя самого». Причем милосердие дол­жно было выражаться не просто в сострадании, сочувствии к страждущим, а в реальной помощи им. В древнерусском обще­стве исполнение этой заповеди сводилось к требованию подавать милостыню нуждающимся. В дальнейшем получили развитие и другие формы проявления милосердия, наиболее значимая из которых— благотворитель­ность.

Благотворительность-оказание частными ли­цами или организациями безвозмездной и, как правило, регу­лярной помощи нуждающимся людям. Благотворитель­ность сегодня - одна из составляющих обще­ственной жизни каждого государ­ства. Однако в каждой стране развитие благотвори­тельности имеет свои исторические особенности.

Этапы развития благотв-ти

1 этап — 9-16 вв. Благотворительность осуществляли отдельные лица и церкви. Государство в этом не участвовало..

Милосердным отношением к нуждающим­ся прославился князь Владимир «Красное солнышко». Он призывал и других заботиться о ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела. Вла­димир положил начало и осуществил ряд мероприятий по при­общению россиян к просвещению и культуре. Он учредил учи­лища для обучения детей всех сословий. Князь Ярослав Владимирович учредил сиротское училище, в котором обучал на своем ижди­вении 300 юношей.

В период войн, когда появилось ог­ромное количество нуждающихся, именно церковь взяла на себя эту миссию. Церковь создала

систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные. В отличие от западной церкви, ко­торая видела свою благотворительную задачу в том, чтобы дать приют и пропитание нищих и немощных, русская церковь взяла на себя выполнение трех функций: обучения, лечения, призрения.

Но благотворительностью занимались не только церкви и отдельные князья, но и про­стые люди оказывали поддержку друг другу, и детям.

Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница — это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во вре­мя эпидемий, замерзших зимой. При скудельницах соору­жались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занима­лись их призрением и воспитанием скудельники — старцы и старухи, которые выполняли роль сторожа и воспитателя.

Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний насе­ления окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки.

К началу XVI в., в деле оказания помощи нуждающимся начало участвовать государство. В 1551 г. Иван Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо строить специаль­ные богадельни и больницы, где нуждающимся был бы обеспечен приют и уход.

2 этап — с начала 17 в. до реформы 1861 г. В этот пери­од открываются первые соц. учреждения. Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В1706 г. открываются приюты для незаконнорож­денных, а за погубление младенцев назначалась смертная казнь. Младенцы обеспечивались государством. Когда дети подрастали, их отдавали в богадель­ни на пропитание или приемным родителям, детей старше 10 лет — в матросы, подкидышей или незаконнорожденных — в художественные училища.

Екатерина Великая построила в Москве (1763 г.), и в Петербурге (1772 г.) воспитательные дома для «зазорных младен­цев».

Благотворительная деятельность императорско­го двора, прежде всего его женской половины, становится традицией. В этот же период начинают создаваться общественные орга­низации, рабо­тающие в той соц. нише, которую государство не охва­тывало своим вниманием. Так, при Екатерине II (середина XVIII в.) в Москве открывается государственно-филантропи­ческое «Воспитательное общество». В 1842 г., также в Моск­ве, создается опекунский совет детских приютов, который воз­главляет княгиня Н. С. Трубецкая. Первоначально деятель­ность совета была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без при­смотра родителей. Позднее при совете стали открываться от­деления для сирот, а в 1895 г. — больница для детей московс­ких бедняков. Александр I обращает свое внимание на детей с нарушением зрения. По его приказу в Петербург был приглашен знаменитый французский учитель Валентин Гаюи, который разработал методику обучения слепых детей. С этого времени начинают строиться учреждения для этой категории детей, а в 1807 г. открывается первый институт слепых.

В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство. Церковь постепенно отходит от дел призрения, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания соц. поддержки и защиты.

3 этап — с 60-х гг. 19 в. да начала 20 в. Переход от государственной благотвори­тельной деятельности к частной благотворительности. В России постепенно формирова­лась сеть благотворительных учреждений и заведений, которыми охватывался широкий круг детей с разными соц. проблемами: болезнь или дефект разви­тия, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т. д.

Были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей-инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.

Попечительство о глухонемых детях, содержало на свои средства школы, учебные мастерские, приюты и убежища для детей, выдавало пособия семьям, имеющим глухонемых иждивенцев. Бедным воспитанникам выдавалось казенное обеспечение.

В 1882 г. открылось Общество попечения о бедных и больных детях «Синий крест». Уже в 1893 г. в рамках этого общества появилось отделение защиты детей от жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими.

В это же время на средства частной предпринимательницы А. С. Балицкой был создан первый приют для калек и парализо­ванных детей. В конце XIX в. открылись приюты для детей-идиотов и эпилептиков. Врач-психотерапевт И. В. Маляревский открывает врачебно-воспитательное заведение для умственно отсталых детей.

Таким образом, система общественно-государственного призрения детей в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений, деятельность которых значительно опередила становление профессиональной соц. работы и соц. педагогики в Европе.

