Следует различать три категории многодетных семей:
1. Семьи, многодетность в которых запланирована – так называемая «сознательная многодетность».
2. Семьи, в которых рождаются новые дети при повторном браке отца или матери при наличии других детей.
3. Неблагополучные многодетные семьи. Чаще всего такие семьи образуются вследствие безответственного выполнения родителями своих прав и обязанностей и характерны, как правило, для асоциальных родителей – алкоголиков, безработных.
Т.С. Зубкова и Н.В. Тимошина выделяют следующие проблемы многодетных семей: материально-бытовые (финансовые) проблемы, проблема трудоустройства родителей, жилищная проблема, психолого-педагогические проблемы, медицинские проблемы.
Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первостепенном внимании общества. Социальный работник является связующим звеном между многодетной семьей, отметим следующие: служба занятости, органы образования, органы социальной защиты, юрист, психолог, органы здравоохранения, торговые организации, благотворительные организации, муниципальные органы власти.
Указом Президента РФ от 05.05.1992 г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» определены следующие льготы таким категориям семей:
1. скидка в размере не ниже 30% установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого для отопления в пределах норм, установленных на данной территории;
2. бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет по рецептам врачей;
3. бесплатный проезд на внутригородском транспорте, а на автобусах пригородных и внутрирайонных маршрутов для учащихся общеобразовательных школ;
4. прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
5. бесплатное питание (завтрак и обеды) для учащихся общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений за счет отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
6. бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в школе за счет внебюджетных средств;
7. один день в месяц бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;
8. оказание необходимой помощи многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечение выделение для этих целей земельных участков, а также предоставление льгот по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставление безвозмездной материальной помощи либо беспроцентных ссуд для возмещения расходов на развитие крестьянского (Фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью»
9. обеспечение первоочередного выделения садово-огородного участков;
10. содействие предоставлению льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;
11. при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с четом потребностей экономики региона.
Социальная работа с детьми из неполных семей
Неполной семьей считается семья с одним родителем и детьми. Неполные семьи образуются по следующим причинам:
1. В результате распада семьи, например, развода родителей.
2. В результате внебрачных рождений (или усыновления одинокими людьми ребенка).
3. Вследствие смерти или гибели одного из родителей.
Социальный работник выступает связующим звеном между неполной семьей и субъектами социальной помощи. С учетом мнения других специалистов в качестве субъектов социальной помощи, составляющих основу социальной работы с неполной семьей, выступают:
1. Служба занятости;
2. Органы образования;
3. Юрист;
4. Органы социальной защиты;
5. Работодатель родителя.
Члены неполной семьи имеют право на получение пенсии по случаю утраты кормильца. Матерям-одиночкам в соответствии с региональным законодательством может быть предусмотрено право на получение ежемесячного пособия на ребенка в более высоком размере.
После развода родитель, с которым проживают несовершеннолетние дети, имеет право на содержание несовершеннолетних детей посредством выплаты другим родителям алиментов.
Дети из неполных семей, согласно закону РФ, принимаются в федеральные государственные высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний.
Также осуществляется единовременная материальная помощь.
Социальная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Большое значение в процессе реабилитации ребенка-инвалида играют компетентные специалисты. Родители больного ребенка нуждаются в помощи социального работника с целью получения информации о необходимых специалистах, консультирование по вопросам льгот, пенсий, пособий, о выборе соответствующего образовательного учреждения для ребенка и оссобеностях воспитания такого ребенка. Социальный работник в силу своего должностного положения может предоставлять интересы ребенка в государственных и муниципальных учреждениях, неправительственных организациях, содействовать в поиске няни, сборе необходимых документов, приобретение товаров и оказании услуг.
