Тема Вашего зачетного выступления №27
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Основные международные стандарты в области прав и свобод ребёнка».

основные характеристики международных стандартов в области прав и свобод ребенка:

· стандарты должны обеспечить соблюдение интере­сов ребенка;

· стандарты должны содействовать полноценной достойной жизни ребенка в обществе;

стандарты должны противодействовать дискрими­нации и обеспечивать равную защиту каждого ребенка независимо от расы, пола, вероисповедания и т. п.;

В настоящее время таким4рсновными стандартами яв­ляется Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Дек­ларация прав ребенка (1959 г.), Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) и другие нормативные документы.

10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН утвер­дила Всеобщую декларацию прав человека — междуна­родный документ об экономических, социальных и куль­турных правах людей, основной международный кодекс поведения в области прав человека. Всеобщая Деклара­ция прав человека была провозглашена в качестве зада­чи, к выполнению которой должны стремиться мировые государства.

20 ноября 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация прав ребенка, развившая положения Всеобщей декларации прав человека.

В Преамбуле провозглашены 10 принципов предос­тавления прав и свобод ребенку:

1. Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны при­знаваться за всеми детьми без исключений и без разли­чия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убежде­ний, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обсто­ятельства, касающегося ребенка или его семьи.

2. Ребенку должна быть обеспечена специальная за­щита и предоставлены возможности и благоприятные ус­ловия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наи­лучшее обеспечение интересов ребенка.

3. Ребенку должно принадлежать с его рождения пра­во на имя и гражданство.

4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоро­вый рост и развитие; с этой целью специальные уход и ч охрана должны быть обеспечены как ему, так и его мате­ри, включая дородовой и послеродовой уход. Ребенку дол­жно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечение и медицинское обслуживание.

5. Ребенку, который является неполноценным в физи­ческом, психическом или в социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

6. Ребенок для полного и гармоничного развития лич­ности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственнос­тью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности: мало­ летний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда име­ются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной вла­сти должна лежать обязанность осуществлять особую за­боту о детях, не имеющих достаточных средств к суще­ствованию. Желательно, чтобы многодетным семьям пре­доставлялись государственные или иные пособия на со­держание детей.

Ребенок имеет право на получение образования, ко­торое должно быть бесплатным и обязательным, по край­ней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему куль­турному развитию и благодаря которому он мог бы .на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение и стать полезным членом общества...

8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть сре­ди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9. Ребенок должен быть защищен от всех форм не­брежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то аи было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достиже­ния надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

8. Ребенок должен ограждаться от практики, кото­рая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспиты­ваться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы меж­ду народами, мира и всеобщего братства, а Также в пол­ном сознании, что его энергия и способности должны по­свящаться служению на пользу других людей».

20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН «О правах ребенка» — «Миро­вая Конституция прав ребенка», которая выступает клю­чевым документом при разработке социальных стандартов.

Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

Конвенция — международный договор, соглашение по ка­кому-либо специальному вопросу. Основная цель Конвенции состоит в макси­мальной защите интересов ребенка. Она призывает ратифициро­вавшие ее государства создать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-полити­ческой жизни.

Согласно Конвенции ребенком является каждое лицо в воз­расте до 18 лет, если только национальным законодательством не установлен более ранний возраст достижения совершенноле­тия. Охватывая весь комплекс гражданских, политических, эко­номических и культурных прав человека, Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления. Она показывает, что необходимая ребенку для развития его интеллектуальных, моральных и духовных способностей сво­бода зависит в первую очередь от здоровой и безопасной окру­жающей обстановки, доступа к здравоохранению и обеспечения минимальных норм в отношении питания, одежды и жилища. Отсутствие дискриминации является важным принципом Кон­венции: дети должны пользоваться своими правами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, происхождения, имуществен­ного положения, состояния здоровья и места рождения ребен­ка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Исходными являются следующие положения Конвенции:

· несовершеннолетние, ввиду умственной и физической не­зрелости, имеют право на специальную охрану, заботу, защиту;

· вместе с тем они не только объекты воздействия воспитате­лей, но и субъекты взаимодействия с ними, обладатели целого комплекса прав и возможностей;

· в решении всех вопросов, связанных с интересами несовер­шеннолетних, любыми учреждениями приоритет отдается этим интересам;

семья рассматривается как основная ячейка общества, есте­ственная среда для развития и благополучия детей и обеспечива­ется защитой и заботой с тем, чтобы она могла полностью реали­зовать свои обязанности в обществе;

целью воспитания является подготовка к самостоятельной жизни в обществе в духе идеалов, провозглашенных ООН (мир, достоинство, терпимость, свобода, равенство, солидарность и др.), традиций и культурных ценностей каждого народа;

- должно проявляться особое внимание к несовершеннолет­ним, находящимся в трудных (неблагополучных) условиях.

К основным международным договорам, связанным с про­блемой защиты прав детей, можно также отнести: Всемирную Декларацию и План действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей (1990), Минимальные стан­дартные правила Организации Объединенных Наций, касающи­еся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (1985), Конвенцию о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей (1980), Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в вопросах между­народного усыновления (1993), Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974) и др.

направления государствен­ной социальной политики по улучшению положения детей:

укрепление правовой защиты детства (деятельность по при­ведению законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституци­ей Российской Федерации, по усилению защиты личных и иму­щественных прав детей и подростков в соответствии с меняющи­мися социально-экономическими условиями и отношениями соб­ственности);

поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей (создание условий для улучшения материального положе­ния семей с детьми, развитие системы социального обслужива­ния семьи, увеличение видов предоставляемых семье социальных услуг, обеспечение условий семейного воспитания детей);

обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья де­тей (создание условий для безопасного материнства и рождения здоровых и желанных детей, снижение материнской и младен­ческой смертности, усиление профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний, улучшение психоневрологического и психического обследования детей, обеспечение медицинской дис­пансеризации детей, улучшение санитарно-гигиенических усло­вий содержания детей в детских учреждениях);

улучшение питания детей (обеспечение полноценного пита­ния новорожденных, предотвращение недоедания и голода среди детей, беременных женщин и кормящих матерей, повышение качества и безопасности потребляемой питьевой воды и пищевых продуктов);

• обеспечение воспитания, образования и развития детей (обес­печение реального доступа к получению образования, развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, освоения ценностей культуры, развитие системы профессиональной ориентации, со­действие адаптации подростков к новым социально-экономиче­ским условиям, создание условий для устойчивого функциони­рования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей);

• поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятель­ствах (обеспечение действенной защиты детей в условиях стихий­ных бедствий, катастроф, политических, межнациональных и иных, в том числе вооруженных, конфликтов; создание эффек­тивной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей-инвалидов на осо­бую заботу государства, создание условий для их нормальной жизнедеятельности, реализации индивидуальных возможностей; обеспечение детям-сиротам, детям-беженцам, детям малочислен­ных народностей Севера, детям, пострадавшим от радиационных и экологических катастроф, условий для полноценного духовно­го и физического развития).

Страны-участницы Конвенции обязаны представлять в Комитет ООН каждые пять лет доклады об осуществле­нии Конвенции.

Всемирный саммит в поддержку детей (1991 г.). Все­мирный саммит в поддержку детей состоялся в Нью-Йор­ке в 1991 году68. На нем были приняты план действий и Всемирная Декларация по возможной степени выжива­ния, защите и развитию детей. Этот важный документ содержит конкретные цели, которые должны быть дос­тигнуты до конца двадцатого века по различным направ­лениям, касающимся жизни детей.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 301.