В этот период зарождается профессиональная помощь, и появляются профессиональные специалисты. Начинают организовываться различные курсы, профессионального обучения кадров для социальных служб.

В Москве при Городской думе действовал Благотворительный совет и Детская комиссия, которая собирала данные о детях, исключенных из школы или выгнанных из приютов за дурное поведение; контролировала условия содержания малолетних преступников; содействовала в открытии детских приютов.

В начале XX в. в России успешно развивалась система раз­личных социальных служб. В 1902 г. действовало 11400 благо­творительных учреждений, 19108попечительских советов. В обществе укреплялось положительное отношение к благотворительности.

4 этап — с 1917 г. до середины 80-х гг. 20 в. Переломным моментом в развитии благотворительности в России стала Ок­тябрьская революция 1917 г. Благо­творительная деятельность была запрещена. Ликвидация ча­стной собственности закрыла источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства закрыло путь церковной благотво­рительности.

Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в резуль­тате первой мировой вой­ны, нескольких революций, гражданской войны резко возрос­ло.

Россия поставила задачу борьбы с детской беспри­зорностью и ее причинами. Были созданы учреждения по со­ц-правовой охране несовершеннолетних, в вузах Моск­вы и Ленинграда была начата подготовка специалистов для системы соц. воспитания.

На 20-е гг. пришлось появление

талантливых педагогов и психологов —А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Л. С. Выготский и многие другие. Однако система социального воспитания и педология раз­вивались недолго, фактически они прекратили свое суще­ствование после печально известного постановления 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса».

С 30-х годов, тема соц. проблем и система соц. помощи нуждающимся детям были закрыты.

Новые соц. потрясения, связанные с ВО войной, вновь обострили положение детей. Изменяется отношение к соц. обездоленным детям —их считали жертвам войны. Государство пы­тается решить их проблемы путем создания школ-интернатов для эвакуированных детей, расширения сети детских домов для детей воинов и партизан. Возрож­дается благотворительность, которая проявляется в открытии специальных счетов и фондов, в перечислении солдатами и офицерами денег для детей, в пере­даче личных сбережений населения на их нужды. В 60-70 гг. в пед. науке и практике наметился поворот в сторону соц. педагогики, создания и раз­вития ее организационных форм и институтов, возобновления теоретических исследований в области педагогики среды, свя­занных с разработкой системного подхода в обучении и воспи­тании. 38. Социально-педагогическая технология: понятие и сущность

«Технология» (от греч. — искусство, мастерство, умение; учение) впервые появилось в русском языке в 18 в.

В узком смысле - «технология» - это: 1. совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий и методах осуществления каких-либо действий; 2. совокупность операций, осуществляемых определенным образом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала или изделия.

В широком смысле технология - это система средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой, логикой процесса преобразования (трансформации) того или иного объекта.

Основные параметры технологии:

-детальное определение конечного результата;

-разделение процесса его достижения на последовательные взаимосвязанные этапы;

-поэтапное выполнение определенных действий;

-однозначность выполнения включенных в технологию процедур, операций;

-озможность использования технологии другим человеком после специального обучения.

В начале 50-х гг. XX в. в связи с использованием различных технических средств в школе (магнитофонов, проигрывателей и др.) в педагогике утвердился термин «технологии в образовании». И последующие десятилетия сущность понятия «пед. технологии» в зарубежной педагогической науке неоднократно уточнялась.

Дискуссия о сущности педагогических технологий в отечественной педагогике завершилась в середине 80-х гг. В настоящее время пед. технологию понимают как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленную на достижение конкретной педагогической цели.

В последнее время в научный оборот прочно вошло понятие «технология соц-пед. деятельности» - это система строго последовательных действий профессионала, направленных на решение определенной соц-пед. проблемы.

В процессе реализации соц-пед. технологии важна профессионально-личностная рефлексия специалиста, связанная с практическим осмыслением технологических законов.

Всю социально-педагогическую деятельность технологизировать невозможно. Л.В. Мардахаев считает, что технологизация определенных аспектов профессиональной деятельности соц. педагога неизбежна. В каждой конкретной ситуации соц. педагог либо действует по алгоритму традиционной технологии, либо моделирует новую технологическую процедуру. Чтобы принять решение о выборе технологии, соц. педагогу необходимо для себя определить:

-цель профессиональной деятельности в конкретной ситуации;

-условия ее реализации;

-особенности и возможности объекта соц.-пед. деятельности;

-особенности места реализации цели;

-возможности по времени для реализации цели;

-возможные формы реализации;

-особенности, возможности субъекта соц-пед. деятельности.

Виды соц-пед. технологий.

По степени новизны различают традиционные (технологии прошлого опыта) и инновационные (новые).

По преобладающей деятельности: консультативные, посреднические, психотерапевтические, коррекционные технологии, технологии проведения тренингов, организации досуга подопечных; технологии проектирования, моделирования, экспертизы, управления.