Социальный работник может выполнять и медико-социальный патронаж семьи, имеющий ребенка-инвалида: совместно с медицинскими учреждениями составлять план лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий, содействовать в организации стационарного обслуживания на дому, санаторно-курортном лечении, диспансеризации и т. п. В функции социального работника входят организация оказания разносторонней помощи – медико-психолого-педагогической, материальной и др. Кроме того, социальный работник может проводить разносторонние беседы с самими детьми-инвалидами, воспитывающимися в домах-интернатах.
Существует пять тактик социального работника при взаимодействии с родителями ребенка-инвалида:
1. непосредственная работа с конкретной семьей
2. опосредованная работа с конкретной семьей
3. непосредственная работа с группой родителей
4. развитие контактов между семьями
К системе социальной помощи семье с ребенком-инвалидом относят следующие элементы: социальный работник, психолог, органы образования, органы здравоохранения, органы социальной защиты, юрист, благотворительные организации, торговые организации, муниципальные органы власти, предприятия работающих родителей.
Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Дети-сироты – это дети, оставшиеся без родителей.
Дети оставшиеся без попечения родителей – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующих, недееспособными, находящихся в лечебных учреждениях, объявлением умершими, отбыванием ими наказания в виде лишения свободы, под стражей, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей и т. д.
Существует проблемы таких детей социального, медицинского, психологического и педагогического характера.
В настоящее время в РФ сложилось достаточное разнообразие типов и видов социально-педагогической и правовой защиты детей-сирот, обусловленное запросами и возможностями социума и требованиями педагогической целесообразности:
-детский дом
-детский дом-школа
-школа-интернат
-санаторный детский дом
-специализированный детский дом
-семейный детский дом
-негосударственный детский дом
-приюты и социальные гостиницы
-патронатная семья
-приемная семья
-опека и попечительство
-усыновление
33. Охрана материнства и детства (ОМИД) — это система государственных, общественных и медицинских мероприятий, обеспечивающих рождение здорового ребенка, правильное и всестороннее развитие подрастающего поколения, предупреждение и лечение болезней женщин и детей.
ОМИД представляет собой систему государственных и общественных мероприятий, направленных на охрану здоровья матери и ребенка.
В России ОМИД гарантированна Конституцией РФ, а также «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487-1.
Согласно ст. 38 Конституции РФ «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Статья 41 этой же Конституции гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, за счет средств соответствующего бюджета, стразовых взносов, других поступлений».
Статья 10 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» рассматривает обеспечение прав детей на охрану здоровья в числе основных гарантий прав ребенка.
Основными принципами организации ОМИД выступают государственный характер и профилактическая направленность.
В системе охраны материнства и детства различают следующие этапы оказания медико-социальной помощи:
· оказание помощи женщине вне беременности, подготовка ее к материнству. На этом этапе большую роль играют женские консультации, центры планирования семьи, медико-генетические консультации;
· лечебно-профилактическая помощь беременным в целях сохранения здоровья плода и беременной женщины. На этом этапе важна роль женских консультаций, отделений патологии беременности акушерских стационаров, санаториев для беременных;
· лечебно-профилактическая помощь при родах в целях охраны здоровья плода и женщины. Весь объем этой помощи оказывается в акушерских отделениях родильных домов;
· охрана здоровья новорожденного (контроль за Правильным вскармливанием, наблюдение за физиологическим развитием, уход за новорожденным, оказание лечебной помощи в отделениях новорожденных родильных домов и патологии новорожденных детских больниц);
· охрана здоровья ребенка в дошкольный период (контроль за физическим развитием, рациональным питанием, иммунологическим статусом ребенка);
· охрана здоровья ребенка в период школьного возраста (контроль за физическим развитием, коррекция отклонений в состоянии здоровья детей).
В системе мероприятий охраны материнства и детства выделяют акушерско-гинекологическую помощь и лечебно-профилактическую помощь детям.
Акушерско-гинекологическая помощь оказывается в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет средств целевых фондов. Основными учреждениями амбулаторной помощи женщинам являются женские консультации (самостоятельные или входящие в состав родильных домов, поликлиник, медико-санитарных частей).
