Конфликт - процесс резкого обострения противоречия и борьбы 2-х или более сторон (участников) в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.
Выделяют следующие функции конфликта:
1. деструктивная - это разрушение совм.деятельности, ухудшение,распад отн-ий, а также ухудшение самочувствия.
2. конструктивная :
- конфликт является важнейшим источником развития личности, группы;
- конфликт через открытую конфронтацию освобождает группу от подтачивающих её факторов;
- конфликт способствует развитию взаимоотношений между участниками.
Виды конфликтов:
1. по степени вовлечённости людей в конфликт:
- внутриличностный - отдельные черты личности вступают в противоречие,
отдельные особенности личности противоречат поведению человека;
- межличностный - возникает между двумя (или более) отдельными личностями
(конфронтация по поводу потребностей, мотивов, ценностей и т.д.);
- личностно-групповой - возникает в случае не соответствия поведения
личности групповым нормам и ожиданиям;
- межгрупповой - происходит становление стереотипов поведения, норм,
целей различных групп.
2. по степени остроты противоречий:
- недовольство;
- разногласие;
- противоречие;
- раздор;
- вражда.
3. по проблемно-деятельностному признаку:
- управленческие;
- педагогические;
- производственные и т.д.
Динамика развития конфликтной ситуации состоит из следующих этапов:
1. возникновение объективной конфликтной ситуации (ситуация потенциального
конфликта);
2. осознание объективной конфликтной ситуации, для осознания конфликта
особую роль играет инцидент. К сигналам конфликта Корнелиус и Фейр относят:
- кризис (временный или окончательный разрыв отношений);
- напряжение (предвзятое мнение, искажающее восприятие слов и поступков
партера);
- недоразумение (ложные выводы, отсутствие взаимопонимания);
- дискомфорт (ощущение неудобства);
- стычки и ссоры (действия участников сигнализирующих о конфликте).
3. конфликтное действие (конфликт осознан, стороны переходят к действиям, которые направлены на блокирование достижений противоположной стороны)..Здесь у каждого участника выделяется так называемый ранг (совокупность личностных, статусных, материальных ресурсов, которые человек задействует для победы.
4. стадия разрешения конфликта или исхода (осуществляется преобразование образа конфликта, имеющего у оппонентов, а также изменение объективной конфликтной ситуации). Разрешение конфликта может быть частичным или полным.
Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, включающий в себя:
- анализ и оценку ситуации
- выбор способа разрешения конфликта
- формирование плана действий
- его реализация
- оценка эффективности своих действий.
Взаимодействуя с участниками при урегулировании конфликта, соц. педагог должен использовать следующие тактики поведения:
1. тактика поочередного выслушивания на совместной встрече.
2. сделка
3. челночная дипломатия
4. давление на одного из участников конфликта
5. директивное воздействие
Правила грамотного преодоления конфликта:
1.попытка себя поставить на место конфликтующей стороны (рефлексия)
2.осмысление создавшейся ситуации и отсутствие поспешных выводов
3.отсутствие новых участников конфликта
4. при обсуждении необходимо анализировать мысли противоположных сторон.
Соц.- пед прогноз, диагноз.
Технология научно-дисциплинарного диагностирования занимает начальное место. В широком смысле слова целью диагностирования является диагноз, т.е. установление факта совпадения единичного с целым, его отношения к определенному классу сущностей. Эта цель трансформируется на уровне социальной педагогики, формируя технологию социально-педагогического диагностирования. Относительно самостоятельное направление научного знания, изучающее закономерности, объект, предмет, цели и задачи социально-педагогического диагностирования, называется социально-педагогической диагностикой.
Технология социально-педагогического прогнозирования - следующий этап в логике технологического цикла познавательной и преобразовательной деятельности в связи с необходимостью поиска возможных перспектив развития исследуемого социально-педагогического объекта.
Эта технология достаточно сложна в силу специфики прогнозного фона (общество в целом), самого прогнозного процесса и его цели - определения возможных перспектив развития социально-педагогических объектов. Результатом применения технологии прогнозирования выступает социально-педагогический прогноз - вероятное суждение о состоянии объекта социально-педагогической практики в будущем; в узком смысле слова - перспективы развития социально-педагогического объекта, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого объекта.
Любой прогноз предусматривает не менее трех вариантов будущих перспектив развития объекта. Если возникают более благоприятные социально-педагогические условия, то такая перспектива выбирается в качестве оптимальной. Если развитие социально-педагогического объекта происходит в ухудшающихся условиях, то перспектива оценивается как пессимистическая. В случае же, когда существующие условия пролонгируются без изменений, то такая перспектива носит название средней альтернативы. Полученные прогнозные варианты развития того или иного социально-педагогического объекта являются входной информацией для разработки конкретных его моделей.
87.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 277.