По направленности на преобразование окружающей подопечного среды:средовые технологии и технологии оздоровления (технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, технологии развития стрессоустойчивости подопечных).

По количеству подопечных: индивидуальные (технологии активизации процессов саморазвития, самовоспитания, самосохранения, самообеспечения); групповые (технологии социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, технологии трудоустройства безработных, технологии реадаптации беспризорных, технологии адаптации лиц с ограниченными возможностями); массовые (технологии пропаганды здорового образа жизни.).

По степени практической включенности в процесс профессиональной деятельности: кабинетные (получены в результате информационно-логического анализа ситуации); лабораторные (получены в экспериментальных, специально искусственно созданных условиях); полевые (получены в результате реальной работы в общественной среде).

Л.Я. Дятченко подразделил технологии на следующие группы: макротехнологии(технологии уровня общества, региона, больших соц. групп; например, технологии профилактики наркозависимости среди молодежи РФ, предупреждение детской беспризорности в масштабах страны;

технологии государственной поддержки детских и молодежных общественных организаций); мезотехнологии (технологии уровня города, населенного пункта, крупной соц. группы; например, технология трудоустройства отбывших наказание в пенитерциарных учреждениях; технология адаптации к условиям современного общества детей с ограниченными возможностями); микротехнологии(рассчитаны на небольшое объединение людей, общественные процессы на микроуровне; например, технологии создания групп взаимопомощи многодетных семей в школе).

Вопрос о соотношении понятий «методика работы соц. педагога» и «технология работы» однозначного ответа не имеет. Если решается задача локального плана (технология обучения коммуникативным навыкам подростков, технология оказания медицинской, соц-псих. помощи подросткам, страдающим злоупотреблением алкоголя), то мы рассматриваем технологию в узком понимании – как элемент методики соц-пед. работы. Когда речь идёт о задачах соц-пед. проектирования, моделирования, прогнозирования какой-либо системы ( проектирование системы соц. защиты детей из малообеспеченных семей в условиях

города или моделирование системы соц. реабилитации несовершеннолетних, отбывших наказание в воспитательно-исправительной колонии), то понятие «технология» предстаёт в широком смысле, как алгоритм поэтапного осуществления поставленной задачи. В данном случае понятие «технология соц-пед. работы» шире понятия «методика».

 

Плотников П.В.-

доктор педагогических наук

 доктор философии, профессор, академик

Международной Академии наук

 педагогического образования (МАНПО) г. Москва

 

Предлагает Вам следующие задания по самостоятельной работе (СРС) :

-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя социальной педагогики высшей школы (до 15 минут);

-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной и актуальной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;

-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике;

 подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы, оцените по пяти бальной системе;

-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам,правилам, формулам и т. д.,

что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;

-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один, оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой, педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).

Желаю успешно провести свое зачетное выступление!

 

Тема Вашего зачетного выступления №32

«Взаимосвязь технологии и методов практической работы социального педагога»

В отечественной соц-пед. науке понятие «методика» не имеет однозначной трактовки.

По С.Д. Полякову термин «методика» (гр.— совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы) — относится к действиям педагогов по организации учебно-воспитательного процесса в целом или его значительных составляющих.

Понятие «методика работы соц. педагога» имеет два толкования:

-отрасль соц-пед. знаний;

-совокупность форм, средств, методов, приемов соц-пед деятельности.

Рассмотрим подробнее каждый из указанных аспектов.

1. Методика работы соц. педагога как отрасль соц-пед. знаний изучает адекватные способы решения соц. проблем индивида, соц-пед. и воспитательных задач, стоящих перед личностью, семьей, социумом, обществом.

Задачи методики работы соц. педагога:

-разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов организации соц-пед. работы с различными категориями подопечных, различными соц. группами;

-разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов обучения, которые помогут соц. педагогам овладеть искусством помощи людям, нуждающимся в ней;

-разработка механизмов изучения, анализа, внедрения передового отечественного и зарубежного опыта соц-пед работы в практику профессиональной деятельности соц. педагогов.

Теория соц-пед. работы обосновывает общепедагогические и психологические требования к организации профессионального соц-пед. процесса.

Практика соц-пед. работы — это проведение реальными людьми в конкретных условиях целенаправленной системы соц-правовой защиты, соц. помощи людям, нуждающимся в ней.

Содержание методики работы соц. педагога как отрасли знания включает два основных компонента:

диагностический — обобщение и осмысление конкретного соц-пед. опыта; апробация новаций, т.е. определение факта новаторства и условий его распространения; описание и накопление ценной методической информации;

конструктивный — определение пути реализации теоретических идей в массовой соц-пед. практике, т.е. подготовка рекомендаций для соц. педагогов с учётом региональных особенностей, реализация адекватных форм и методов соц-пед. работы; определение перспектив и технологий овладения профессиональным мастерством;

Методика работы соц. педагога имеет дело с классами типичных ситуаций (ситуации профилактики девиантного поведения, соц. адаптации выпускников детского дома, трудоустройства молодежи). Для каждого класса она разрабатывает определенный комплекс соц-пед. средств, вариантов решения проблемы и выявляет условия их эффективного применения. Соц. педагог-практик выбирает то, что, по его мнению, приемлемо для конкретной ситуации, конкретных условий.