Основными задачами женских консультаций являются: профилактика осложнений беременности, родов, послеродового периода, гинекологических заболеваний, формирование у женщин здорового образа жизни; оказание лечебной акушерско-гинекологической помощи населению прикрепленной территории; профилактика абортов; диагностика и лечение патологии беременности, заболеваний рожениц и гинекологических болезней; проведение санитарно-просветительской работы, осуществляются также медико-социальный патронаж и лечебная помощь на дому.
Своевременное обращение беременной в женскую консультацию позволяет женщине в полном объеме провести обязательные исследования. Установлена прямая зависимость между регулярностью посещений беременной консультации и уровнем перинатальной смертности. Постановка на диспансерный учет до 3 мес. беременности (12 недель) считается ранней.
За время нормально протекающей беременности женщина должна посетить консультацию 14-15 раз.
Права женщин, связанные с беременностью, родами и воспитанием ребенка.Конвенция Международной Организации Труда № 103 «Об охране материнства» (ратифицирована РФ 10.08.1956 г.) установила гарантии"работающим женщинам при наступлении беременности и родах, согласно которым беременная женщина имеет право на получение денежного пособия и медицинской помощи (предродовую, родовую, послеродовую).
Статья 23 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» гарантирует беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья. Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке.
Не допускается привлечение к сверхурочным работам, работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, направление в командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет (ст. 259 ТК РФ). Данные гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством, распространяются и на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних (ст. 264 ТК РФ). Беременным женщинам, в соответствии с медицинским заключением, по их заявлению снижаются нормы выработки либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего прежнего заработка (ст. 254 ТК РФ). Не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами, кроме случаев ликвидации организации. Также по инициативе работодателя не допускается расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), кроме случаев, предусмотренных законодательством (ст. 261 ТК РФ).
Статьей 255 ТК РФ установлена продолжительность отпуска по беременности и родам — 70 календарных дней до родов (в случае многоплодной беременности 84 дня) и 70 дней после родов (в случае осложненных родов послеродовой отпуск предоставляется на 86 дней, при рождении 2 и более детей — на 110 дней) с выплатой установленного по государственному социальному страхованию пособия.
Согласно Федеральному закону от 19.05.1995 г. № 8.1 -ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в случае постановки беременной женщины на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель) ей выплачивается единовременное пособие. Этим же Федеральным законом установлены пять видов государственных пособий:
· пособие по беременности и родам;
· единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
· единовременное пособие при рождении ребенка;
· ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
· ежемесячное пособие на ребенка.
В целом лечебно-профилактическая помощь детям может осуществляться по трем направлениям.
Первое направление — медико-социальный патронаж в системе ОМИД. Медико-социальный патронаж в системе ОМИД поэтапный, подразделяется, по Е.Е. Тен, на периоды:
-антенатальный, т. е. дородовой, когда с целью сохранения преемственности и в целях профилактики применяют помимо школы молодой матери дородовой патронаж в 28, 32-36 недель беременности. Патронаж, как правило, выполняется участковой медицинской сестрой женской консультации. При патронаже будущая мать должна получить необходимые сведения по уходу за ребенком. - динамическое наблюдение за новорожденным, которое проводит участковый педиатр совместно с медицинской сестрой на 1-2-е сутки после выписки ребенка из родильного дома. Главное при этом — выявить факторы риска у ребенка; - ежемесячное динамическое наблюдение за ребенком на протяжении первого года-жизни. Физическое и нервно-психическое развитие ребенка к концу первого года жизни позволяет участковому педиатру сделать заключение о состоянии здоровья ребенка;- динамическое наблюдение за ребенком в возрасте от 1 года до 7 лет. Особенно важно проведение осмотра детей в возрасте 3 и 5 лет и перед поступлением в школу.
