Методика решения соц. проблем ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этапы решения любой проблемы ребенка, требующей вмешательства соц. педагога, начинается с диагностирования проблемы, или, иначе говоря, ее соц.-пед. исследования, которое включает в себя обязательный этап сбора анализа и систематизации информации. На основе этой информации впоследствии может быть сделано то или иное заключение. Соц-пед исследование проблемы может быть определено как совокупность последовательно разворачиваемых действий в конкретной ситуации, включающая в себя следующие этапы:

1.первичное знакомство с ситуацией, определение смысла и цели изучения проблемы

2.более подробное изучение реальной картины проблемной жизненной ситуации, выбор методов и средств ее исследования, изучение состояния и условий протекания процесса соц. становления

3.изучение состояния соц. среды и условий развития ее пед. целесообразности

4.изучение предшествующего опыта соц-пед. деятельности по разрешению подобных проблем соц. жизни подопечных

5.сбор дополнительной информации, анализ и обобщение полученных данных

6.формулировка выводов и разработка рекомендаций для разных категорий участников данной ситуации.

Следующий этап – поиск путей решения проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель, и в соответствии с ней выдвигаются конкретные задачи деятельности. Выполнение задач может осуществляться двумя путями. Первый путь заключается в том, чтобы решить проблему ребенка уже известным способом, с применением разработанных и апробированных технологий, и поэтому задача соц. педагога здесь состоит в выборе именно той технологии, которая обеспечит спешное разрешение проблемы. Для этого соц. педагог должен быть вооружен знаниями обо всех существующих соц-пед. технологиях, а также умением выбрать из них ту, которая необходима в конкретном случае. Если это не удалось, то соц. педагог должен уметь составить свою собственную программу решения проблемы.

В зависимости от того, какую технологию соц. педагог применяет, он вбирает соответствующие методы (убеждение, упражнение) и формы (индивидуальная, групповая), определенные средства, которые использует в работе и которые позволяют ему решить проблему ребенка, т.е. разрабатывает программу соц.-пед деятельности по разрешению данного типа проблемы и реализует ее.

По окончании работы соц. педагог должен оценить, насколько правильно решена проблема ребенка. Если соц. педагог не смог решить проблему или решил только частично, то необходимо выяснить, на каком этапе были допущены ошибки. В этом случае необходима корректировка деятельности соц. педагога на каждом этапе и повторная попытка решения.

Планирование деятельности социального педагога

Планирование — основа управления. Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период. Цель планирования работы социального педагога — выработка единства действий с администрацией и педагогическим коллективом, С одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами — с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности. Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффек­тивных путей и средств достижения целей.

К числу основных принципов планирования специалисты относят:

- научность — конкретность основных позиций плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагает учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;

- скоординированность (согласованность) — соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами работы школы, отдельных подразделений образовательного учреждения и др.;

- оптимальность — выбор содержания и формы построения плана, наиболее подходящих для конкретных условий;

- перспективность — построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей;

- коллегиальность — использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов;

- конкретность — четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей.

Разработка плана может строиться по следующей схеме:

- ознакомление с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;

- изучение литературы по общим основам планирования;

- изучение научных рекомендаций по конкретному планируемому вопросу;

- анализ недостатков плана работы за прошлый учебный гол;

- изучение рекомендаций НОТ;

- подготовка проекта плана;

- коллективное обсуждение отдельных аспектов плана. Рассмотрение проекта плана работы на методическом объединении и утверждение его на заседании педагогического совета.

В деятельности социального педагога используются различные формы планов:

- план годовой или на полугодие, в образовательном учреждении выступающий как часть плана работы школы (перспективный план). Возможно планирование и на более длительный срок.

- план работы на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю (календарный план). Формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки;

- план проведения конкретных акций, форм работы, планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных.

Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее. Он выстраивается на основе анализа прошлого и с учетом настоящего состояния дел.

Календарное планирование уточняет определенные перспективным планом и оперативной обстановкой мероприятия и события. Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, когда четко установлена временная последовательность основных элементов социально-педагогической деятельности. План-график позволяет упорядочение расположить предстоящую деятельность. План-сетка наглядно (с помощью матрицы, введения наглядных символов и обозначений) представляет весь объем запланированной работы на определенный период.

План конкретного мероприятия строится по принципу плана-графика, но в нем указаны действия, сроки, исполнители в рамках только одного события.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 234.