2. Методика работы соц. педагога как относительная совокупность форм, средств, методов, приемов соц-пед деятельности, поддержки индивида в трудной цепной ситуации; система последовательных взаимосвязанных действий соц. педагога и подопечного, обеспечивает их эффективное решение проблемы.

Составным элементом методики работы соц. педагога является метод.

Методы работы соц. педагога — способы взаимодействия специалиста и подопечного с целью решения конкретной соц-пед. проблемы.

Каждый метод выступает как инструмент, с помощью которого педагог воздействует на сознание, чувства, поведение подопечного, его отношения с окружающей средой, организует разнообразную соц. деятельность.

Выбор методов соц-пед. работы зависит от задач и содержания соц-пед. деятельности, от возрастных и индивидуальных особенностей подопечного, его микросоциального окружения, уровня образования, адаптационных способностей, а также от профессиональной компетенции и мастерства социального педагога.

Понятия «технология» и «метод» находятся в такой тесной взаимосвязи, что их рассматривают то как синонимы, то как соподчиненные явления, то как составные части целого (технология в методе, методы в технологии). Чтобы четко разграничить эти категории, необходимо рассмотреть, что собой представляет метод как педагогическое понятие.

Метод (от греч. methodos— путь исследования, теория, учение) — это способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

В зависимости от сферы применения выделяются отдельные группы методов:

методы воспитания; методы обучения; методы педагогической реабилитации; методы педагогической коррекции и др. Внутри каждой группы разработаны свои методы, в зависимости от того, на что они нацелены и каким способом решают проблему.

По отношению к соц-пед. технологии методы могут выступать ее составной частью, обеспечивая в совокупности решение проблемы. Чтобы определить, какой метод необходим в определенной соц-пед. ситуации для решения функциональной задачи, необходимо пользоваться классификацией методов.

Однако прежде чем представить классификацию методов, следует разобраться в том, какое они занимают место и какую выполняют роль в той или иной технологии в частности.

Для того чтобы применить метод, нужный именно в данном конкретном случае, необходимо определить, на кого следует направить соц-пед. воздействие, чего следует добиваться и каким образом этого достичь. Можно выделить три уровня классификации, обусловливающие место и роль методов.

Субъектный уровень обусловливает субъектность применения метода. В качестве субъекта действия выступают:

-специалист. Методы, которые они применяют, относятся к внешним методам действия, воздействия, взаимодействия;

-сам человек. Это - внутренние методы (самостоятельные действия, самостоятельная работа человека над собой);

-специалист и лицо (группа), на которое осуществляется педагогическое воздействие. Это методы совместной деятельности, методы действия одной стороны и адекватные действия — другой.

Функциональный уровень обусловливает назначение метода.

Функциональные методы:

Основной метод — это метод, который включает объект (человека, группу) в опре­деленные действия, деятельность, обеспечивающие реализацию прогнозируемой цели — методы реализационных действий, дея­тельности (практические методы).

Обеспечивающие методы — это те, которые способствуют повышению эффективности и качества реализации метода действий. (методы воздействия на сознание, чувства человека; методы организации деятельности; методы стимулирования действий, а также методы самоубеждения, самоорганизации, самопоощрения, самопринуждения). Каждый метод предусматривает определенный способ его реализации — свою предметность. К ним относятся:

1.группы методов действий (практические методы): методы упражнений, методы тренировок, методы игр, методы научения;

2.группы методов воздействия: методы убеждения, информационные методы;

3.группы методов организации деятельности: методы управления, методы контроля деятельности, методы создания ситуационных сред, определяющих определенный характер деятельности;

4.группы методов стимулирования (сдерживания) — методы поощрения, методы соревнования, методы принуждения, методы контроля, методы создания ситуаций, стимулирующих (сдерживающих) активность в действиях, поступках,

Методы выступают составной частью любой соц-пед. технологии. Название некоторых технологий иногда определяется по ведущему методу (группе методов), применяемых в ней. В частных технологиях может находить отражение один из ведущих методов, который при этом нередко определяет название данной технологии.

Прежде в педагогической литературе для раскрытия смысла искусства применения метода использовался термин «методика». С появлением в педагогике термина «технология» возникла проблема, как охарактеризовать искусство ее реализации. И теперь искусство реализации целевой технологии также называется методикой (методика реализации диагностической технологии, методика оценочно-экспертной технологии).

«Технология» (от греч. — искусство, мастерство, умение; учение)

В узком смысле - «технология» - это: 1. совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий и методах осуществления каких-либо действий; 2. совокупность операций, осуществляемых определенным образом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала или изделия.