Определены 6 групп наблюдения за состоянием здоровья детей:
1. группа охраны здоровья детства — до зачатия. Сюда включают мероприятия по охране здоровья женщин в целом, развитие перинатальных, медико-генетических и других аналогичных центров.
2. группа — период от зачатия до родов, когда проводятся самые активные мероприятия, особенно в первые месяцы беременности.
3. группа — период родов, включает в себя мероприятия по безопасности родовспоможения и предупреждения осложнений в родах.
4. группа — период раннего детства (до 1 года) или младенчество —мероприятия по активизации грудного вскармливания и иммунизации.
5. группа — период дошкольного возраста (1-7 лет). Задачи: рациональное питание и физическое развитие ребенка.
6. группа — школьный возраст. Задачи: приучение детей к оздоровительным процедурам, проведение санитарно-гигиенического обучения, пропаганда здорового образа жизни.
По результатам комплексной оценки здоровья дети разделяются на 5 групп здоровья. К 1-й группе относят здоровых детей с нормальным развитием и нормальным уровнем функций; ко 2 группе — здоровых, но имеющих функциональные и некоторые морфологические отклонения; к 3 группе — детей, больных хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма; к 4 группе — детей, больных хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями; к 5 группе — детей, больных хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма (они, как правило, не посещают детские учреждения).
Второе направление — организация медицинской помощи детям в учебно-воспитательных заведениях и детских стационарах. Детям и подросткам в детских учебно-воспитательных учреждениях администрация обеспечивает необходимые условия с целью сохранения и укрепления здоровья. Задачами медицинского персонала детских учебно-воспитательных учреждений являются: обследование детей поступающих в детские дошкольные и школьные заведения; медицинский контроль за санитарно-гигиеническими условиями воспитания и обучения, соблюдением режима дня (преимущественно в дошкольных учреждениях), питанием, физическим воспитанием и закаливанием.
Третье направление — санаторно-курортное лечение, являющееся сегодня основной формой оздоровления подрастающего поколения.
В настоящее время осуществляется реализация подпрограммы «Здоровый ребенок», включенной в состав Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2002 г. № 732). По данным официального сайта Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в ходе реализации подпрограммы «Здоровый ребенок» осуществлялось строительство и реконструкция 40 учреждений детства и родовспоможения системы здравоохранения, включенных в федеральную инвестиционную программу на 2020 год.
Плотников П.В.-
доктор педагогических наук
доктор философии, профессор, академик
Международной Академии наук
педагогического образования (МАНПО) г. Москва
Предлагает Вам следующие задания по самостоятельной работе (СРС) :
-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя социальной педагогики высшей школы (до 15 минут);
-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной и актуальной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;
-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике;
подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы, оцените по пяти бальной системе;
-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам,правилам, формулам и т. д.,
что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;
-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один, оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой, педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).
Желаю успешно провести свое зачетное выступление!
Тема Вашего зачетного выступления №29
«Миграция и проблемы социальной работы с детьми»
Миграция населения – перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства. Миграция подразделяется:
· по типу: внешняя (за пределы страны), внутренняя (в пределах одной страны): межрегиональная, сельско-городская (например, регулярные поездки к месту учебы или работы за пределы своего населенного пункта);
· по причинам: добровольная, вынужденная (перемещение из зон экологических бедствий, военных действий);
· по виду: возрастная (с окончательной сменой места жительства), временная и сезонная.
Людям, покинувшим места своего проживания вследствие совершенного в отношении них насилия или преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности, к определенной социальной группе или политических убеждений, соответствующим государственным органом присваивается статус беженца или вынужденного переселенца, закрепленный в международно-правовых актах.
Основные проблемы:
· Финансовое неблагополучие, отсутствие средств к существованию.
· Психологические стрессы. Характерной чертой психологического состояния является так называемая категория «утрата» (привычного жилья, личных вещей, друзей, а часто родителей и близких родственников). Все это вызывает тяжелые психические расстройства.
