Методика социальной профилактики, коррекции, реабилитации.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под профилактикой понимается научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание нормального уровня жизни и здоровья людей содействие           им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

Психолого-педагогическая профилактика — это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те иди иные недостатки в развитии детей. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при возникновении у ученика пробелов в ЗУН по конкретному предмету учитель дает ему индивидуальные задания, дополнительно разъясняет материал, дает советы по организации домашнего учебного труда, предупреждая таким образом пед.запущенность или неуспеваемость ребенка. Третья группа профил.мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. Например, педагог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, профилактируя развитие негативных личностных свойств.

Первые два подхода можно отнести общей профилактике, а третий — к специальной. Специальной профилактикой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика школьных страхов и т.п.

В последние годы много внимания уделяется ранней профилактике отклонений в развитии личности ребенка. Это связано со следующими причинами: детство является тем периодом, в котором закладывается фундамент личности; в детстве закладываются нравственные и этические эталоны; в детстве формируются правилосообразное поведение и нормативная деятельность; — нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению; в этом периоде ребенок обладает повышенной внушаемостью, подражаемостью; в этом периоде ребенок зависим от взрослого; а родители и педагоги — его главные авторитеты.

Соц-пед.профилактика — это система мер соц.воспитания, направленных на создание оптимальной соц.ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности, соц-пед.профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий соц.воспитания или перестройку их взаимодействия.

Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).

В профессиональной деятельности социального педагога особое место занимает реабилитационная и коррекционная работа с подопечными.

Реабилитация - комплекс медицинских, соц-экономических, пед-их, юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения. Процесс реабилитации нацелен не только на восстановление способностей человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и на определенные изменения самой среды, условия жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким либо причинам.

Основные принципы осуществления реабилитации: дифференцированность комплексность, последовательность, преемственность, доступность и преимущественно бесплатность для наиболее нуждающихся (беженцев, безработных, инвалидов и др.)В рамках реабилитационной деятельности ученые выделяют различные уровни: мед-ий, соц-бытовой, соц-психологический, соц-правовой, соц-ролевой, проф-трудовой.

Основные этапы индивидуальной реабилитационной работы с воспитанником

1.  Определение исходного реабилитационного потенциала: оценка возможностей развития социально-бытовых навыков; первичное медицинское обследование; выявление острых психологических проблем, оказание психологической поддержки при наличии кризисного состояния, составление рекомендаций по обучению, выявление педагогических проблем; выявление отношений к трудовой деятельности, определение профессиональных интересов.

2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации: развитие навыков социально-бытового самообслуживания; составление комплекса медицинских реабилитационных мероприятий; подбор комплекса индивидуально-ориентированных методик психокоррекции, психотерапии; разработка индивидуального плана обучения.

3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка: адаптация ребенка к условиям жизни учреждения, социально-бытовое обучение и воспитание; периодическое медицинское обследование, периодическая психологическая диагностика, психокоррекция и психотерапия выявленных нарушений,

Социально-педагогическая коррекция - деятельность специалиста по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям,

Дата: 2019-12-22, просмотров: 297.