В широком смысле технология - это система средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой, логикой процесса преобразования (трансформации) того или иного объекта.

Вопрос о соотношении понятий «методика работы соц. педагога» и «технология работы» однозначного ответа не имеет если речь идёт о решении задач локального плана (к примеру, технология обучения коммуникативным навыкам подростков, технология оказания медицинской, социально-психологической помощи подросткам, страдающим злоупотреблением алкоголя), то мы вправе рассматривать технологию в узком понимании – как элемент методики социально-педагогической работы (например, методики профилактической, реабилитационной работы). Когда речь идёт о задачах социально-педагогического проектирования, моделирования, прогнозирования какой-либо системы (к примеру, проектирование системы социальной защиты детей из малообеспеченных семей в условиях города или моделирование системы социальной реабилитации несовершеннолетних, отбывших наказание в воспитательно-исправительной колонии), то понятие «технология» предстаёт в широком смысле, как алгоритм поэтапного осуществления поставленной задачи. В данном случае понятие «технология социально-педагогической работы» шире понятия «методика».

 

Плотников П.В.-

доктор педагогических наук

 доктор философии, профессор, академик

Международной Академии наук

 педагогического образования (МАНПО) г. Москва

 

Предлагает Вам следующие задания по самостоятельной работе (СРС) :

-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя социальной педагогики высшей школы (до 15 минут);

-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной и актуальной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;

-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике;

 подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы, оцените по пяти бальной системе;

-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам,правилам, формулам и т. д.,

что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;

-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один, оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой, педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).

Желаю успешно провести свое зачетное выступление!

 

Тема Вашего зачетного выступления №33

«Классификация социально – педагогических технологий»

В процессе развития учения о педагогических технологиях выявлялось то особенное, что характерно для них. К наиболее существенным признакам дидактических технологий и технологий воспитания относятся:

· основной замысел (например, технология передачи знаний, технология развития личности и др.), в основе которого лежит определенная методологическая и философская позиция автора;

· техническая цепочка действий, операций, коммуникаций, которая выстраивается в соответствии с целевыми установками на конкретный ожидаемый результат;

· взаимосвязь деятельности учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;

· соответствие технологии требованиям государственного стандарта;

· воспроизводимость технологии любым учителем;

· включение диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Изложенные признаки позволяют выделить наиболее существенное в педагогической технологии. Однако для разработки классификации социально-педагогических технологий необходимо определить ее основания и критерии.

Основания классификации — это те качественные характеристики, которые позволяют систематизировать технологии применительно к решению основных проблем объекта с учетом целей технологий и особенностей их практического применения. Обобщение практического опыта по вопросу, каковы наиболее важные цели, стоящие перед социальными педагогами в их профессиональной деятельности, а также способы их достижения, позволяет выделить наиболее существенные основания для классификации социально-педагогических технологий. К ним можно отнести:

· тип социально-педагогической технологии;

· назначение социально-педагогической технологии;

· субъект применения;

· объект применения;

· место применения;

· способ реализации.

В соответствии с выделенными основаниями необходимо определить критерии, по которым можно осуществить систематизацию и классификацию социально-педагогических технологий.

Критерий (от греч. кгПёпоп — средство для суждения) — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. По одному основанию может быть выделено несколько критериев. Они позволяют в большей степени индивидуализировать технологии. В каждом социально-педагогическом учреждении, с учетом опыта работы его специалистов, накапливаются технологии, пополняющие банк технологий, и при этом выявляются наиболее значимые для практических работников критерии, позволяющие совершенствовать классификацию и выбор оптимальных технологий.

Рассмотрим наиболее общие для каждого выделенного основания критерии, которые позволят разработать общую классификацию социально-педагогических технологий.

Тип технологии. Критерий по данному основанию направлен на выявление типа социально-педагогической технологии, который определяется ее характером. Поэтому характер технологии является основным критерием по данному основанию, позволяющим выделить общие и частные технологии.

Общие технологии ориентированы на общий цикл социально-педагогической работы с клиентом по выявлению его социально-педагогической проблемы и ее разрешению.

Частные технологии направлены на решение определенной частной цели, задачи.

Назначение технологии. Критерий по данному основанию позволяет выделить социально-педагогические технологии в зависимости от основной цели деятельности социального педагога (главное назначение технологии) в данной ситуации по отношению к конкретному объекту. В качестве такого критерия и выступает целевое назначение социально-педагогической технологии. В соответствии с данным критерием технологии могут иметь:

направленное целевое назначение — технологии развития, воспитания; педагогической коррекции; педагогической реабилитации; исправления (перевоспитания); информационно-пропагандистской деятельности; профориентационной работы; досуговой деятельности и др.;

комплексное назначение — технологии, предполагающие достижение одновременно нескольких целей.