Лишенные заботы родных и близких, некоторые дети вынуждены самостоятельно добывать себе средства к существованию, порой даже незаконными способами (насилие, грабеж, разбойное нападение).
· Проблемы, связанные с пребыванием ребенка в образовательных учреждениях. Например, незнание языка и культуры региона нового поселения приводит к отставанию от других учащихся в изучении школьных предметов, к чувству дискомфорта.
Т.о., дети семей беженцев и вынужденных переселенцев испытывают проблемы разнообразного характера: бытовые, материальные, психолого-педагогические, что приводит к различным формам психосоциальной и педагогической дезадаптации.
В социальной работе семей беженцев и вынужденных переселенцев выделяют два аспекта – практическая социальная работа и организационная работа.
Практическая социальная работа с мигрантами проводится по следующим направлениям:
Социальное направление (работа осуществляется в контакте с различными ведомствами) включает в себя консультирование; мероприятия по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях; выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи; социальная диагностика; оказание помощи в получении пенсий и пособий; содействие в организации групп самопомощи и взаимопомощи; выявление лиц с девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных семей, профилактика девиантного поведения; организация культурно - досуговой работы с престарелыми и инвалидами; профилактика бездомности и детской беспризорности.
Информационный (работа осуществляется в контакте с Госкомстатом РФ и СМИ): информирование о деятельности социальных служб; сбор информации о мигрантах и ее систематизация; доведение до общественности проблем миграции и мигрантов.
Правовое направление (работа осуществляется в контакте с судебными и правоохранительными органами): защита прав мигрантов; предоставление информации об их правах, обязанностях; правовое консультирование.
Медико-социальное направление (работа осуществляется в контакте со службами здравоохранения): оказание доврачебной медицинской помощи; оказание содействия в приобретении лекарств и др.)
Психологическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования и здравоохранения): психологическое консультирование; психологическая помощь в острых кризисных ситуациях; психологическая диагностика развития детей и подростков.
Социально-психологическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образовании, здравоохранения и правоохранительными органами): проведение консультаций по вопросам семьи и воспитанию детей; социально – педагогическая работа с детьми и подростками; специализированная (коррекционная) социально – педагогическая помощь детьми и подростками, имеющим проблемы в обучении; проф. Консультирование и содействие получению проф. Образования подростками и молодежью из числа мигрантов; профилактика девиантного поведения; проведение досуговых мероприятий для детей и подростков.
Финансовое и материальное направление – предоставление финансовой материальной помощи (ссуды, продукты питания, вещи, лекарства, строительные материалы).
Экономическое направление: консультирование по экономическим вопросам.
Трудовое направление (работа осуществляется в контакте со службами занятости): оказание содействия в получении работы; консультирование по вопросам труда, занятости и профориентации; помощь в профессиональной подготовке и переподготовке.
Социальный работник должен иметь ввиду, что семьи вынужденных переселенцев переживают кризисные ситуации, которые могут спровоцировать и развить у детей отклонения в поведении, обострить недостатки семейного воспитания. Поэтому в ходе работы с детьми должны преодолеваться следующие негативные стереотипы взрослых членов семьи:
· Устойчивое желание многих родственников передать ребенка с его проблемами под постоянный патронаж психолога, социального работника или психотерапевта с личной позицией самоустранения от разрешения кризисной ситуации;
· Отказ от эмоционального принятия ребенка в единстве его позитивных и новых негативных черт, перенос ответственности за закрепление деструктивных свойств на действие «генетического» или «социально – средового» фактора, исключая формы личной ответственности;
· Отказ от понимания необходимости комплексного использования методов и средств реабилитационного подхода.
