Система излюбленных приемов, определенный склад мышления, манера общения, способы предъявления требований – все эти черты, неразрывно связанные с системой взглядов и убеждений, называют индивидуальным стилем педагогической деятельности.
Обнаружение ведущего фактора индивидуальности (или их характерных сочетаний) позволяет условно выделить несколько ведущих типов педагогов
Эрудит – педагогическое творчество у него – производное от глубокой культуры, гуманизма, энциклопедических знаний.
Артист – импульсивный, экспрессивный, раскован в выражении эмоциональных состояний, легко и быстро перестраивается, удачно и свободно импровизирует.
Коммуникатор – быстро устанавливает контакты, умеет расположить к себе, умело выходит на сотрудничество и сотворчество с детьми, родителями и должностными лицами.
Организатор – видит перспективу, умеет просчитать варианты, удачно распределяет обязанности, способен убедить, добиться исполнения.
Романтик – педагог с большой фантазией, мастер инициатив, гипотез, проектов
Интуитивист – больше доверяет чувствам, чутью, интуиции, чем логическим доводам. Часто с ходу находит верное решение, но может и ошибиться.
Рационалист – чаще нетороплив, несуетлив, спокоен, действует уверенно и стремительно. Отдает предпочтение строго научным доказательствам, опирается на заранее продуманные проекты.
Педагогическое творчество предполагает наличие комплекса общих творческих качеств, характеризующих любую творческую личность независимо от рода ее деятельности: эрудированности, чувства нового, способности к анализу и самоанализу, гибкости и широты мышления, активности, волевых качеств характера, развитого воображения, умения прогнозировать и др. Для творческой деятельности весьма существенны и выделяемые многими исследователями (Ф.И.Ганоболин, Н.В.Кузьмин, В.А.Сластенин, В.А.Крутецкий, А.И.Щербаков) специфические педагогические способности и качества личности: педагогическая наблюдательность, распределение внимания, умение передать другим накопленные знания, способность понять и принять воспитанника, педагогическая эмпатия, умение проектировать развитие ребенка и подростка, педагогический такт.
В личности педагога-воспитателя общие и специфические черты неразрывно слиты. Всю совокупность черт, характеризующих творческую личность, можно условно свести к интегральным характеристикам:
1.направленность, нацеленность педагога на развитие другого человека, желание помочь его становлению, стремление к поиску лучших решений в этой области. Направленность личности определяется прежде всего гуманистическими нравственными идеалами. Преданность гуманистическим идеалам, вера в человека, понимание его роли в развитии мира и его самоценности – основа таких определяющих качеств, как умение чутко улавливать требования времени, понять и предвидеть социальный заказ, искать и находить пути и средства решения задач, встающих перед школой и образованием в целом. Творческой личности присущи особая педагогическая увлеченность, нацеленность на оптимальны результаты свободного развития человека, глубокое уважение к ребенку.
2. эрудиция педагога, его общая культура, начитанность, широта интересов. Для творческих людей материал из сфер, далеких от их профессий, нередко служит источником оригинальных идей и нестандартных решений.
3.способности, которые определяет мера соответствия личностных и профессиональных качеств человека требованиям педагогической деятельности. Имеется ряд подходов к выделению и классификации пед. способностей. В работах Н.В.Кузьминой выделены перцептивно-рефлексивные способности, которые являются основой пед. интуиции, и группа проективных способностей, куда входят гностические, проектировочные, коммуникативные и организационные способности. В.А.Крутецкий предложил следующую классификацию способностей:
- дидактические способности проявляются:1) в возможности доступно, ясно преподнести учебный материал; 2)в наличии установки на учет психологических особенностей обучающихся, уровня их подготовки; 3)умении организовать урок; 4)в умении перестраиваться по ходу урока в зависимости от складывающихся обстоятельств
- академические (связаны с компетентностью в области преподаваемого предмета, с широтой кругозора)
- перцептивные – способность педагога проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность
- речевые - умение учителя четко и ясно выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
- организаторские - способность педагога организовать коллектив, сплотить его
- авторитарные – возможность педагога оказать непосредственное эмоционально-волевое влияние на учащихся, завоевать авторитет
- коммуникативные – способность педагога в организации общения с детьми
- пед. воображение – способность предвидеть последствия своих действий.
Творческий процесс требует определенных умений и навыков.
Н.В.Кузьмина и А.К.Марченко выделяют следующие умения:
- конструктивные (умение отбирать учебно-воспитательный материал и проектировать его в соответствии с конкретными целями и воспитания,
проектировать личность школьника.
- коммуникативные умения служат установлению правильных взаимоотношений с воспитанниками, обеспечивает эффективность пед. общения
- гностические умения помогают использовать литературу, использовать опыт передовиков и анализировать свой опыт
- организаторские умения (организация учеников на разные виды деятельности,
частей:
- введение содержит обоснование актуальности и проблемности выбранной
темы, определение объекта и предмета, структуры и методов, указывает, в чем новизна и практическая значимость.
- теоретическое обоснование включает анализ литературы и других источников по интересующей проблеме, изложение теоретической концепции, излагаются основные постулаты и гипотезы.
- далее следует описание опытной и экспериментальной работы, их анализ и обобщение.
- заключение содержит выводы, где формулируется, что нового внес автор в теорию
- библиография – перечень используемой литературы
Дата: 2019-12-22, просмотров: 264.