Субъект применения. Критериев по данному основанию существует несколько. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от индивидуальных возможностей специалиста. Другими словами, по данным критериям социальный педагог может выбрать наиболее подходящую для него в данной ситуации технологию, в процессе реализации которой он сумеет добиться наибольшей результативности. К критериям по Данному основанию относятся:

уровень профессионализма — начинающий, имеющий опыт работы, высококвалифицированный специалист;

специализация социального педагога — по направлению деятельности, по работе с определенной возрастной группой и др.

Объект применения. Критериев по данному основанию также существует несколько. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от характеристики объекта деятельности. Такими критериями могут выступать следующие характеристики объекта:

социальная — ученик, студент, военнослужащий, семья, родитель и др.;

возрастная — ребенок, подросток, юноша и др.;

личностная (то характерное в объекте, что обусловливает необходимость социально-педагогической работы с ним) — характер социального отклонения, психологическое или эмоциональное состояние, динамичность личности, компенсационные возможности и др.;

количественная — отдельная личность, группа, коллектив; другие критерии.

Каждое социально-педагогическое учреждение, по мере накопления опыта работы с различными категориями объектов и вариантов технологий, формирует свой банк с учетом наиболее важных критериев, выдвигаемых потребностями практики.

Место применения. Критерий по данному основанию позволяет классифицировать социально-педагогические технологии в зависимости от того, в каких условиях наиболее целесообразно, оптимально их применение. Условия применения как критерий классификации технологий позволяют выделить в качестве места применения: образовательное учреждение; специализированный центр; место жительства и др.

Способ реализации. Критерий по данному основанию направлен на выделение социально-педагогических технологий в зависимости от способа достижения цели (используемые основные методы, средства практического применения). Как правило, это один (ведущий, базовый) или несколько (определенная совокупность) методов, используемых в технологии. То есть критерием по данному основанию выступает основной способ достижения цели — ведущий метод (игра, деятельность, психодрама, консультация и др.); совокупность основных методов; авторские методики (воспитание в коллективе А. С. Макаренко; коррекция бродяжничества П. Г. Бельского; технология саморазвития М. Монтессори; технология свободного труда С. Френе и др.).

Изложенные основания и критерии классификации позволяют выделить основные социально-педагогические технологии, которые делятся на два типа — технологии общие и технологии частные.

Социально-педагогические технологии общего типа (общие социально-педагогические технологии). Это технологии, включающие полный цикл социально-педагогической работы с клиентом, группой. На практике часто вместо выражения «социально-педагогическая технология» используются термины «методика», «программа», «сценарий» и пр.

Эти технологии могут иметь как направленное целевое, так и комплексное назначение. Комплексные технологии общего типа обусловлены тем, что довольно часто социальным педагогам приходится решать комплекс задач, обусловленных различными причинами и прежде всего отклонениями в развитии и воспитании человека. В этом случае и возникает потребность в комплексной социально-педагогической помощи.

Каждая из технологий имеет свое содержание и требует учета особенностей ее реализации.

По субъектному применению такие технологии ориентируются на специально подготовленного специалиста, чаще всего — на группу специалистов и на его (их) специализацию и профессиональную подготовку.

Каждая технология общего типа ориентирована также на определенную категорию объекта применения с учетом его социально-педагогических проблем и индивидуальных возможностей их разрешения. К таким технологиям социально-педагогической работы относятся:

а) социально ориентированные — это технологии, предназначенные для социально-педагогической работы с различными социальными группами людей — школьниками, студентами, военнослужащими, семьями и пр.;

б) возрастные — это технологии, которые наиболее целесообразны в социально-педагогической работе с людьми определенного возраста — детьми, подростками, молодежью; школьниками начальных, средних классов, старшеклассниками и др.;

в) групповые — это технологии, предназначенные для использования в группах;

г) индивидуально ориентированные — это технологии индивидуального развития, воспитания ребенка с определенной патологией, определенного возраста; надомное воспитание ребенка; индивидуально-коррекционное, коррекционно-компенсаторное развитие и воспитание детей с отклонениями в развитии и др.

По месту реализации общие технологии часто предусматривают определенные условия, обеспечивающие решение конкретных функциональных задач, а поэтому они могут применяться только в специально подготовленных центрах, аудиториях, лабораториях и т.п. Некоторые из них ориентированы на использование возможностей различных условий (специального центра, медицинского учреждения, образовательного учреждения, места жительства и пр.). Каждая технология, как правило, предусматривает оптимальные условия, при которых она наиболее целесообразна.