В работе с родителями можно применять следующие методы:
Изучение семьи и процесса воспитания в ней. Цель - вторичный направленный сбор информации о ребенке, проверка и уточнение гипотез;
Обсуждение и объяснение причин отклонений в психическом здоровье ребенка;
Решение вопроса о характере психолого-педагогического воздействия и заключение соглашения о дальнейшем сотрудничестве в ходе терапии; разработка совместно со специалистами рекомендаций для родителей. В качестве таковых могут выступать:
Обучение приемам общения с детьми с помощью использования эффективных средств (игратерапии, изотерапии, музыкотерапии, библиотерапии);
Овладение простыми навыками самоконтроля и саморегуляции;
Выработка умений на закрепление позитивных изменений в поведении ребенка;
Совместная оценка результатов работы и дача дальнейших рекомендаций.
Применяются следующие формы работы: совместные кеоллективные творческие дела для родителей и детей: дни семьи, конкурсы, викторины, выставки творчества, соревнования.
Итак, в разветвленной системе социальной помощи семьям мигрантов и их детям роль социального работника сводится к своеобразному посредничеству между учебно-воспитательными учреждениями и социальными службами, с одной стороны, учителями, воспитателями и родителями, с другой стороны.
Плотников П.В.-
доктор педагогических наук
доктор философии, профессор, академик
Международной Академии наук
педагогического образования (МАНПО) г. Москва
Предлагает Вам следующие задания по самостоятельной работе (СРС) :
-На основе предлагаемых тезисов, необходимо подготовить доклад для публичного и зачетного выступления перед слушателями (Вашими студентами) в роли преподавателя социальной педагогики высшей школы (до 15 минут);
-Рекомендуем Вам данные тезисы, дополнить более конкретной и актуальной информацией на заданную тему, расширить ее, дать рекомендации студентам для использования специальной литературы;
-Подготовьтесь отвечать на вопросы слушателей после доклада (3-5 вопросов), по изложенной тематике;
подготовьте три вопроса к слушателям, которые Вы им последовательно поставите после заданных Вам вопросов. Полученные Вами ответы, оцените по пяти бальной системе;
-Рекомендуем Вам для себя и студентов подготовить «словарик», в котором можете дать определения новым словам, терминам,правилам, формулам и т. д.,
что поможет Вам дать студентам, исчерпывающие ответы на поставленные ими вопросы;
-Вам будет назначено из числа слушателей Вашего доклада два эксперта. Один, оценит Ваши знания (по пяти бальной системе), другой, педагогическое мастерство (по 12-ти бальной системе).
Желаю успешно провести свое зачетное выступление!
Тема Вашего зачетного выступления №30
«Бродяжничество как социальная проблема»
Бродяжничество - скитание лица без постоянного места жительства и работы, без источников существования из одного пункта в другой или в пределах одного населенного пункта.
Бродяга — человек, который “добровольно или вынужденно” проживает вне жилого помещения, отказывается от помощи и находится в положении, которое опасно для его жизни и санитарного благополучия окружающих.
УК РФ (ст. 151) устанавливает уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в бродяжничество и попрошайничество как вид антиобщественных действий.
На протяжении последних лет факторами, определяющими уровень и состояние детской преступности в стране, являются безнадзорность и бродяжничество среди несовершеннолетних.
Причинами ухода из дома являются: выявленная у подростков склонность к бродяжничеству, (психиатры называют его синдромом бродяжничества), конфликты с родителями.
По вышеназванным причинам подростки уходят из дома, занимаются бродяжничеством, объединяются в группы, совершают преступления и сами становятся жертвами преступлений. Есть факты наличия венерических заболеваний у этой категории детей.
Как правило, ребят, найденных сотрудниками милиции на дорогах и улицах города, в подвалах и подъездах домов, до определения их места жительства доставляют в больницы либо в приют.
Председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев решил бороться с бродяжничеством. Он предлагает ввести обязательную регистрацию бомжей и время от времени проводить их санитарную обработку.
Бродяжничество - это социальная болезнь. Корни ее находятся в организме общества. Поэтому вылечить болезнь можно только при условии общего оздоровления организма. И здесь главное - правильно определить методику лечения.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 428.