Региональный опыт социальной защиты детства.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Решение проблем семьи становится центром государственной социаль­ной политики. Это объясняется тем, что определенная часть семей, не су­мевшая адаптироваться к изменившимся социально-экономическим усло­виям, испытывает недостаточность духовных и материальных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей.

В Саратовской области более 115 тыс. детей проживают в семьях «группы риска», в т. ч. свыше 14 тыс. — в семьях алкоголиков, наркома­нов и педагогически несостоятельных родителей. Из 1,5 тыс. несовершен­нолетних, попавших в приюты, лишь 2 % действительно сироты, осталь­ные - сироты при живых родителях.

В структуре министерства действует 46 центров социального обслужи­вания населения, в состав 39 из них входят отделения помощи семье и детям, свыше 10 учреждений, работающих с детьми-инвалидами, 5 цен­тров «Семья», Центр помощи семье и детям г. Саратова, 12 социально-реабилитационных центров (СРЦ) и социальных приютов, которые зачас­тую становятся «островками спасения» для детей, переживших предатель­ство родителей, жестокое обращение, пребывание на улице в асоциальной среде.

Специалистами социально-реабилитационных центров городов Балаково и Энгельса разработаны комплексные программы социальной реабилитации несовершеннолетних «Доброе начало» и «Счастливый ребенок». Важность проведения реабилитационных мероприятий несовершеннолетними не вы­зывает сомнения. Однако работа только с ребенком не всегда приводит к желаемым результатам.

Важное место отводится работе с семьей и ближайшим окружением ребенка. Поэтому с 2000 года начат процесс создания в области сети уч­реждений нового типа — центров «Семья». Открыто 5 центров социаль­ной помощи семье и детям «Семья» в городах Балаково, Балашове, Воль­ске, Энгельсе, Новоузенске с приютом на 30 мест.

Задачи, стоящие перед этими учреждениями — работа по ранней про­филактике семейного неблагополучия, содействие развитию внутреннего потенциала семьи. Центры «Семья» — своего рода «соц.поликли­ники», оказывающие комплексную соц.помощь семье и детям.В работе центров «Семья» важное значение придается созданию кри­зисных служб, служб помощи женщинам и детям, оказавшимся в соци.-опасном положении.

Во всех центрах созданы психолого-педагогические кабинеты, кабине­ты здорового образа жизни. Специалистами центров разработаны и осу­ществляются программы по различным направлениям работы. Так, на­пример, в Балаковском центре «Семья» на базе трех школ и профтехучи­лища работают реабилитационные клубы для подростков. Особо следует сказать о Саратовском центре помощи женщинам, семье и детям, где реализуется программа «Семья без насилия», проект которой был представлен на конкурс проектов по социальному обслуживанию се­мьи и детей в учреждениях социальной защиты населения Российской Федерации в 2000 году и по итогам отмечен дипломом. В рамках проекта в центре реализуется программа «Ненасильственные отношения в школе». На базе центра действует психологический консультативный кабинет. В целях профилактики случаев домашнего насилия в центре адаптированы и проводятся программы групповых психологических тренингов для под­ростков .Центром разработана программа социальной помощи выпускникам школ-интернатов города Это показывает, что в данных районах сложилась система организации досуга молодежи: определена нормативная база, межведомственная координация и контроль. Во всех районах существует достаточная материальная база, кадровый потенциал.

Социальная по­литика строится и решается, прежде всего, внутри муниципальных обра­зований, где приняты программы по социальной поддержке семей. Можно привести немало интересных примеров. Так, в Балаковском муниципаль­ном образовании в целях социализации нетипичных детей и предотвраще­ния детской инвалидности функционируют 3 специализированных дет­ских сада, в ряде детских садов открыты специализированные детские группы для осуществления коррекции, оздоровления и воспитательной работы с такими детьми. Открываются социальные группы для детей из неблагополучных семей, где специалисты центра «Семья» и детского до­школьного учреждения будут проводить совместную реабилитационную работу. В г. Саратове в соответствии с программой поддержки малообес­печенных семей предусматривается оказание ежемесячной материальной помощи детям-инвалидам.

Вместе с тем в большинстве муниципальных образований программы социальной помощи семье и детям не опираются на глубокий анализ ситуации в районе, не отражают специфики регионов, в них не определены приоритеты в осуществлении мер семейной политики. Их комплексность во многом выражается лишь в объединении мероприятий, относящихся к компетенции различных ведомств.

Имеющиеся в распоряжении муниципальных образований админист­ративные возможности воздействия на нерадивых родителей практически не используются. Особенно явно бездействие органов местного само­управления проявляется в профилактике детской безнадзорности, хотя известно, что 80 % «детей улицы» имеют живых родителей. Бродяжниче­ство становится образом жизни не только взрослых, но и детей.

Например, не открыты социально-реабилитационные центры для несо­вершеннолетних в Октябрьском и Волжском районах г. Саратова, в тече­ние трех лет не выделяются помещения для этих учреждений. Не функ­ционируют социальная гостиница и кризисные стационары в центре по­мощи женщинам, семье и детям г. Саратова. Еще одна проблема — существующий порядок формирования областных программ, статус кото­рых не позволяет определять в качестве исполнителей органы власти му­ниципальных образований. Очевидно, нужно изменить систему разработ­ки областных программ и формировать их на основе конкурсных заявок МО, связывая их с выделением субвенций и дотаций местным бюджетам. Кроме того, необходимо осознание на всех уровнях государственной и исполнительной власти того, что вся социальная политика это и есть семейная политика. Причина достаточно скромных успехов — в отсутст­вии оценки всех принимаемых в области решений с точки зрения положе­ния семьи и детей.

социальной реабилитации; детских домах; школах-интернатах; иных учебных заведениях независимо от типа и ведомственной принадлежности.

2. Закон Саратовской области принят Саратовской областной Думой 29 декабря 2004 года «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Так в ст. 4 данного закона говориться о правах молодежных и детских объединений.

3. Программа «Дети и семья» областной целевой программы «Дети Саратовской области» на 2007-2010 годы. Основанием для разработки программы являлось распоряжение Правительства области от 21апреля 2006 года №117- Пр «О подготовке областной целевой программы «Дети Саратовской области» на 2007-2010 годы» Так целями подпрограммы являются: обеспечение социальной поддержки и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; профилактика семейного неблагополучия. В рамках направления «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривается совершенствование системы профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, детской беспризорности и безнадзорности; развитие инновационных форм и технологий профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 220.