По способу реализации технологии общего типа, в зависимости oт решаемых задач, подразделяются по ведущему методу, средству, которые определяют основное своеобразие деятельности по достижению прогнозируемой цели. С этой точки зрения могут быть выделены:

а) социально-педагогические технологии, обусловленные ведущим методом практической деятельности: игры, театрализованная деятельность, тренинги, туристические походы и др.;

б) социально-педагогические технологии, построенные на определенной последовательности, взаимосвязи группы методов. Таких технологий может быть множество. Они определяются проблемами объекта, опытом деятельности учреждения и его возможностями. Название технологии может быть определено по специфике учреждения, в котором решается проблема, по ведущему методу, применяемому в технологии, и др.;

в) авторские методики — специальные методики, разработанные конкретным специалистом и положительно зарекомендовавшие себя на практике. Например, воспитание в коллективе А. С. Макаренко; коммунарская методика И.П.Иванова; методика коррекции бродяжничества П. Г. Бельского; технология саморазвития М. Монтессори; технология свободного труда С. Френе и др. Таких методик появляется все больше. Накопление специалистом опыта практической работы и овладение им методикой разработки технологий будут способствовать появлению новых авторских методик.

Социально-педагогические технологии частного типа (частные социально-педагогические технологии). Эти технологии выделяются из структурных компонентов общей технологии либо из частных видов функциональной деятельности социальных педагогов. Поэтому их можно называть также функциональными социально-педагогическими технологиями. К таким технологиям относятся: диагностические, диагностико-прогностические, прогностические технологии, а также выбор оптимальной технологии, непосредственная подготовка к практической реализации целевой технологии, целевые реализационные, экспертно-оценочные технологии.

Каждая из функциональных социально-педагогических технологий подлежит классификации по тем же основаниям и критериям, которые использованы для общих технологий.

Рассмотрим отдельные виды частных технологий.

Диагностические социально-педагогические технологии. Такие технологии предназначены для выполнения конкретной функции — постановки диагноза. Они применяются для оценки явления, уровня социально-педагогической запущенности объекта, степени отклонения, социально-педагогических особенностей его развития и пр.

Назначение. Такие технологии подразделяются в зависимости от задач диагностики (на что она ориентирована). Даже общая диагностика предусматривает определенный минимум деятельности, позволяющий достаточно полно оценить исследуемое явление. Оттого, что диагностируется, очень часто зависит, как это следует делать (наиболее целесообразный способ) и где (в каких условиях) лучше ее проводить. В зависимости от целевой направленности различают и диагностические технологии.

Субъект применения. Для реализации любой диагностической технологии необходима специальная подготовка специалиста.

Объект применения. Методика диагностики обычно ориентирована на определенную область практического применения.

Место реализации. Диагностические технологии используются, как правило, в специальных центрах, консультационных пунктах. Всякая диагностическая технология предусматривает определенные способы реализации. Они могут быть более или менее эффективными и зависеть от ряда факторов (технической оснащенности подготовленности специалиста, подготовленности лаборатории для диагностики и пр.). В зависимости от объекта диагностики формируется банк технологий, дифференцированных по способам и средствам реализации. Это могут быть социологические или психологические методики с использованием специальных бланков, аппаратуры, методов наблюдения, включения в определенные виды деятельности и т.д.

Диагностико-прогностические социально-педагогические технологии. Такие технологии используются чаще всего в специализированных социально-педагогических учреждениях на начальном этапе работы с клиентом. Их основное назначение — не только выявление и диагностирование индивидуальных особенностей клиента, но и прогнозирование перспектив его индивидуального, индивидуально-коррекционного, коррекционно-компенсатор-ного развития, воспитания. В основе прогностической деятельности лежит выявление индивидуальных возможностей клиента в саморазвитии, потенциала этого развития.

По назначению диагностико-прогностические технологии также могут быть различными. Они определяются как объектом, так и целями диагностико-прогностического анализа. Например: социального педагога школы интересуют, в чем причины затруднений ученика в обучении и каковы возможности их преодоления; мама приводит своего ребенка в центр социального обслуживания семьи (или медико-психолого-социальный центр) на диагностико-прогностическую консультацию, для того чтобы выяснить, как преодолеть трудности взаимоотношений с ним, наметить пути коррекции его воспитания и т.п. В каждом случае возможна своя технология работы, от которой зависят получаемые результаты.

Способы реализации диагностико-прогностической технологии определяются основными методиками, обеспечивающими проведение диагностики и прогнозирования и их взаимосвязь. Нередко прогностическая деятельность социального педагога определяется его личным опытом и педагогической интуицией.

Конкретный способ реализации диагностико-прогностической технологии ориентируется на специализацию и профессиональную компетентностьсубъекта и индивидуальные особенности ее объекта, а также место применения.

Прогностическую часть социально-педагогической технологии можно выделить и рассмотреть как самостоятельную технологию. Выбор оптимальной технологии (целевой технологии социально-педагогической деятельности). Это определенная практическая деятельность (методика), которая направлена на выбор наиболее оптимальной для конкретного случая технологии социально-педагогической деятельности по реализации проблемы (проблем) клиента, выполнению социально-педагогического заказа действий. Такой выбор требует учета сущности социального заказа, потребностей (социально-педагогических проблем, индивидуальной предрасположенности объекта), подготовленности специалиста (специалистов), технологических и материальных возможностей, условий среды реализации. Как правило, в каждом социально-педагогическом учреждении складывается своя технология деятельности; каждый специалист (социальный педагог) вырабатывает свою методику работы с клиентом (объектом).

