Характеристика конфликта. Технология педагогического разрешения конфликта.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конфликт - процесс резкого обострения противоречия и борьбы 2-х или более сторон (участников) в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Выделяют следующие функции конфликта:

1. деструктивная - это разрушение совм.деятельности, ухудшение,распад отн-ий, а также ухудшение самочувствия.

2. конструктивная :

- конфликт является важнейшим источником развития личности, группы;

- конфликт через открытую конфронтацию освобождает группу от подтачивающих её факторов;

- конфликт способствует развитию взаимоотношений между участниками.
Виды конфликтов:

1.  по степени вовлечённости людей в конфликт:

- внутриличностный - отдельные черты личности вступают в противоречие,
отдельные особенности личности противоречат поведению человека;

- межличностный - возникает между двумя (или более) отдельными личностями
(конфронтация по поводу потребностей, мотивов, ценностей и т.д.);

- личностно-групповой - возникает в случае не соответствия поведения
личности групповым нормам и ожиданиям;

- межгрупповой - происходит становление стереотипов поведения, норм,
целей различных групп.

2.  по степени остроты противоречий:

- недовольство;

- разногласие;

- противоречие;

- раздор;

- вражда.

3.  по проблемно-деятельностному признаку:

- управленческие;

- педагогические;

- производственные и т.д.

Динамика развития конфликтной ситуации состоит из следующих этапов:

1. возникновение объективной конфликтной ситуации (ситуация потенциального
конфликта);

2. осознание объективной конфликтной ситуации, для осознания конфликта
особую роль играет инцидент. К сигналам конфликта Корнелиус и Фейр относят:

- кризис (временный или окончательный разрыв отношений);

- напряжение (предвзятое мнение, искажающее восприятие слов и поступков
партера);

- недоразумение (ложные выводы, отсутствие взаимопонимания);

- дискомфорт (ощущение неудобства);

- стычки и ссоры (действия участников сигнализирующих о конфликте).

3. конфликтное действие (конфликт осознан, стороны переходят к действиям, которые направлены на блокирование достижений противоположной стороны)..Здесь у каждого участника выделяется так называемый ранг (совокупность личностных, статусных, материальных ресурсов, которые человек задействует для победы.

4. стадия разрешения конфликта или исхода (осуществляется преобразование образа конфликта, имеющего у оппонентов, а также изменение объективной конфликтной ситуации). Разрешение конфликта может быть частичным или полным.

Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, включающий в себя:

- анализ и оценку ситуации

- выбор способа разрешения конфликта

- формирование плана действий

- его реализация

- оценка эффективности своих действий.

Взаимодействуя с участниками при урегулировании конфликта, соц. педагог должен использовать следующие тактики поведения:

1. тактика поочередного выслушивания на совместной встрече.

2. сделка

3. челночная дипломатия

4. давление на одного из участников конфликта  

5. директивное воздействие

Правила грамотного преодоления конфликта:

1.попытка себя поставить на место конфликтующей стороны (рефлексия)

2.осмысление создавшейся ситуации и отсутствие поспешных выводов

3.отсутствие новых участников конфликта

4. при обсуждении необходимо анализировать мысли противоположных сторон.









Соц.- пед прогноз, диагноз.

Технология научно-дисциплинарного диагностирования занимает начальное место. В широком смысле слова целью диагностирования является диагноз, т.е. установление факта совпадения единичного с целым, его отношения к определенному классу сущностей. Эта цель трансформируется на уровне социальной педагогики, формируя технологию социально-педагогического диагностирования. Относительно самостоятельное направление научного знания, изучающее закономерности, объект, предмет, цели и задачи социально-педагогического диагностирования, называется социально-педагогической диагностикой.

Технология социально-педагогического прогнозирования - следующий этап в логике технологического цикла познавательной и преобразовательной деятельности в связи с необходимостью поиска возможных перспектив развития исследуемого социально-педагогического объекта.

Эта технология достаточно сложна в силу специфики прогнозного фона (общество в целом), самого прогнозного процесса и его цели - определения возможных перспектив развития социально-педагогических объектов. Результатом применения технологии прогнозирования выступает социально-педагогический прогноз - вероятное суждение о состоянии объекта социально-педагогической практики в будущем; в узком смысле слова - перспективы развития социально-педагогического объекта, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого объекта.

Любой прогноз предусматривает не менее трех вариантов будущих перспектив развития объекта. Если возникают более благоприятные социально-педагогические условия, то такая перспектива выбирается в качестве оптимальной. Если развитие социально-педагогического объекта происходит в ухудшающихся условиях, то перспектива оценивается как пессимистическая. В случае же, когда существующие условия пролонгируются без изменений, то такая перспектива носит название средней альтернативы. Полученные прогнозные варианты развития того или иного социально-педагогического объекта являются входной информацией для разработки конкретных его моделей.

87.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 228.