Методика выбора оптимальной технологии определяется своеобразием целевой технологии, профессиональной компетентностью субъекта и индивидуальными особенностями объекта, а также местом ее реализации. Характерной особенностью методики выбора является также и то, для кого готовится целевая технология — для специалистов учреждения или для себя самого.

Непосредственная подготовка к практической реализации целевой технологии (технология и методика непосредственной подготовки к социально-педагогической работе с клиентом). Такая технология включает комплекс мер, направленных на то, чтобы обеспечить необходимое качество реализации выбранного способа деятельности с конкретным объектом. По своей сути непосредственная подготовка, помимо решения комплекса материальных, технических, организационных и методических мер, предусматривает уточнение ее с учетом исполнителей (субъектов), объекта социально-педагогической работы и места реализации целевой технологии.

Технология непосредственной подготовки для специалистов социально-педагогического учреждения в значительной степени носит типовой характер. В учреждении накапливаются варианты подготовки к той или иной целевой технологии по содержанию, объему, последовательности и методике ее осуществления. Такие технологии работы труднее индивидуализируются и по субъекту и по объекту реализационной деятельности. Например, социальный педагог школы часто готовит ее для себя. Он определяет, что и как ему реализовывать. Социальный педагог центра по работе с семьей (медико-психолого-социального центра) обычно готовит эту технологию для специалистов-практиков, а также для родителей. Что касается родителей, то такая подготовка нередко становится частью реализационной технологии по подготовке их к практической работе с ребенком. В нее, в частности, входит изменение понимания родителем своей роли в социально-педагогической работе с ребенком, обучение новой методике работы, формирование уверенности в способности по-другому строить воспитательную работу и целый ряд других аспектов.

Технология подготовки целевой деятельности для себя в значительной степени определяется стилем педагогической деятельности самого специалиста, которая, в свою очередь, во многом определяется его личностью, мотивацией, опытом, отношением к деятельности и многими другими факторами.

В каждом конкретном случае вся непосредственная подготовка определяется сложившимся опытом работы социально-педагогического учреждения либо стилем деятельности социального педагога.

Практическая реализация целевой технологии (технология практической деятельности). К этой разновидности относятся технологии, которые имеют практический (преобразующий, коррекционно-преобразующий, реабилитационный) характер. Специалист — социальный педагог (группа специалистов), используя целевые технологии, способствует (способствуют) достижению прогнозируемых целей социально-педагогической работы с человеком,

группой.

По своему назначению технологии практической деятельности, как указывалось выше, чрезвычайно разнообразны. Каждая из них ориентирована на определенную подготовку и опыт субъектов реализации, на конкретного объекта работы и место реализации (условия оптимальной реализации) технологии.

По способу реализации целевые технологии также разнообразны, в зависимости от используемых методов, средств и приемов, задействованных в них.

По своей сущности целевые технологии являются базовыми, основными. Именно они предназначены для обеспечения достижения социально-педагогических целей. От эффективности их практического применения во многом зависит действенность всей социально-педагогической деятельности специалиста (специалистов). Все остальные функциональные социально-педагогические технологии носят преимущественно обслуживающий характер.

Экспертно-оценочные социально-педагогические технологии. Эти технологии направлены на обеспечение оценки и экспертизу результатов реализации функциональных технологий либо общей! технологии специалистом (специалистами) в социально-педагогической работе с клиентом, группой. Они позволяют оценит! действенность этапов и всей реализуемой технологии деятельности. На ее основе делается вывод и принимается решение о необходимости коррекции технологии и ее направленности, а также оценка всей выполненной социально-педагогической работы.

Экспертно-оценочные технологии позволяют определить уровень и качество социально-педагогической деятельности специалиста. Они могут осуществляться и для определения перспектив! социально-педагогической работы с клиентом. Каждая такая технология (методика) имеет свое назначение, ориентирована на определенный объект с учетом его возрастных, половых и других! особенностей, а также на среду, в которой она осуществляется. Методика требует и специальной подготовки специалиста — со циального педагога.

Рассмотренная классификация социально-педагогических технологий может уточняться и дополняться с учетом новых крите риев и потребностей реальной практики.

 

Плотников П.В.-

доктор педагогических наук

 доктор философии, профессор, академик

Международной Академии наук

 педагогического образования (МАНПО) г. Москва

 

Предлагает Вам следующие задания по самостоятельной работе (СРС) :

-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя социальной педагогики высшей школы (до 15 минут);

-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной и актуальной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;

-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике;

 подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы, оцените по пяти бальной системе;

-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам,правилам, формулам и т. д.,

что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;

-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один, оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой, педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).

Желаю успешно провести свое зачетное выступление!

 

Тема Вашего зачетного выступления №34

Дата: 2019-12-09, просмотров: 416.